Приговор в отношении Жидяева В.В. по ч.1 ст.114 УК РФ



№ 1-104/2010

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

____с.Киргиз-Мияки___ 07 сентября 2010 г.

         (место составления)

Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

                (наименование суда, фамилия, инициалы судьи)

председательствующего судьи Салихова Х.А. ________________________________________,

при секретаре Хамматовой Г.Р. ____________________________________________________,

                            (фамилия, инициалы)

с участием государственного обвинителя прокуратуры Миякинского района РБ

                                          (наименование органа прокуратуры, фамилия, инициалы прокурора

Мкртумян Н.Б. __________________________________________________________________,

             или фамилия, инициалы должностного лица органа дознания)

защитника – адвоката Галяутдинова А.М. ___________________________________________,

                           (фамилия, инициалы)

представившего удостоверение N Номер обезличен________ и ордер Номер обезличен _______________________,

подсудимого Жидяева В.В. ___________________________________,

                         (фамилия, имя, отчество)

а также потерпевшей Я.А.__________________________________________________,

            (процессуальное положение, фамилии, инициалы иных участников)

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Жидяева В.В., Дата обезличена года рождения, уроженца ..., проживающего в ... не судимого, 

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

 

В ночь с 06 на 07 октября 2009 года Жидяев В.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения в доме Я., расположенном в ... в ходе ссоры с Я., когда последний пытался ударить его ножом, умышленно, превышая пределы необходимой обороны, нанёс Я. множество ударов руками и ногами по голове и туловищу. От полученных телесных повреждений Я. скончался на месте происшествия.

Своими действиями Жидяев В.В. причинил Я. телесные повреждения в виде закрытой тупой травмы живота, кровоизлияния в мягких тканях брюшной стенки, разрывов передней стенки сальниковой сумки с кровоизлиянием вокруг, размозжением головки поджелудочной железы, закрытой черепно-мозговой травмы, ушибленной раны волосистой части головы и на лице, множественных ссадин и кровоподтёков на лице, перелома костей спинки носа, переломов зубов на верхней и нижней челюсти, ран и кровоподтёков на правой и левой ушной раковине, кровоизлияния в мягкие ткани головы со стороны костей черепа в теменной области справа и в теменно-височно-лобной области слева, субдуральной гематомы слева, субарахноидальных кровоизлияний, закрытой тупой травмы грудной клетки, кровоподтёков на передней стенке грудной клетки, перелома грудной кости, переломов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 рёбер справа, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 рёбер слева, относящиеся к повреждениям, причинившим тяжкий вред здоровью человека, как опасный для жизни человека.

Смерть Я. наступила в результате закрытой травмы живота с разрывом передней стенки сальниковой сумки и с размозжением головки поджелудочной железы, которые осложнились кровоизлиянием в брюшную полость.  

Таким образом, Жидяев В.В. совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.114 УК РФ, то есть, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершённое при превышении пределов необходимой обороны.

Суд действия Жидяева В.В. квалифицирует по ч.1 ст.114 УК РФ, так как он, превысив пределы необходимой обороны, умышленно причинил тяжкий вред здоровью Я.

Органом предварительного расследования Жидяеву В.В. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ, то есть, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, при следующих обстоятельствах: в ночь с 06 на 07 октября 2009 года Жидяев В.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения в доме Я., расположенном в ..., в ходе ссоры с последним, умышленно, из личных неприязненных отношений, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, нанёс ему множество ударов руками и ногами по голове и туловищу. От полученных телесных повреждений Я. скончался на месте происшествия.

Своими действиями Жидяев В.В. причинил Я. телесные повреждения в виде закрытой тупой травмы живота, кровоизлияния в мягких тканях брюшной стенки, разрывов передней стенки сальниковой сумки с кровоизлиянием вокруг, размозжением головки поджелудочной железы, закрытой черепно-мозговой травмы, ушибленной раны волосистой части головы и на лице, множественных ссадин и кровоподтёков на лице, перелома костей спинки носа, переломов зубов на верхней и нижней челюсти, ран и кровоподтёков на правой и левой ушной раковине, кровоизлияния в мягкие ткани головы со стороны костей черепа в теменной области справа и в теменно-височной области слева, субдуральной гематомы слева, субарахноидальных кровоизлияний, закрытой тупой травмы грудной клетки, кровоподтёков на передней стенке грудной клетки, перелома поперечной грудной кости, переломов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 рёбер справа, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 рёбер слева, относящиеся к повреждениям, причинившим тяжкий вред здоровью человека, как опасный для жизни человека.

