о признании нормативного правовогго акта органа местного самоуправления противоречащим закону



Дело № 2-278-11                                                                                                       

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 года                                                                                                       село Майя

Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Билюкиной И.Г., при секретаре Пинигиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мегино-Кангаласского района к администрации муниципального образования «село Майя» о признании пунктов 3, 4.1 части 1 статьи 6, пункт 6 части 1 статьи 24, часть 3 статьи 35, статью 53, части 1, 3, 4 статьи 56, пункт 7 части 1 статьи 59 Устава муниципального образования «село Майя» противоречащими Федеральному закону № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор района обратился в суд иском к администрации муниципального образования «село Майя» (далее МО «село Майя») о признании пунктов 3, 4.1 части 1 статьи 6, пункт 6 части 1 статьи 24, часть 3 статьи 35, статью 53, части 1, 3, 4 статьи 56, пункт 7 части 1 статьи 59 Устава муниципального образования «село Майя» противоречащими Федеральному закону № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указав, что решением сельского Совета МО «село Майя» от 24 января 2008 года № СС-1 принят Устав МО «село Майя» Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия). Устав в соответствии с федеральным законодательством был зарегистрирован.

Данное решение было обнародовано путем размещения в общедоступных местах. Отдельные нормы Устава в настоящее время не соответствуют требованиям федерального законодательства - Федерального закона № 131 - ФЗ от 06 октября 2003 года (с учетом изменений и дополнений) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон), нарушают права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц муниципального образования.

Так, ч. 3 ст. 35 Устава противоречит Федеральному закону от 04 июня 2010 года № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», согласно которому, необходимо в связи с изменением срока полномочий избирательной комиссии в ч. 3 ст.35 слова «четыре года» заменить словами «пять лет».

Пункт 4.1. ч. 1 ст. 6 Устава противоречит положениям Закона, изложенным в новой редакции Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 237 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому необходимо в п. 4.1 ч.1 ст.6 Устава МО слова «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)» исключить.

Также п. 3 ч. 1 ст. 6, п. 6 ч. 1 ст. 24, ч. 1, ч.3, ч. 4 ст. 56, п. 7 ч. 1 ст. 59 Устава противоречат положениям Закона, изложенным в новой редакции Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Согласно Закону, а также Федеральному закону от 08 мая 2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» необходимо пункт 3 части 1 статьи 6 Устава изложить в следующей редакции:

«3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа»;

Пункт 6 части 1 статьи 24 изложить в следующей редакции:

«6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;»

В статье 56:

«а) в части 1:

- слова «Органы местного самоуправления» заменить словами «муниципальное образование»;

- дополнить предложением следующего содержания «Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления»;

б) в части 3 слова «Глава наслежной администрации своим постановлением определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности не реже одного раза в год» заменить на «Постановлением наслежной администрации определяются цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, распоряжением наслежной администрации утверждаются их уставы, назначаются на должность и освобождаются от должности руководители данных предприятий и учреждений. Наслежная администрация заслушивает отчеты о деятельности муниципальных предприятий и учреждений не реже одного раза в год».

в) часть 4 исключить;

В пункте 7 части 1 статьи 59 слова «муниципальными учреждениями» заменить словами «казенными муниципальными учреждениями».

Также статья 53 Устава противоречит ст. 50 Закона, изложенной в новой редакции Федеральным законом от 03 ноября 2010 года № 286-ФЗ, согласно которой ч. 6 ст. 50 Закона исключена, в связи с чем, необходимо было ст. 53 Устава изложить в следующей редакции:

«Статья 53. Экономическая основа местного самоуправления

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета сельского поселения, а также имущественные права сельского поселения.

2. В собственности муниципального образования может находиться имущество, предусмотренное федеральным законодательством».

Согласно ч. 8 ст. 44 Федерального закона № 131 - ФЗ Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав МО подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

До настоящего времени вышеуказанные изменения федерального законодательства не зарегистрированы Управлением Министерства юстиции РФ по РС(Я), соответственно официально не опубликованы, то есть не вступили в силу и не подлежат применению. Таким образом, не закрепление полномочий и порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий, предусмотренных федеральным законодательством, нарушает интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования. Поскольку не закрепление полномочий и порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий, предусмотренных федеральным законодательством, создает возможность для произвольной трактовки органами местного самоуправления поселения их полномочий с целью извлечения незаконной выгоды, позволяет самостоятельно устанавливать объем своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, вторгаться в компетенции уполномоченных органов и их должностных лиц, руководителей организаций. Тем самым суд просит признать ч. 3 ст. 35, п.п. 3, 4.1. ч. 1 ст. 6, п. 6 ч.1 ст. 24, ч.ч. 1,3,4 ст. 56, п. 7 ч. 1 ст. 59, ст. 53 Устава МО «село Майя» противоречащими Федеральному Закону № 131-ФЗ и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Прокурор района Семенова С.Д. в суде свой иск поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Артемьев А.Ф. в суде с иском также согласился и пояснил, что действительно в действующем Уставе указанные статьи не соответствуют федеральному законодательству, новый Устав они приняли ДД.ММ.ГГГГ и направили в Министерство юстиции РФ по РС(Я) для регистрации, срок регистрации 1 месяц, новый Устав согласно входящему штемпелю Министерства юстиции поступил ДД.ММ.ГГГГ. Новый Устав составлен в соответствии с модельным проектом уставов муниципального образования, разработанного МЮ РФ по РС (Я), все изменения и дополнения федерального законодательства в новом Уставе внесены.

