Приговор в отношении Нигматуллина В.Х. по ч.4 ст.111 УК РФ



                                                                                                                                 Дело № 1-50/10

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

13 июля 2010 года с. Киргиз-Мияки

Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе -

председательствующего судьи Гайсина З.М.,

при секретаре Татлыбаеве Р.М.,

с участием государственного обвинителя Хайретдиновой А.И.,

потерпевшего Н2

защитника Галяутдинова А.М., представившего удостоверение №  Номер обезличен, ордер Номер обезличен,

подсудимого Нигматуллина В.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по обвинению – Нигматуллина В.Х., Номер обезличен года рождения, уроженца ..., проживающего в ..., не судимого - обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,

У с т а н о в и л:

Нигматуллин В.Х. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Н1 повлекшее по неосторожности ее смерть при следующих обстоятельствах.

17 января 2008 года, в период времени с 19 до 00 часов, между Нигматуллным В.Х. и Н1 возникла ссора. Н1 в состоянии алкогольного опьянения, разбудив спящего Нигматуллина В.Х., стала оскорблять его, обзывать нецензурной бранью, унижая его мужское достоинство стала говорить, что рожденные в совместном браке дети не от него. Нигматуллин В.Х. на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, умышленно, с целью причинения телесных повреждений, нанес Н1 не менее трех ударов по различным частям тела руками и ногами. Своими действиями Нигматуллин В.Х. причинил Н1 телесные повреждения в виде - закрытой черепно-мозговой травмы, кровоподтека нижнего века левого глаза, кровоизлияний в мягкие ткани лобной, височной, затылочной областей, кровоизлияния в правую и левую височные мышцы, тупой травмы груди, кровоподтека области грудной клетки слева, закрытых переломов 5-6-7-8-9-10 ребер слева по передне-подмышечной линии с разрывами пристеночной плевры, справа закрытых переломов 3-4 ребер по средне-ключичной линии с повреждением целостности пристеночной плевры, перелома 6 ребра справа по передне-подмышечной линии, множественных двусторонних разрывов легочной плевры, кровоизлияний в правую и левую плевральные полости, тупой травмы живота с разрывом правой доли печени и кровоизлияния в    брюшную полость, кровоподтёков области левого, правого плеч, левого бедра, ягодицы слева, являющихся опасными для жизни и причинивших тяжкий вред здоровью. От причиненных телесных повреждений, сочетанной травмы с множественными двухсторонними переломами рёбер, разрывом печени, кровоизлияниями в обе плевральные и брюшную полость и развитием травматико-геморрагического шока, Н1 скончалась на месте происшествия.

Подсудимый Нигматуллин В.Х. в судебном заседании, виновным себя признал частично и показал, что 17 января 2008 года, после потребления спиртных напитков, он лег спать. Его разбудила супруга Н1, стала его тормошить, оскорблять нецензурными словами, унижать его мужское достоинство, говорить, что она имеет любовников, гуляет от него и дети, родившиеся в совместном браке, не от него. От сказанного у него потемнело в глазах, он стал безотчетно наносить ей удары руками и ногами в различные части тела. Сколько ударов и в какие части тела нанес, сказать не может. После чего лег спать. Примерно в 23 часа 30 минут его

разбудил сосед, А3, попросив закурить. А3 присел возле Н1, пощупал её пульс и сказал, что она мертва. Затем они совместно пытались вызвать скорую помощь и милицию. Причинять смерть не желал, в содеянном раскаивается.

Потерпевшая Н2 в судебном заседании показала, что о смерти матери узнала 18 января 2008 года, находясь в отъезде. Её мать, Н1, злоупотребляла спиртным, нигде не работала, неделями не находилась дома. На этой почве между родителями происходили скандалы. Семью содержал отец - Нигматуллин В.Х. Мать лечилась от алкоголизма, но это не помогло. Не верила, что в смерти матери виновен отец. Показала, что Нигматуллин В.Х. серьезно болен, страдает сахарным диабетом, гипертонией, является инвалидом, содержался под стражей по данному уголовному делу около двух лет, просит суд не лишать его свободы и назначить условное наказание.