Смерть Я. наступила в результате закрытой травмы живота с разрывом передней стенки сальниковой сумки и с размозжением головки поджелудочной железы, которые осложнились кровоизлиянием в брюшную полость.   

В судебном заседании государственный обвинитель изменила обвинение в сторону смягчения и переквалифицировала действия подсудимого на ч.1 ст.114 УК РФ, указав, что в ходе судебного разбирательства установлено, что Жидяев В.В. умышленно причинил тяжкий вред здоровью Я., превысив пределы необходимой обороны.

   Подсудимый Жидяев В.В. в судебном заседании виновным себя в предъявленном обвинении, то есть в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, полностью не признал. Жидяев В.В. показал, что вечером 06 октября 2009 года он вместе со своей женой С. и В. встретил на улице ... Я., который дал деньги на спиртное. После этого они в доме Я. употребляли спиртное. Он и В. вышли покурить. Когда зашли обратно, он увидел, что Я. пристаёт к его жене, С. Он сказал Я., чтобы тот прекратил свои действия. Я. вышел из зала, затем зашёл обратно. Он увидел в правой руке Я. нож. Я. сказал, что зарежет его, и махнул ножом в его сторону. На взмах Я. он отмахнулся левой рукой и нож попал ему по указательному пальцу. Я. пришёл в ярость, стал угрожать убийством и нецензурно выражаться. Я. вновь взмахнул ножом, он отбил удар и ударил рукой по голове Я., чтобы тот прекратил свои действия. Я. вновь взмахнул ножом в его сторону. В ответ он ударил Я. кулаком в правую часть лица. От этого у Я. по лицу пошла кровь. Я. не успокаивался и взмахнул на него ножом. Он отбил этот удар и нанёс Я. два удара по лицу. От ударов Я. отошёл назад. Удары он Я. наносил, чтобы тот успокоился и прекратил свои действия. Но Я. стал с ножом подходить к нему. Он ногой нанёс Я. удар в грудь. От этого удара Я. отлетел назад, ударился спиной о стену и продолжал выкрикивать угрозы убийством. Затем Я. сделал резкий рывок в его сторону. Он испугался, что Я. может попасть в него ножом и ударил ногой в область живота. Я. упал лицом вниз, нож из рук не выпускал и продолжал говорить, что убьёт. Он, С. и В. быстро ушли и дома. С его стороны была самооборона, так как Я. пытался ударить его ножом. Также он опасался, что Я. заденет ножом его жену, С.          

Виновность подсудимого Жидяева В.В. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, совершённом при превышении пределов необходимой обороны, подтверждается следующими доказательствами.

Потерпевшая Я.А. в судебном заседании показала, что 13 октября 2009 года она приехала к своему отцу, Я., в .... Дверь дома была незаперта. Зайдя в зал, она увидела, что посередине комнаты стоит табурет со сковородой и тремя ложками. Отец лежал на полу возле трюмо. Возле отца лежал нож с деревянной ручкой. По характеру отец был спокойным человеком.

Свидетель В. в судебном заседании пояснил, что в связи с истечением длительного периода времени он не помнит подробностей произошедшего. По ходатайству государственного обвинителя, с согласия сторон, были оглашены показания свидетеля В., данные им в ходе предварительного следствия, когда он показал, что 06 октября 2009 года он, Жидяев В.В., С. и Я. в доме последнего распивали спиртное. Он и Жидяев В.В. вышли покурить. Когда зашли обратно, увидели, что Я. пристаёт к С. Жидяев В.В. сделал замечание. Я. вышел из зала, затем зашёл обратно. Когда Жидяев В.В. хотел взять бутылку, он увидел, как Я. махнул ножом в сторону Жидяева В.В., при этом крикнул на татарском языке «убью». Он, испугавшись, отошёл к углу другого дивана и увидел, как Я. вновь стал наносить удар ножом по Жидяеву В.В. Жидяев В.В. отбил удар и рукой нанёс удар по лицу. На это Я. снова махнул рукой с ножом, крича на татарском языке, что зарежет. Всё происходило быстро, он был испуган, говорил успокоиться. Взмахи были быстры, Я. махнул пару раз ножом в сторону Жидяева В.В., который в ответ ударил рукой по голове Я. В один момент Я. отлетел к стене, что между телевизором и трюмо, при этом выкрикивал слова, что убьёт Жидяева В.В. Лицо Я. было в крови, но он снова с ножом стал идти на Жидяева В.В. Жидяев В.В. правой ногой ударил Я. по туловищу. Я. вновь отлетел к стене, но не успокоился. Я., держа в руке нож, пошёл на Жидяева В.В., который снова ударил его по туловищу. От удара Я. согнулся и упал на пол животом вниз. Пока Я. лежал и кричал, что убьёт их, они вышли из дома (т.1,л.д.89-93).