Суд, выслушав сторон, изучив материалы дела, находит установленными следующее:

Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Статья 3 Конституции Российской Федерации закрепляет, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Решением сельского Совета МО «село Майя» от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав МО «село Майя» Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия), зарегистрирован в соответствии с федеральным законодательством в Министерстве Юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ за государственным регистрационным номером . Данный Устав действует по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Решением сельского Совета МО «село Майя» от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав МО «Село Майя» в новой редакции, составлен протокол собрания и ДД.ММ.ГГГГ вынесено Решение № «О принятии устава муниципального образования в новой редакции». Данный Устав поступил в Министерство юстиции РФ по РС(Я) ДД.ММ.ГГГГ, срок регистрации - 1 месяц.

Как видно из информации из официального сайта Управления Министерства юстиции РФ по РС(Я) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Устав МО «Село Майя» не приведен в соответствии с Федеральным законом № 117-ФЗ от 04 июня 2010 года «О внесении изменений в Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Федеральным законом № 237-ФЗ от 27 июля 2010 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», Федеральным законом № 286-ФЗ от 03 ноября 2011 года «О признании утратившим силу части 6 статьи 50 Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года «О внесении изменений и отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Федеральным законом № 69-ФЗ от 21 апреля 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом № 192-ФЗ «О внесении в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и отдельные законодательные акты РФ», Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от 18.07.2011 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 18.07.2011 N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, выявлены следующие нарушения:

Пункт 3 части 1 и пункт 4.1. части 1 статьи 6 Устава противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 237 «О внесении изменений в жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»:

- п. 3 ч. 1 ст. 6 Устава № от ДД.ММ.ГГГГ изложен в следующей редакции: «создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа», должно быть: «создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа».

- п. 4.1. ч. 1 ст. 6 указанного Устава необходимо слова «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)» исключить.

Пункт 6 части 1 статьи 24 Устава изложен следующим образом: «определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений». Между тем согласно Федеральному закону № 83-ФЗ от 05 мая 2010 года «О внесении изменений и отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» п. 6 ч. 1 ст. 24 Устава необходимо изложить в следующей редакции: «определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений».

Вместе с тем, как видно из действующего на данный момент Устава МО «Село Майя» № от ДД.ММ.ГГГГ, часть 3 статьи 35 Устава противоречит ФЗ № 117 от 04 июня 2010 года, где «срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года», когда как должно быть «пять лет».

Статья 53 Устава противоречит статье 50 Закона, изложенной в новой редакции Федеральным законом от 03 ноября 2010 года № 286-ФЗ, согласно которой часть 6 статьи 50 Закона исключена, в связи с чем, необходимо было статью 53 Устава изложить в следующей редакции:

«Статья 53. Экономическая основа местного самоуправления

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета сельского поселения, а также имущественные права сельского поселения.

2. В собственности муниципального образования может находиться имущество, предусмотренное федеральным законодательством».

Часть 1 статьи 56 Устава гласит: «органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения»;

Часть 2 статьи 56 Устава: «решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений принимает сельская администрация»;

Часть 3 статьи 56 Устава: «учредителем муниципальных предприятий и учреждений от имени сельского поселения выступает сельская администрация. Глава сельской администрации своим постановлением определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности не реже одного раза в год».

Данные части 1, 2, 3 статьи 56 Устава противоречат Федеральному закону № 83-ФЗ от 05 мая 2010 года «О внесении изменений в0 отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Таким образом, в части 1 статьи 56 Устава «Органы местного самоуправления» заменить на «Муниципальное образование», в части 2 статьи 56 Устава дополнить «функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления», части 3 статьи 56 Устава заменить на «Постановлением наслежной администрации определяются цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, распоряжением наслежной администрации утверждаются их уставы, назначаются на должность и освобождаются от должности руководители данных предприятий и учреждений. Наслежная администрация заслушивает отчеты о деятельности муниципальных предприятий и учреждений не реже одного раза в год».

Часть 4 статьи 56 Устава исключить.

Пункт 7 части 1 статьи 59 Устава изложено: «часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативным правовым актом сельского Совета, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающихся после уплаты налогов и сборов» слова «муниципальными учреждениями» заменить на «казенными муниципальными учреждениями».

Согласно ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд признает исковые требования прокурора района законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Мегино-Кангаласского района к администрации муниципального образования «село Майя» о признании пунктов 3, 4.1 части 1 статьи 6, пункт 6 части 1 статьи 24, часть 3 статьи 35, статью 53, части 1, 3, 4 статьи 56, пункт 7 части 1 статьи 59 Устава муниципального образования «село Майя» противоречащими Федеральному закону № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - удовлетворить.

Признать пункты 3, 4.1. части 1 статьи 6, пункт 6 части 1 статьи 24, часть 3 статьи 35, статью 53, части 1, 3, 4 статьи 56, пункт 7 части 1 статьи 59 Устава муниципального образования «Село Майя» противоречащими Федеральному закону № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года (с учетом изменений и дополнений) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                         <данные изъяты>                                Билюкина И.Г.

<данные изъяты>