Свидетель А1 в судебном заседании показала, что 17 января 2008 года, днём она зашла к Нигматуллиным, они пили пиво. Н1 была пьяна. Она дала Нигматуллину В.Х. 100 рублей на спиртное, сама ушла домой. Через некоторое время ее позвал Нигматуллин В.Х., чтобы употребить спиртное. Она зашла к ним, на кухне сидела Н1, каких-либо синяков у нее на лице не было. Затем пригласили ее брата А3 и вчетвером употребляли спиртное. Через некоторое время ее брат ушел, за ним ушла и она. В 23-м часу Нигматуллин В.Х. позвал ее допить спиртное. Она зашла к Нигматуллиным, затем пригласили и ее брата, А3, которому стало плохо и он ушел. Н1 с ними не было. Нигматуллин В.Х. сказал, что она спит. Немного посидев, она ушла домой. Н1 почти всегда находилась в нетрезвом состоянии, она плохо ходила, часто падала и в подъезде и на улице. Со слов Н1 она знает, что Нигматуллин В.Х. ее бил, что летом 2007 года он ее лопатой по спине ударил из-за того, что она не подоила корову. В январе 2008 года она попросила посмотреть спину, там у нее был синяк на всю спину. Н1 пояснила, что ее ударил Нигматуллин В.Х. Её брат А3 никого не избивал. Был случай, когда он с Н1 летом 2007 года в  бане поругался и толкнул ее и в ссоре, так же летом 2007 года толкнул ее в подъезде дома. О каких-либо денежных долгах между Н1 и ее братом она ничего не знает. Н1 занимала у нее незначительные суммы – 400-600 рублей, но в декабре 2007 года она рассчиталась. Оплатила все телефонные переговоры, так как говорила с их телефона. В ночь с 17 на 18 января 2008 года, после того, как она вернулась от Нигматуллиных, ее брат, А3, находился постоянно в одной с ней комнате, вышел только покурить и вернувшись сказал, что Н1 умерла.

Свидетель А3 в судебном заседании показал, что 17 января 2008 года, около 17 часов, его сосед, Нигматуллин В.Х., пригласил его для употребления спиртного. Н1 и его сестра - А1, были уже на кухне в квартиры Нигматуллиных. Каких-либо телесных повреждений у Н1 он не видел. Она ни на что не жаловалась. После употребления спиртного, около 19 часов он ушел домой. Через некоторое время вернулась и его сестра, А1 Он лег спать в одной комнате с сестрой и проснулся около 23 часов. Сестра сказала ему, что Нигматуллин В.Х. позвал допить спиртное и ушла к ним. Затем позвали и его. Он зашёл к Нигматуллиным, прошел на кухню. Нигматуллину он не видел, про нее не спрашивал. Он выпил немного водки, ему стало плохо и он ушёл к себе. После этого зашла его сестра. Около 00 часов он решил покурить, зашел к Нигматуллину В.Х. за сигаретами. В квартире работал телевизор. Н1 лежала на полу в зале, Нигматуллин В.Х. спал на диване в этой же комнате. Он попросил у него сигареты, на что Нигматулин В.Х. ответил, что сигареты на кухне. Взяв сигареты, он снова прошёл в зал, прикурил и увидел, что на полу возле лица Н1 кровь. Ее лицо и руки также были в крови. Он спросил у Нигматуллина В.Х. не дрались ли они. В ответ Нигматуллин В.Х. нецензурно выругался и сказал, что пару раз ударил ее ногой. Он пощупав пульс у Н1 и не обнаружив его понял, что она мертва. Он совместно с Нигматуллиным сходили за фельдшером, вызвали милицию. Сам он причастности к смерти Н1 не имеет. Н1 была ослабленной, с трудом ходила, держась за забор. Случалось, что она падала на улице.