Свидетель В. подтвердил оглашённые показания.

Свидетель С. в судебном заседании на основании ст.51 Конституции РФ отказалась давать показания. В ходе судебного заседания, состоявшегося 17 февраля 2010 года, С. показала, что 06 октября 2009 года она вместе со своим мужем Жидяевым В.В. В. и Я. в доме последнего распивали спиртное. Жидяев В.В. с В. вышли покурить. Я. стал приставать к ней. В дом зашли Жидяев В.В. и В.. Увидев происходящее, Жидяев В.В. потребовал Я. прекратить трогать её. Я. вышел из зала. Когда Жидяев В.В. начал разливать спиртное, подошёл Я. и, крикнув, что зарежет его, сделал взмах в сторону Жидяева В.В. своей рукой, в которой оказался длинный нож. Жидяев В.В. увернулся от удара. Я., продолжая угрожать убийством, сделал ещё раз взмах в сторону Жидяева В.В., пытаясь нанести удар ножом. Жидяев В.В. увернулся от удара и рукой ударил по лицу Я. который не успокаивался и пытался ударить ножом Жидяева В.В.. После этого Жидяев В.В., отбиваясь от попыток Я. ударить его ножом, два раза сильно ударил по лицу Я., от чего из носа Я. пошла кровь. При потасовке Я. нечаянно задел своё лицо и получил ссадину. Я. пришёл в ярость и, угрожая убийством, всё ещё пытался ударить ножом Жидяева В.В., в это время Жидяев В.В. ногой ударил по животу Я.. Она сильно испугалась и ничего делать не могла, так как всё происходило возле неё и Я. мог задеть её ножом. От удара ногой Я. упал на пол, но при этом нож из руки не выпускал. Лёжа на полу Я. продолжал угрожать убийством и пытался встать. В это время Жидяев В.В. взял её за руки и вывел из дома. И дома за ними вышел В. и они разошлись по домам (т.2,л.д.113).

Показания потерпевшей, свидетелей суд сомнению не подвергает, считает их достоверными, они являются последовательными, согласуются между собой и с нижеследующими доказательствами, которыми также подтверждается вина подсудимого.

Из протокола осмотра места происшествия от 13 октября 2009 года и фототаблицы к нему (т.1,л.д.3-13) следует, что установлено место совершения преступления – дом Я., расположенный в ... В зале обнаружен труп мужчины. Юго-западнее трупа в 30 см на полу лежит нож. Нож изъят.

Из протокола явки с повинной от 30 октября 2009 года (т.1,л.д.29) следует, что Жидяев В.В. сообщил о том, что 07 октября 2009 года, в 18.00 часов, находясь в доме Я. в ..., он нанёс ему удары кулаками в область лица. В это время в доме находились В. и жена, С.. После его ударов Я. упал на пол и В. нанёс ему удары. После этого они ушли из этого дома, а Я. умер.

Из протокола следственного эксперимента от 11 декабря 2009 года и фототаблицы к нему (т.1,л.д.54-68) следует, что Жидяев В.В. показал, как наносил телесные повреждения Я.

Из протокола проверки показаний на месте от 30 октября 2009 года и фототаблицы (т.1,л.д.94-103) следует, что свидетель В. в доме Я. рассказал об обстоятельствах произошедшего там в ночь с 06 на 07 октября 2009 года.

