Копия
№ 2-172/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2010 года с. Киргиз-Мияки
Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Гайсина З.М.,
при секретаре Татлыбаеве Р.М.,
с участием истца Галимуллиной М.Ж., представителя истца адвоката Галяутдиновой Э.Б., представившей удостоверение Номер обезличен и ордер Номер обезличен, представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ, Рахмановой Г.М. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галимуллиной М.Ж. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью на основании п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 10 октября 1990 года по 01 июня 1991 года, о признании незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан Номер обезличен от Дата обезличена года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью со дня обращения с заявлением о назначении указанной пенсии,
У с т а н о в и л:
Галимуллина М.Ж. обратилась в Миякинский районный суд РБ с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ по тем основаниям, что она, согласно записям в трудовой книжке и справки Номер обезличен от Дата обезличена года, выданной МБУ «Центральная районная больница» муниципального района Миякинский район РБ работала в периоды:
- с 24 июля 1985 года по 13 сентября 1987 года, то есть 2 года 1 месяц 21 день, в должности медицинской сестры хирургического отделения в Миякинской центральной районной больнице;
- с 14 сентября 1987 года по 13 марта 1988 года, то есть 6 месяцев в должности медицинской сестры стоматологического отделения в Миякинской центральной районной больнице;
- с 14 марта 1988 года по 01 июня 1991 года, то есть 3 года 2 месяца 21 дней, в должности медицинской сестры терапевтического отделения в Миякинской центральной районной больнице;
- с 22 июня 1992 года по 19 июня 1994 года, то есть 1 год 11 месяцев 29 дней, в должности медицинской сестры автоклава в Миякинской центральной районной больнице;
- с 20 июня 1994 года по 31 декабря 1999 года, то есть 3 года 11 месяцев 24 дня, в должности заведующей Четырбашевским ФАП - медицинской сестры Миякинской центральной районной больнице;
- с 01 июня 2000 года по 22 июня 2000 года, то есть 22 дня, в должности медицинской сестры инфекционного кабинета в Миякинской центральной районной больнице;
- с 23 июня 2000 года по 03 ноября 2000 года, то есть 4 месяца 14 дней, в должности медицинской сестры хирургического отделения в Миякинской центральной районной больнице;
- с 04 ноября 2000 года по 22 июня 2001 года, то есть 7 месяцев 19 дней, в должности медицинской сестры палатной группы анестезиологии-реанимации в
Миякинской центральной районной больнице;
- с 23 июня 2001 года по 09 октября 2002 года, то есть 1 год 3 месяца 19 дней, в должности заведующей Четырбашевским ФАП - медсестры Миякинской ЦРБ;
- с 10 октября 2002 года по 27 января 2010 года, то есть 7 лет 3 месяца 21 день, в должности заведующей Четырбашевским ФАП - фельдшера Миякинской ЦРБ.
Из них имеются периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца):
- медицинская сестра стоматологического кабинета с 14 сентября 1987 года по 13 марта 1988 года;
- медицинская сестра терапевтического отделения с 14 марта 1988 года по 27 января 1989 года;
- медицинская сестра автоклава с 22 июня 1992 года по 27 февраля 1993 года;
- медицинская сестра процедурного кабинета поликлиники с 20 июня 1994 года по 08 января 1996 года;
- заведующая - медицинская сестра фельдшерского пункта с 09 января 1996 года по 31 октября 1999 года.
А также период работы, которые засчитываются в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев):
- в должности медицинская сестра хирургического отделения с 24.07.1985 г по 13.09.1987 года;
- медицинская сестра палатная группы анестезиологии-реанимации с 04.11.2000 г. по 22.06.2001 года.
Полагая, что общего трудового стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью на основании п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 178-ФЗ от 17.12.2001 (с изменениями и дополнениями) достаточно для назначения досрочной пенсии связи с лечебной деятельностью, 27 января 2010 года обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском
2
районе РБ (далее - ГУ-УПФ в Миякинском районе РБ) с заявлением назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью.
Однако, решением «Об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии» за Номер обезличен от Дата обезличена года, за подписью начальника ГУ-УПФ в Миякинском районе РБ Мусина Х.Х. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью истцу было отказано по тому основанию, что специальный стаж работы истца якобы составляет всего 24 года 4 месяца и 20 дней, вместо требуемых 25 лет.
Указанное решение об отказе в назначении пенсии было обосновано нормами п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которого досрочная трудовая пенсия по старости в связи с лечебной деятельностью назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; п. 2 ст. 27 Списка соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 ст.27 названного закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ, со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлениями Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 и от 29.10.2002 № 781, согласно которым определяется стаж работы, дающий право для назначения такой пенсии.
Из содержания упомянутого решения об отказе в назначении пенсии следует, что на основании указанного Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 ГУ-УПФ в Миякинском районе РБ не включило в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, время нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком - с 10 октября 1990 года по 01 июня 1991 года, то есть 7 месяцев 22 дня.