Свидетель А2 в судебном заседании показала, что 17 января 2008 года, утром, около 10 часов, к ней в магазин за продуктами пришла Н1, она была с похмелья. Каких-либо телесных повреждений на Н1 она не видела. Раньше, когда у Н1 были синяки, она объясняла это тем, что упала. Злоупотребляла спиртным. В тот день просила у нее пива. Подсудимого охарактеризовала положительно, как трудягу.

Свидетель Г. в судебном заседании показала, что в день смерти Н1, в январе 2008 года с утра находилась на работе. Пришла с работы около 17 часов. Соседей Нигматуллиных, проживающих над ее квартирой на втором этаже, не видела. С ними они не общается, так как те постоянно пьянствуют и  дома у  себя скандалят между собой. Н1 она частенько видела с синяками на лице. В тот день, около 23 часов 30 минут, она находилась в  зале квартиры. В  это время над головой раздался сильный грохот один раз, потом какого-либо шума она не слышала. Она подумала, что Нигматуллины передвигают мебель. Речевого шума, разговоров не слышала.

Свидетель В. в судебном заседании показала, что она проживает на первом этаже дома Номер обезличен. Над ней на втором этаже проживает семья А3, по соседству с ними проживают Нигматуллины. Нигматуллины злоупотребляли спиртными напитками, бывали случаи, когда у неё на лице были синяки. Она как-то, летом 2007 года, у неё спросила, кто её так. Н1 ответила, что сама упала. На втором этаже иногда бывали крики, то есть, ссоры. В день, когда Н1 Л.д, нашли мертвой, она была одна. Днем из квартиры не выходила, ночью спала, каких-либо криков не слышала. Видела Н1 дня за два до случившегося, у нее был странный вид, она была бледной, было видно, что была ослаблена. Синяков на лице она не видела.

Свидетель З. в судебном заседании показал, что летом 2007 года он пришёл домой к своему дальнему родственнику, Н3. Дома были его родители. К ним зашёл А3 И., попросил сигареты. После того, как Нигматуллин В.Х. отказал дать ему сигареты, А3 И. нанёс ему один удар по лицу, у последнего носом пошла кровь. Н1 стала его защищать. Он не видел синяков у Н1 За 2-3 дня до смерти Н1 Н3 звонил ему. В день смерти он пришел к нему в слезах, около 14-15 часов. Он приехал после смерти, говорил, с чьих то слов, что родители пили всю ночь и потом мать его избили, она умерла. Сказал, что отца забрали в милицию. Сам он ничего не видел, так как его не было дома.

            В соответствие со ст. 281 УПК РФ, с согласия сторон оглашены показания:

свидетеля А., данные на предварительном следствии, из которых видно, что семью Нигматуллиных знает давно. Семью охарактеризует отрицательно, оба употребляли спиртное, после чего у них возникали скандалы. Ранее, когда она работала в больнице, ей Н1 сама рассказывала, что ее постоянно избивает муж, когда она была выпившей, он ломал ей левую руку, слышала, что облил ее кипятком. Н1 все время думала о детях, говорила, что заботится о них, радовалась за них. Об отношениях с мужем она не рассказывала. Лена часто ходила с синяками на лице, причину не рассказывала (т. 1л.д.80-82);

свидетеля Х., данные на предварительном следствии, из которых видно, что Нигматуллины злоупотребляли спиртными напитками, на улице она их часто видела в состоянии алкогольного опьянения. Н1 постоянно ходила в синяках, у нее на руке и лице всегда были синяки. Летом она показывала свои синяки на руке, так же были на лице синяки. Она пояснила, что ее ударил муж, а за что не говорила. А3 она не может описать. Она не слышала, чтобы он кого-то избил. Ее лично он никогда не избивал (т. 1л.д.84-86);