Из протокола осмотра от 16 октября 2009 года (т.1,л.д.113-115) следует, что осмотрен нож, изъятый в ходе осмотра места происшествия 13 октября 2009 года. Нож с деревянной ручкой, длина клинка 23 см, длина рукоятки 13 см. На ноже имеются помарки вещества бурого цвета.

Из заключения эксперта Номер обезличен от 10 ноября 2009 года (т.1,л.д.147) следует, что у Жидяева В.В. имелось телесное повреждение в виде колото-резаной раны второго пальца левой кисти, которое было причинено воздействием колюще-режущего предмета, не исключается 06 октября 2009 года, и относится к повреждениям, причинившим лёгкий вред здоровью человека, как повлекшее временное нарушений функций органов продолжительностью не более 21 дня.

Из заключения эксперта Номер обезличен от 23 ноября 2009 года (т.1,л.д.151-156) следует, что у Я. обнаружены повреждения в виде закрытой тупой травмы живота с кровоизлиянием в мягкие ткани брюшной стенки, с разрывом передней стенки сальниковой сумки с кровоизлиянием вокруг, с размозжением головки поджелудочной железы, закрытой черепно-мозговой травмы с ушибленными ранами на волосистой части головы и на лице, с  множественными ссадинами и кровоподтёками на лице, с переломом костей спинки носа, с переломами зубов на верхней и нижней челюсти, с ранами и кровоподтёками на правой и левой ушной раковине, с кровоизлиянием в мягкие ткани головы со стороны костей черепа в теменной области справа и в теменно-височно-лобной области слева, с субдуральной гематомой слева, субарахноидальными кровоизлияниями, закрытой тупой травмы грудной клетки с кровоподтёками на передней стенке грудной клетки, с переломом грудной кости, переломами 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 рёбер справа, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 рёбер слева. Данные повреждения возникли от воздействия тупого твёрдого предмета и относятся к повреждениям, причинившим тяжкий вред здоровью, как вред здоровью, опасный для жизни человека. Смерть Я. наступила от закрытой тупой травмы живота с разрывом передней стенки сальниковой сумки и с размозжением головки поджелудочной железы, которые осложнились кровоизлиянием в брюшную полость, малокровием внутренних органов.    

Заключения экспертов суд сомнению не подвергает, считает их объективными.

Из формы № 1П (т.2,л.д.38) следует, что Я. по состоянию на октябрь 2009 года находился в возрасте 73 лет.

Из семейно-бытовой характеристики (т.2,л.д.42) следует, что Я. был пенсионером, по месту жительства характеризовался положительно.     

На основании установленных вышеизложенных обстоятельств, с учётом характера угрожавшей опасности, пожилого возраста и, соответственно, физического состояния Я., силы молодого по возрасту Жидяева В.В., наличия у него возможности для отражения посягательства, суд считает, что Жидяев В.В. умышленно совершил действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства, и, превышая пределы необходимой обороны, причинил Я. телесные повреждения, которые расцениваются как причинившие тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека.

На учёте у психиатра и нарколога Жидяев В.В. не состоял и не состоит (т.2,л.д.32).

            Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого Жидяева В.В., суд признаёт то, что он явился с повинной, способствовал раскрытию и расследованию преступления, к уголовной ответственности привлекается впервые, по месту жительства характеризуется положительно, имеет малолетнего ребёнка.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого Жидяева В.В., не имеется.

            При назначении наказания суд учитывает также характер и степень общественной опасности совершённого Жидяевым В.В. преступления, его личность. 

С учётом изложенного, суд считает возможным исправление Жидяева В.В. без реального отбывания наказания и приходит к выводу о возможности назначения ему наказания в виде лишения свободы условно.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.296-299, 303, 304, 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Жидяева В.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.114 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 8(восемь) месяцев.

На основании ст.73 УК РФ наказание, назначенное Жидяеву В.В., считать условным с испытательным сроком на 1(один) год.

Обязать Жидяева В.В. ежемесячно являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию по месту его жительства в дни, установленные уголовно-исполнительной инспекцией, не менять места жительства без уведомления уголовно-исполнительной инспекции.   

Меру пресечения, подписку о невыезде и надлежащем поведении, Жидяеву В.В. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.  

Вещественные доказательства - уничтожить. 

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья:                                 Салихов Х.А.

Приговор вступил в законную силу.