№ 2-412/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Киргиз-Мияки 13 декабря 2010 года
Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Салихова Х.А.,
при секретаре Хамматовой Г.Р.,
с участием истца Гиниятуллиной Р.К.,
представителя ответчика - Рахмановой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гиниятуллиной Р.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Гиниятуллина Р.К. обратилась в Миякинский районный суд РБ с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ по тем основаниям, что решением УПФ № от 03 ноября 2010 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого трудового педагогического стажа. При этом не засчитали отпуск по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 25 дней), отпуск без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 дней), отпуск без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 дней). С данным решением истец не согласна в части не зачёта в педагогический трудовой стаж отпуска по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 25 дней). Её ребёнок, Гиниятуллин Д.З., родился ДД.ММ.ГГГГ. В отпуске по уходу за ребёнком она находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В момент начала её нахождения в отпуске по уходу за ребёнком законодательство не содержало в себе запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет времени нахождения в отпуске по уходу за ребёнком.
На основании изложенного истец просит решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ № от 03 ноября 2010 года в части отказа ей в включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода её нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 25 дней) - признать незаконным. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ включить ей в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период её нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 25 дней). Признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 25 октября 2010 года и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и выплатить пенсионное обеспечение с 25 октября 2010 года.
В судебном заседании истец Гиниятуллина Р.К. свои исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ Рахманова Г.М. в судебном заседании иск не признала и привела доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, дав им оценку, суд приходит к следующему.
Из решения ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ № от 03.11.2010 года следует, что Гиниятуллиной Р.К., обратившейся с заявлением 25.10.2010 года №, отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в связи с тем, что её педагогический стаж на 25 октября 2010 года составляет 24 года 2 месяца 14 дней. При этом в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не засчитали период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 25 дней).
Из свидетельства о рождении следует, что Гиниятуллина Р.К. имеет сына Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справке № от 25.10.2010 года, выданной МУ «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район РБ», Гиниятуллина Р.К. находилась в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретённых ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.
Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Вывод ГУ - УПФ РФ в Миякинском районе РБ о том, что периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми, рождёнными до октября 1992 года, начиная с 06 октября 1992 года не могут быть включены в специальный педагогический стаж несостоятелен, ибо положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно Определения Верховного Суда РФ от 05 марта 2009 года № 19-В09-2 до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
С принятием Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступившего в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ). Этим же законом ст.167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствие с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; ст.71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 09 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Следовательно, период нахождения Гиниятуллиной Р.К. в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 25 дней) должен включаться в её стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Таким образом, общий трудовой стаж Гиниятуллиной Р.К., необходимый для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, на момент её обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ, то есть на 25.10.2010 года, составил 25 лет 1 месяц 9 дней (24 года 2 месяца 14 дней + 10 месяцев 25 дней).
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Следовательно, Гиниятуллиной Р.К. Управлением Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ было незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
Следовательно, досрочная трудовая пенсия по старости и, соответственно, пенсионное обеспечение истцу должны быть назначены с 25.10.2010 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Гиниятуллиной Р.К. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ № от 03 ноября 2010 года в части отказа Гиниятуллиной Р.К. в включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода её нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 25 дней) - признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Гиниятуллиной Р.К. период её нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 25 дней).
Признать за Гиниятуллиной Р.К. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 25 октября 2010 года и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ назначить Гиниятуллиной Р.К. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и выплатить пенсионное обеспечение с 25 октября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней.
Судья: подпись Салихов Х.А.