специалиста судебно-медицинского эксперта Белебеевского отделения СМЭ МЗ РБ Н4, данные в ходе судебного заседания от 28 октября 2009 года, из которых видно, что при вскрытии трупа Н1 установлены три места приложения силы на тело. При таких обстоятельствах исключается возможность получения телесных повреждений при падении

с высоты человеческого роста. Возможность получения телесных повреждений Н1 при падении с лестницы маловероятно (т. 2л.д. 127);

            подсудимого Нигматуллина В.Х., данных им в ходе судебного заседания от 28 октября 2009 года, из которых видно, что он нанес удары Н1, в результате оскорблений с ее стороны, куда и сколько ударов нанес не помнит. Данные показания Нигматуллин В.Х. полностью подтвердил (т. 2л.д. 128).             

           Кроме показаний подсудимого, показаний свидетелей вина подсудимого подтверждается материалами уголовного дела, исследованными в судебном заседании.

            Рапортом об обнаружении признаков преступления, из которого видно, что 18 января 2008 года в ... ... по ..., ... района РБ, обнаружен труп Н1 (т. 1л.д. 3).

            Рапортом о принятии сообщения А3 о смерти Н1, из которого видно, что А3 сообщил о смерти Н1 в милицию  (т. 1л.д.4).

Протоколом осмотра места происшествия от 18 января 2008 года, с прилагаемыми фототаблицами, из которых видно, что местом совершения преступления является квартира Номер обезличен дома Номер обезличен по ... ... района РБ. В зале квартиры обнаружен труп Н1 с телесными повреждениями на лице и теле. Общий порядок вещей не нарушен (т. 1л.д. 5-13).

Из медицинского свидетельства о смерти от 18 января 2008 года видно, что Н1 умерла 17 января 2008 года (т. 1л.д.192).

Из выводов заключения эксперта Номер обезличен от 15 февраля 2008 года видно, что при экспертизе трупа Н1 выявлены следующие прижизненные телесные повреждения: основной: сочетанная травма: А) закрытая черепно-мозговая травма, кровоподтек нижнего века левого глаза. Кровоизлияние в мягкие ткани лобной, височной, затылочной областей. Кровоизлияния в правую и левую височные мышцы. Б) тупая травма груди, кровоподтеки области грудной клетки слева, закрытые переломы 5-6-7-8-9-10 ребер слева по передне-подмышечной линии с разрывами пристеночной плевры, справа закрытые переломы 3-4 ребер по средне-ключичной линии с повреждением целостности пристеночной плевры, перелом 6 ребра справа по передне-подмышечной линии. Множественные двусторонние разрывы легочной плевры. Кровоизлияние в правую плевральную полость 50 мл, в левую - 200 мл жидкой темной крови. В) тупая травма живота с разрывом правой доли печени и кровоизлиянием в брюшную полость 600 мл тёмной жидкой крови. Кровоподтеки области левого, правого плеч, левого бедра, ягодицы слева. Жидкое состояние крови. Осложнение: травматико-геморрагический шок.

Смерть Н1 наступила в результате сочетанной травмы с множественными двухсторонними переломами ребер, разрывом печени, кровоизлияниями в обе плевральные и брюшную полость и развитием травматико-геморрагического шока.

Обнаруженные повреждения причинены тупыми твердыми предметами при воздействии в область головы, груди, живота или ударах об тупые твердые предметы, что подтверждается расположением там переломов, кровоизлияний, разрывов внутренних органов. Причинение указанных телесных повреждений возможно как при вертикальном, так и при горизонтальном расположении потерпевшей.

Данная сочетанная травма является опасной для жизни, поэтому расценивается как причинение тяжкого вреда здоровью и находится в прямой причинной связи со смертью потерпевшей. В момент смерти Н1 находилась в состоянии тяжелого алкогольного опьянения, что подтверждается наличием в трупной крови 5,7 промилле этилового спирта. Характер и свойства трупных явлений не исключают наступление смерти 17 января 2008 года (т. 1л.д. 124-132).

