Дело № 2 - 19-11
копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Майя 27 января 2011 года
Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Билюкиной И.Г., при секретаре Пинигиной А.С., с участием пом. прокурора Лукина А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора района о признании бездействия администрации муниципального образования «Хаптагайский наслег» незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор района обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО «Хаптагайский наслег» незаконным, указав, что прокуратурой Мегино-Кангаласского района РС (Я) в ходе проведения проверки исполнения органами самоуправления Мегино-Кангаласского района законодательства о распоряжении муниципальной собственности установлено, что администрацией муниципального образования «Хаптагайский наслег» меры по регистрации объектов недвижимости не принимаются в нарушении Федерального закона от 06 октября 2003 года « 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона РС(Я) от 30 ноября 2004 года 171-3 № 349-III «О местном самоуправления в Республике Саха (Якутия)», Закона РС(Я) от 25 апреля 2003 года 18-3 № 37-III «О разграничении предметов ведения и полномочий, объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия)».
Прокурор Лукин А.П. в судебном заседании полностью поддержал заявление.
Глава администрации МО «Хаптагайский наслег» Гаврильева Е.Р. в суде с заявлением прокурора согласилась и пояснила, что при образовании МО «Хаптагайский наслег» были переданы районной администрацией на баланс недвижимые имущества: 12 квартирный жилой ... года постройки, 2-квартирный ... года постройки, 2-квартирный ... года постройки, здание сельского культурного центра, здание администрации, гараж, здание спорткомплекса. Земельные дела на объекты сделаны в ООО «Сир». Если раньше ограничивались техпаспортами с БТИ, то с Дата обезличена года требуют для регистрации права собственности кадастровые паспорта на объекты недвижимости. Из-за отсутствия денежных средств в бюджете наслега обновления имеющихся техпаспортов с БТИ зданий не проводились. В Дата обезличена году были выделены и перечислены Дата обезличена года ГУП РС(Я) «РЦТУиТИ» денежные средства из бюджета МО на обновление техпаспортов. Заявка была подана Дата обезличена года исходящий номер Номер обезличен, но до сегодняшнего дня исполнителем не произведены работы. Кадастровый паспорт 12-квартирного жилого дома сделан в Номер обезличен году. Из-за отсутствия в реестре о безвозмездной передаче Республики Саха (Якутия) в собственность муниципального образования «Мегино-Кангаласский улус (район)» Номер обезличен году 2-квартирного ... года постройки, 2-квартирного ... года постройки, здания сельского культурного центра государственная регистрация данных объектов невозможна. Неоднократно обращались в МУ АУМС с ходатайством о включении в реестр пропущенных объектов.
Суд, заслушав участников суда и изучив материалы дела, установил следующее:
Федеральный закон № 131 - ФЗ от 06.10.2010 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ-131) устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя гарантии его осуществления.
Согласно ст. 1 вышеуказанного ФЗ-131 местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Пунктом 5 части 1 статьи 33 Устава МО «Хаптагайский наслег» на наслежную администрацию возложены полномочия по управлению муниципальной собственностью муниципального образования, включая управление муниципальными учреждениями, предприятиями, а также учреждениями, предприятиями, переданными в хозяйственное ведение и оперативное управление муниципального образования.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно части 1 статьи 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Согласно части 2 статьи 8, статей 130,131,132,164 ГК РФ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и соответственно единственным основанием для распоряжения им.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ только собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом.
В силу статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
Как установлено в суде, на основании постановления тридцать третьей (внеочередной) сессии улусного собрания депутатом муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» от 15 декабря 2005 года № ПУС 33-4 «О безвозмездной передаче объектов муниципальной собственности МО «Мегино-Кангаласский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность вновь образованных муниципальных образований» муниципальному образованию «Хаптагайский наслег» переданы объекты жилого и производственного фонда.
Договором о безвозмездной передаче объектов муниципальной собственности муниципального образования «Мегино-Кангаласский улус (район)» РС(Я) в собственность муниципального образования «Хаптагайский наслег» от Дата обезличена года переданы Номер обезличен объектов (строений), а последними в соответствии с пунктом 2.2.1. приняты в муниципальную собственность по передаточному акту Номер обезличен от Дата обезличена года Номер обезличен объектов (строений):
- 12-квартирный жилой ... года постройки (ввода);
- 2-квартирный жилой ... года постройки;
- 2-квартирный жилой ... года постройки;
- Здание сельского культурного центра;
- Здание администрации, с гаражом находящиеся по адресу ... ...;
- Здание спорткомплекса;
Пунктом 2.2.2. указанного договора обязанность по регистрации права собственности на вышеперечисленные объекты (имущество) в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложена на администрацию МО «Хаптагайский наслег».
Согласно данным УФС Государственной регистрации, кадастра и картографии по РС(Я) в собственности администрации МО «Хаптагайский наслег» из приведенного выше перечня недвижимости по состоянию на Дата обезличена года ни один объект не зарегистрирован.
Бездействие органа местного самоуправления сельского поселения «Хаптагайский наслег», в лице наслежной администрации выражается в непринятии мер государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, что в свою очередь исключает возможность собственника осуществлять жилищно-правовые полномочия и обязанности по отношению к жилому помещению, владения, пользования, а также нести бремя содержания жилых помещений.
Администрацией МО «Хаптагайский наслег» не решаются определенные вопросы местного значения муниципального образования, тем самым нарушаются права граждан, проживающих на территории данного муниципального образования на осуществление местного самоуправления в полном объеме в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 131-ФЗ, гарантированные статьей 12 Конституции РФ.
Таким образом, указанные нарушения являются недопустимыми, так как неисполнение требований федерального законодательства государственной регистрации права собственности или иных вещных прав на объекты недвижимости нарушает интересы Российской Федерации, поскольку игнорирование требований государства, выраженное в законодательных актах, подрывает авторитет органов государственной власти, тем самым подлежат устранению. Заявление прокурора района является законным и обоснованным, бездействие администрации МО «Хаптагайский наслег» в не регистрации объектов недвижимости, является незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 258, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие администрации Муниципального образования «Хаптагайский наслег», выразившееся в непринятии мер в государственной регистрации права собственности объектов муниципальной собственности незаконным.
Обязать администрацию Муниципального образования «Хаптагайский наслег» в срок до Дата обезличена года произвести государственную регистрацию объектов муниципальной собственности в соответствии с установленным законодательством.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд РС (Я) через Мегино-Кангаласский районный суд РС (Я).
Судья: п\п Билюкина И.Г.
Копия верна, судья: Билюкина И.Г.