решение по иску прокурора Миякинского района РБ к СП Сатыевский сельсовет МР Миякинский район о приз



Дело № 2-257/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2010 года с. Киргиз-Мияки

Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гайсина З.М.,

при секретаре Татлыбаеве Р.М.,

с участием истца и.о. прокурора Миякинского района РБ Ахметова А.Р., представителя ответчика администрации сельского поселения Сатыевский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ Садыковой М.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Миякинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Сатыевский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ о признании бездействия незаконным,

У с т а н о в и л:

И.о. прокурора Миякинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Миякинский районный суд РБ с иском к администрации сельского поселения Сатыевский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ о признании бездействия администрации незаконным и об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Основанием для обращения с иском послужили результаты проверки проведенной прокуратурой района по исполнению природоохранного законодательства 27 июля 2010 года.

В исковом заявлении и.о. прокурора Миякинского района РБ указывает, что 27 июля 2010 года прокуратурой Миякинского района РБ с привлечением сотрудника Миякинского территориального комитета Минэкологии РБ проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования на территории сельского поселения Сатыевского сельсовета муниципального района Миякинский район. При проверке на территории сельского поселения Сатыевского сельсовета муниципального района Миякинский район имеется захламление несанкционированного размещения отходов производства и потребления.

Конституцией Российской Федерации (ст. 42) гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.ст. 8,18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» также закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды. Собственники объектов размещения отходов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий захламления земель.

Проверкой установлено, что сельское поселение Сатыевского сельсовета МР Миякинский район не принимает эффективные меры по надлежащему содержанию собственной территории, своевременному вывозу мусора и твердых бытовых отходов, что наносит вред окружающей природной среде.

Вышеуказанное нарушение закона причиняет вред окружающей природной среде и напрямую затрагивает интересы, как Российской Федерации в целом, так и интересы неопределенного круга лиц.

Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 45 ГРК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту интересов государства, неопределенного круга лиц.

Основанием для обращения прокурора с настоящим заявлением в суд послужило осуществление надзорных функций за исполнением федерального законодательства согласно ст. ст. 1, 21, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

В данном случае прокурор обращается в суд общей юрисдикции, так как спор возник из экологических правоотношений и затрагивает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно. Эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности.

2

Таким образом, стороны рассматриваемого спора - граждане РФ и юридическое лицо и, исходя из субъектного состава участников, возникший конфликт должен быть рассмотрен судом общей юрисдикции.

Просит суд признать бездействие сельского поселения Сатыевского сельсовета муниципального района Миякинский район незаконным. Обязать сельского поселения Сатыевского сельсовета муниципального района Миякинский район очистить территорию от отходов производства и потребления.

В судебном заседании и.о. прокурора Миякинского района уточнил свои исковые требования и просил признать бездействия администрации сельского поселения Сатыевский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ выразившиеся в не ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов до 23 августа 2010 года, незаконным. От исковых требований в остальной части - обязать администрацию сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, и.о. прокурора Миякинского района, без принуждения, добровольно отказался, ссылаясь на то, что до начала судебного заседания по рассмотрению исковых требований, свалка твердых бытовых отходов ликвидирована, что подтверждается справкой ведущего специалиста-эксперта государственного инспектора Туймазинского территориального управления Минэкологии РБ Шаяхметова М.С.

В судебном заседании ответчик Садыкова М.Г. исковые требования в части признания бездействия администрации сельского поселения Сатыевский сельсовет МР Миякинский район, признала и пояснила, что администрацией сельского поселения предпринимаются все возможные меры и средства для поддержания территории сельского поселения в чистоте, к соблюдению природоохранного законодательства РФ. Но это не всегда удается, при несознательном отношении граждан к окружающей среде и закону. Показала, что несанкционированная свалка ликвидирована, что подтверждается справкой, составленной с выездом на место, ведущим специалистом-экспертом государственным инспектором Туймазинского территориального управления Минэкологии РБ Шаяхметовым М.С. До 23 августа 2010 года, мер по ее ликвидации не предпринималось, так как не было соответствующей техники.

Изучив представленные материалы, выслушав стороны, дав им оценку, суд пришел к следующему.

В соответствие со ст. 221 ГПК РФ, истцу известны, о чем истец расписался в протоколе судебного заседания. Обстоятельств, противоречащих закону и нарушающих права и законные интересы других лиц в случае принятия отказа от иска судом в ходе судебного разбирательства, не установлено. Сам ответчик исковые требования прокурора в ходе рассмотрения искового заявления признавал. При таких обстоятельствах, суд считает возможным принять частичный отказ от иска.

В соответствие п.п. 18 и 19 ст. 14 ФЗ – 131 от 06 октября 2003 года, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствие с Постановлением Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени … органов местного самоуправления, … совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод … неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если

такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.

Согласно ст.ст. 8,18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» также закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий

3

жизнедеятельности человека, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды. Собственники объектов размещения отходов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий захламления земель.

Проверкой установлено, что сельское поселение Сатыевского сельсовета МР Миякинский район не принимает эффективные меры по надлежащему содержанию собственной территории, своевременному вывозу мусора и твердых бытовых отходов, что наносит вред окружающей природной среде.

Вышеуказанное нарушение закона причиняет вред окружающей природной среде и напрямую затрагивает интересы, как Российской Федерации в целом, так и интересы неопределенного круга лиц.

Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 45 ГРК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту интересов государства, неопределенного круга лиц.

В соответствие ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбросу, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствие с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

27 июля 2010 года в ходе проверки на территории сельского поселения Сатыевский сельсовет обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.

Ответчик признал исковые требования, в части признания бездействия администрации сельского поселения Сатыевский сельсовет МР Миякинский район, выразившиеся в не ликвидации несанкционированной свалки ТБО.

При таких обстоятельствах суд принимает признание иска ответчиком и приходит к выводу, что исковые требования прокурора, в части признания бездействия администрации сельского поселения Сатыевский сельсовет МР Миякинский район, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд так же находит, что заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, так как оспариваемое бездействие нарушает права и свободы граждан, а также не соответствует выше указанным законам.

В ходе судебного рассмотрения дела от представителя ответчика Садыковой М.Г. поступило ходатайство об освобождения от уплаты государственной пошлины, на основании требований ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

В соответствие с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании изложенного, ходатайство представителя ответчика Садыковой М.Г. признается обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103 ч. 1, 194-198 ГПК РФ, п. 19 ст. 333.36 НК РФ, суд

Р е ш и л:

Принять от прокурора Миякинского района РБ к Администрации сельского поселения Миякинский сельсовет Миякинского района РБ, частичный отказ от иска - об обязании администрации сельского поселения Сатыевский сельсовет Миякинского района РБ ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.

Принять признание исковых требований ответчиком администрацией сельского поселения Сатыевский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ, о бездействии, выразившиеся в не ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.

Признать бездействие администрации сельского поселения выразившееся в не ликвидации свалки твердых бытовых отходов расположенной на территории Сатыевского сельского совета, до 23 августа 2010 года, не законным.

Освободить ответчика Сатыевский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней после его изготовления в окончательной форме, через Миякинский районный суд РБ.

Судья (подпись) З.М.Гайсин