Из протокола медицинского освидетельствования Номер обезличен от 18 января 2008 года, видно, что в 05 часов 40 минут Нигматуллин В.Х. находился в состоянии алкогольного опьянения (т. 1л.д. 172).

Из выводов заключения судебно-психиатрической экспертизы Номер обезличен от 30 июня 2008 года, видно, что Нигматуллин В.Х. В инкриминируемый период он не обнаруживал какого-либо временного психического расстройства, а находился в состоянии простого алкогольного опьянения (на это указывают сведения об употреблении спиртных напитков, физические признаки опьянения, отсутствие в поведении признаков бреда и галлюцинаций) и мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В состоянии аффекта или ином выраженном эмоциональном состоянии не находился. На это указывают как отсутствие критериев в ответ на которую возникает ответная аффективная реакция, так и факт нахождения в состоянии алкогольного опьянения (которое уже исключает оценку эмоционального состояния как состояния выраженного аффективного деликта) (т. 1л.д. 240-244).

Действия подсудимого Нигматуллина В.Х. суд квалифицирует по ст. 111 ч. 4 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, поскольку он умышленно из неприязненных отношений, нанес не менее трех ударов в голову и по телу Н1 причинив ей тяжкий вред здоровью, который по неосторожности повлек ее смерть.

Смягчающими наказание подсудимого обстоятельствами суд признает частичное признание вины, раскаяние в содеянном.

Суд так же учитывает положительные характеристики подсудимого, его пожилой возраст, наличие заболеваний – сахарный диабет, гипертоническая болезнь 3 степени, атеросклероз сосудов, наличие инвалидности, позицию потерпевшей.

Отягчающих наказание обстоятельств суд не усматривает.

            При назначении наказания суд учитывает смягчающие наказание обстоятельства, отсутствие обстоятельств отягчающих наказание, а также противоправное поведение потерпевшей Н1, которая в состоянии алкогольного опьянения, разбудила и оскорбляла подсудимого, обозвав нецензурной бранью, унижая его мужское достоинство, спровоцировала ссору, а так же позицию потерпевшей по назначению наказания.

Учитывая тяжесть и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, обстоятельства совершения преступления, суд находит возможным назначить наказание подсудимому с применением правил ст. 73 УК РФ.

Суд не усматривает исключительных обстоятельств позволяющих назначить подсудимому наказание более мягкое, чем предусмотрено за данное преступление. С учетом вышеизложенного, суд считает возможным назначить подсудимому минимальное наказание предусмотренное санкцией за данное преступление.

            Гражданских исков по делу не заявлено.

            Руководствуясь ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П р и г о в о р и л:

          Признать Нигматуллина В.Х. виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и назначить наказание в виде 5 (пяти) лет лишения свободы.

            На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком 5 (пять) лет.

Обязать Нигматуллина В.Х. встать на регистрационный учет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в течение десяти суток по вступлении приговора в законную силу, один раз в месяц являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства, в дни установленные уголовно-исполнительной инспекцией, не менять постоянного места жительства без уведомления уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства. 

            Вещественные доказательства – рубашку, трико, платье, гамаши, юбку, вырез обоев -  уничтожить по вступлении приговора в законную силу.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня его провозглашения, содержащимся под стражей – тот же срок со дня вручения ему копии приговора с соблюдением требований ст. 312 УПК РФ. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе в течение десяти суток со дня вручения ему копии приговора ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем он должен указать в своей кассационной жалобе, ходатайствовать об участии в суде кассационной инстанции в случае принесения кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающей его интересы, в этом случае осужденный вправе подать свои возражения в письменном виде и иметь возможность до суда кассационной инстанции свою позицию непосредственно либо с использованием систем видеоконференции, при этом должен заявить ходатайство об участии в суде кассационной инстанции в течение десяти суток со дня вручения ему копии кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающих его интересы.

Судья подпись З.М. Гайсин.

Вступил в законную силу