Дело № 2-313/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 сентября 2010 года с. Киргиз-Мияки
Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гайсина З.М..,
при секретаре Татлыбаеве Р.М.,
с участием истца Кадырова Х.А., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ Рахмановой Г.М. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кадырова Х.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У с т а н о в и л:
Кадыров Х.А. обратился в Миякинский районный суд РБ с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ по тем основаниям, что решением УПФ Номер обезличен от 27 августа 2010 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. При этом ГУ-УПФ полагает, что его педагогический стаж составляет 23 года 0 месяцев 3 дня, не засчитывая в педагогический стаж период службы в составе Вооружённых Сил СССР с Дата обезличена года по Дата обезличена года, то есть 2 года 4 дня.
Истец с решением УПФ он не согласен, мотивируя тем, что до 1993 года действовали списки, утверждённые постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года, в соответствие с которым в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включались периоды службы в составе Вооружённых Сил СССР.
29 января 2004 года Конституционный Суд РФ принял постановление № 2-П, в котором высказал свою позицию, что в случае, если в период работы гражданина действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущество, а в настоящее время этот законодательный акт не действует, необходимо применять законодательство, действовавшее на момент выполнения работы. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение и ограничение прав и свобод человека и гражданина.
Исходя их вышеизложенного, истец считает, что на день обращения в ГУ-УПФ с заявлением от 18 августа 2010 года, зарегистрированным за Номер обезличен, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, его педагогический стаж составлял 25 лет 4 дня. Оспариваемый им период прохождения военной службы в рядах Советской армии по призыву должен быть включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного, истец просит признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинского районе РБ в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с Дата обезличена года по Дата обезличена года, то есть 2 года 4 дня.
Обязать ГУ – УПФ включить в стаж для назначения досрочной пенсии указанный период прохождения военной службы и время нахождения на военной службе 2 года 4 дня, засчитать, как 2 года 4 дня. Признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением к ответчику, а именно с 18 августа 2010 года. Назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения в ГУ – УПФ, а именно с 18 августа 2010 года.
В судебном заседании истец Кадыров Х.А. свои исковые требования поддержал, привёл изложенные в исковом заявлении основания, просил решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ Номер обезличен от 27 августа 2010 года об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части не включения периода прохождения военной службы сроком 2 года 4 дня в подсчёт педагогического стажа - признать незаконным. Засчитать данный период службы в составе Вооружённых Сил СССР, как один день военной службы за один день работы, всего 2 года 4 дня, в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 18 августа 2010 года.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ в судебном заседании исковые требования не признал, показав, что Пенсионный фонд Российской Федерации является правоприменительным органом, который осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Учитывая, что никаких законных оснований для применения Постановления № 1397 от 17 декабря 1959 года при исчислении стажа педагогической деятельности, помимо Постановления КС РФ № 2-П истец не усматривает, но, как следует из Определения Конституционного Суда РФ № 610-0-0 от 16 июля 2008 года, данное толкование положений указанного Постановления является неверным, Управление считает исковые требования подлежащими отклонению. Таким образом, педагогический стаж истца на момент обращения за назначением пенсии составляет менее 25 лет (а именно 23 года 0 месяцев 3 дня) и назначение досрочной трудовой пенсии повлечет незаконное расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации. В этой связи Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Миякинском районе Республики Башкортостан не может согласиться с требованиями истца, считает их противоречащими действующему законодательству и просит суд отказать в их удовлетворении.
Выслушав истца, изучив материалы дела, оригиналы документов, дав им оценку, суд приходит к следующему.
Из решения ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ Номер обезличен от 27 августа 2010 года следует, что Кадырову Х.А., обратившемуся с заявлением 18 августа 2010 года, зарегистрированному за Номер обезличен, отказано в
2
назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в связи с тем, что период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с Дата обезличена года по Дата обезличена года, то есть 2 года 4 дня, в соответствие с действующим законодательством в подсчет педагогического стажа не включается. Педагогический стаж Кадырова Х.А. на день обращения составляет 23 года 0 месяцев 3 дня.
Согласно записей в трудовой книжке серии Номер обезличен Номер обезличен, с датой заполнения Дата обезличена года и справки, выданной МБУ «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район РБ» за Номер обезличен от 18марта 2010 года, Кадыров Х.А. работал в Баязитовской средней школе Миякинского района в должности учителя математики с Дата обезличена года; учителем математики и директором Таукай-Гайнинской средней школы с Дата обезличена года; директором Баязитовской средней школы с ведением преподавательской работы с Дата обезличена года по Дата обезличена. Действительная последовательность занимаемых должностей и периоды работы в указанных должностях, в судебном заседании ответчиком не оспаривалось, а наоборот, ответчик указал, что трудовой стаж истца составляет именно 23 года 0 месяцев 3 дня, что отражено в решении ГУ-УПФ в Миякинском районе РБ Номер обезличен от 27 августа 2010 года.
Из представленного военного билета серии Номер обезличен Номер обезличен, выданного 10 марта 1988 года, следует, что истец с Дата обезличена года по Дата обезличена года, в течение 2 лет 4 дней, проходил службу по призыву в составе Вооружённых Сил СССР.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
В силу ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретённых ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004 года установлено, что если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действовавшее на момент выполнения работы.
Согласно п.п. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшего в спорный период (Постановление от 22 сентября1993 года № 953 Совета Министров – Правительства РФ «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогический деятельностью, лечебной и творческой работой), в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооружённых Сил СССР.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным применение вышеуказанного Положения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, и включение периода службы Кадырова Х.А. в составе Вооружённых Сил СССР с Дата обезличена года по Дата обезличена года в стаж, необходимый для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В соответствии с абз. 1 п.3 ст.10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы.
Между тем, данный закон не действовал в период службы Кадырова Х.А. в составе Вооруженных Сил СССР, поскольку принят только в 1998 году, следовательно, период службы истца в составе Вооружённых Сил СССР в течение 2 лет 4 дней, не подлежит льготному исчислению.
Доводы представителя ответчика о том, что положения Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не применимы в Кадырову Х.А., суд считает необоснованными, так как в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года он являлся военнослужащим.
Таким образом, общий трудовой стаж Кадырова Х.А., необходимый для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, на момент его обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ, то есть на 18 августа 2010 года, составил 25 лет 0 месяцев 7 дней (23 года 0 месяцев 3 дня + 2 года 0 месяцев 4 дня = 25 лет 0 месяцев 7 дней).
Следовательно, Кадырову Х.А. Управлением Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ было незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п.23 Постановления от 20 декабря 2005 года № 25 Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
Следовательно, досрочная трудовая пенсия по старости истцу должна быть назначена с 18 августа 2010 года.
3
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Кадырова Х.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ Номер обезличен от 27 августа 2010 года об отказе Кадырову Х.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части не включения периода прохождения им военной службы с Дата обезличена года по Дата обезличена года в подсчёт педагогического стажа - признать незаконным.
Засчитать Кадырову Х.А. период прохождения военной службы в составе Вооружённых Сил СССР с Дата обезличена года по Дата обезличена года, как один день военной службы за один день работы, всего 2 года 4 дня в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Признать за Кадыровым Х.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ, с 18 августа 2010 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ назначить Кадырову Х.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 18 августа 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья З.М.Гайсин