Истец не согласен с подобным отказом и считает, что ГУ-УПФ в Миякинском районе РБ нарушает ее конституционные права на досрочную пенсию по старости и поступает неправомерно, по следующим основаниям.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
По мнению истца, время нахождения ее в отпуске, по уходу за ребенком, с 10 октября 1990 года по 01 июня 1991 года, то есть 7 месяцев 22 дня, должно включаться в стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Согласно ст. 19 упомянутого Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствие со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право, признания недействительным акта государственного органа, неприменения судом акта государственного органа, противоречащего закону, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного просит суд признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью на основании п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установив, что время нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 10 октября 1990 года по 01 июня 1991 года, то есть 7 месяцев 22 дня, включается в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости. Признать незаконным Решение Номер обезличен от Дата обезличена года Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из расчета общего стажа, дающего право на данную пенсию, в размере 25 лет 12 дней, с момента ее обращения с заявлением о назначении указанной пенсии, с 27 января 2010 года.
3
В судебном заседании истец уточнила свои требования, просила признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Миякинском районе РБ Номер обезличен от Дата обезличена года, в части отказа во включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком сроком свыше полутора лет, с 10 октября 1990 года по 01 июня 1991 года, то есть 7 месяцев 22 дня.
Включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком сроком свыше полутора лет, с 10 октября 1990 года по 01 июня 1991 года, то есть 7 месяцев 22 дня.
Признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, из расчета стажа 25 лет 12 дней, с 27 января 2010 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ назначить Галимуллиной М.Ж. досрочную трудовую пенсию по старости с 27 января 2010 года.
Адвокат Галяутдинова Э.Б. полностью поддержала требования своего доверителя, о признании незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ... РБ Номер обезличен от Дата обезличена года, в части отказа во включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периода нахождения Галимуллиной М.Ж. отпуске по уходу за ребенком сроком свыше полутора лет, с 10 октября 1990 года по 01 июня 1991 года, то есть 7 месяцев 22 дня. Включить в специальный стаж, дающий право Галимуллиной М.Ж. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком сроком свыше полутора лет, с 10 октября 1990 года по 01 июня 1991 года, то есть 7 месяцев 22 дня. Признать за Галимуллиной М.Ж. право на досрочную трудовую пенсию по старости и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 27 января 2010 года, указав, что в соответствие с Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05 марта 2009 года, требования истца по аналогичному иску были удовлетворены.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ (далее ГУУПФ РФ в Миякинском районе РБ), Рахманова Г.М. по доверенности, выше указанные исковые требования не признала, привела следующие доводы. 27 января 2010 года Галимуллина М.Ж. обратилась в ГУУПФ РФ в Миякинском районе РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности в государственных и муниципальных учреждениях в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе Номер обезличен от Дата обезличена года ей было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа работы.
В силу п.2 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы и назначения утверждаются Правительством Российской Федерации.
Учитывая льготный характер указанной пенсии, законодателем ограничен круг лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельностью по охране здоровья населения, которые пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Для этого Правительством РФ Постановлением от 29.10.2002 № 781 утвержден Список учреждений и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Закона № 173-ФЗ. В соответствии с пунктами 4 и 5 данных Правил в специальный стаж включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников, при исчислении стажа на соответствующих видах работ, могут применяться нормативно - правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц за выслугу лет до введения нового правого регулирования, т.е. действовавшие на 31 декабря 2001 года. К таким нормативно - правовым актам относятся постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, которое применяется к периодам работы до 01.11.1999г.; к периодам, протекавшим после 1 ноября 1999 года - постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, а для периодов, протекавших после 12.11.2002 - постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
Согласно вышеуказанным нормативным актам на момент обращения специальный стаж Галимуллиной М.Ж. составил 24 года 4 месяца 20 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии.
В специальный стаж не засчитаны периоды работы: с 08 января 2002 года по 12 января 2002 года, с 01 апреля 2002 года по 17 мая 2002 года, 26 августа 2002 года по 08 октября 2002 года, 10 сентября 2007 года по 21 сентября 2007 года, 24 октября 2007 года по 07 ноября 2007 года (всего 4 мес.) - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства; с 10 октября 1990 года по 01 июня 1991 года (всего 7 месяцев 22 дня) - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет; с 18 июля 1993 года по 19 июня 1994 года - отпуск по уходу за ребенком после 06 октября 1992 г. (всего 11 месяцев 2 дня); с 01 января 2000 года по 31 мая 2000 года - период выполнения работы на полставки (всего 5 месяцев).
Как указано выше, в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не
4
засчитываются период с 10 октября 1990 года по 01 июня 1991 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет.
Вышеперечисленные Правила не предусматривают включение в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком. Данная норма полностью согласуется и с
положениями действующего трудового законодательства. Кроме того, ранее действовавший Кодекс законов о труде РСФСР (ст. 167) в редакции Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1, также не предусматривал включение отпусков по уходу за ребенком в стаж работы по специальности при назначении льготной пенсии.
До внесения изменений в сентябре 1992 года ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала, что кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Указанный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. При этом данная норма не содержала указания о том, что данный отпуск включается в стаж, дающий право на льготную пенсию.
Постановлением Совета министров СССР № 677 от 22.08.1989 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» было предусмотрено поэтапное увеличение частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по ряду регионов с 01.12.1989, по остальным регионам с 01.07.1990, а также увеличение повсеместно с 01.12.1990 продолжительности дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС № 375/24-11 от 29.11.1989 было утверждено Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет». В указанном Разъяснении говорилось о том, что в стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях включается время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Таким образом, в стаж, дающий право на льготную пенсию, могли включаться только периоды нахождения женщины в частично оплачиваемых отпусках с ноября 1989 года по сентябрь 1992 года - до полутора лет. При этом законодатель никогда не предусматривал включение периодов нахождения в женщины в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения возраста трех лет. Указанная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом РФ (Определения КС РФ № 93-0-0 от 21.02.2008, № 869-0-0 от 20.11.2008).
После внесения изменений в КЗоТ РСФСР в сентябре 1992 года возможность включения периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж, дающий право на льготную пенсию, была исключена полностью.
В силу ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Данное положение устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией, международно-правовыми нормами, законами и подзаконными нормативными актами. Умаление законом прав и свобод в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты и т.п.
С учетом изложенных положений периоды нахождения женщин в частично оплачиваемых отпусках по уходу за детьми, имевшие место до 06 октября 1992 года, т.е. до внесения изменений в КЗоТ РСФСР, включаются органами ПФР в стаж работы, дающий право на льготные пенсии.
С принятием Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1, которым были внесены соответствующие изменения в ст. 167 КЗоТ РСФСР, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, стало известно, что с 06.10.1992г. период ухода за ребенком не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Основанное на анализе объективных данных изменение оценки условий льготного пенсионного обеспечения женщин, имеющих детей, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж периодов нахождения в дополнительных частично оплачиваемых отпусках по уходу за детьми за период, когда законодательством предусматривался их зачет в выслугу лет, не нарушает конституционные требования и согласуется с вышеизложенными нормами Конституции РФ, согласно которым внесение изменений в действующее правовой регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
На основании изложенного, ответчик полагает, что в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью, могут включаться только периоды нахождения женщины в дополнительном частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (до полутора лет), имевшем место до 06.10.1992.
Таким образом, специальный стаж истца на момент обращения за назначением пенсии составляет менее 25 лет (а именно 24 года 4 месяца 20 дней) и назначение досрочной трудовой пенсии повлечет незаконное расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации. В этой связи Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Миякинском районе Республики Башкортостан не может согласиться с требованиями истца, считает их противоречащими действующему законодательству и просит суд отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, дав им оценку, приходит к следующему.
В соответствие с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее
5
достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Отказывая Галимуллиной М.Ж. в части включения периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет с 10 октября 1990 года по 01 июня 1991 года в специальный стаж, ГУ УПФ РФ в Миякинском районе РБ исходило из того, что указанный период расценивался законодателем как дополнительный отпуск без сохранения заработной платы, который в силу прямого указания закона не включался в специальный стаж для назначения досрочной пенсии. Суд с таким выводом согласиться не может.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствие с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 06.10.1992, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 09.12.1971), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Галимуллиной М.Ж. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Вывод ГУ УПФ РФ в Миякинском районе РБ об отсутствии оснований для зачета периодов нахождения истца в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца является неправильным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с подп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
В силу п. 2 постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
6
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 06.10.1992, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, суд находит, что период нахождения Галимуллиной М.Ж. в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора лет до трех лет, с 10 октября 1990 года по 01 июня 1991 года подлежат включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.
Таким образом стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Галимуллиной М.Ж., составляет 25 лет 12 дней (24 года 4 месяца 20 дней + 7 месяцев 22 дня = 25 лет 12 дней).
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Миякинском районе РБ Номер обезличен от Дата обезличена года, в части отказа во включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периода нахождения Галимуллиной М.Ж. в отпуске по уходу за ребенком сроком свыше полутора лет, с 10 октября 1990 года по 01 июня 1991 года, то есть 7 месяцев 22 дня, - признать незаконным.
Включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период нахождения Галимуллиной М.Ж. в отпуске по уходу за ребенком сроком свыше полутора лет, с 10 октября 1990 года по 01 июня 1991 года, то есть 7 месяцев 22 дня.
Признать за Галимуллиной М.Ж. право на досрочную трудовую пенсию по старости, из расчета стажа 25 лет 12 дней, с 27 января 2010 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ назначить Галимуллиной М.Ж. досрочную трудовую пенсию по старости с 27 января 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней.
Судья З.М.Гайсин
Копия верна:
Судья З.М.Гайсин