решение по иску прокурора Миякинского района РБ к администрации СП Миякинский с/с о признании бездействия незаконным



Дело № 2-490/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2010 года с. Киргиз-Мияки

Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гайсина З.М.,

при секретаре Татлыбаеве Р.М.,

с участием истца – и. о. помощника прокурора Миякинского района РБ Ишмухаметова Р.Р., представителя ответчика администрации сельского поселения Миякинский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ – Фахриева И.З., по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Миякинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Миякинский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ о признании бездействия незаконным,

У с т а н о в и л:

И.о. прокурора Миякинского района РБ в интересах неопределённого круга лиц обратился в Миякинский районный суд РБ с иском к администрации сельского поселения Миякинский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ о признании бездействия администрации, выразившиеся в не ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов расположенного в северной части <адрес>, незаконным, об обязании администрации ликвидировать несанкционированную свалку, произвести обваловку и очистку территории.

Основанием для обращения с иском послужили результаты проверки проведенной прокуратурой района по исполнению природоохранного законодательства.

Проверкой выявлены многочисленные нарушения правил размещения твердых бытовых отходов (далее ТБО).

В соответствие со ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

Согласно статье 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности в области обращений с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствие со ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбросу, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Между тем в ходе проверки на территории сельского поселения Миякинский сельсовет, обнаружена несанкционированная свалка ТБО.

Установлено, что участок местности расположенного с северной части окраины <адрес> РБ. Около 100 метров к северо-западу от зданий водозабора <данные изъяты> в углублении речки поверхность земли не ровная имеет многочисленные ямы. Склон под углом 25-30. в одной из ям расположенного на данном склоне на момент осмотра обнаружен различный бытовой мусор, а именно пластиковые бутылки, одноразовая посуда, стеклянные бутылки из-под спиртного, пластиковые канистры не пригодные и иной бытовой мусор.

Данные обстоятельства нарушения требований природоохранного законодательства нарушают конституционные права жителей Миякинского района на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), что является нарушением прав и интересов неопределенного круга лиц.

Кроме того, согласно п.2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного просит признать бездействие администрации Сельского поселения Миякинский сельсовет, выразившееся в не ликвидации несанкционированной свалки ТБО расположенного с северной части окраины <адрес> незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Миякинский сельсовет незамедлительно устранить нарушения выявленные 30 ноября 2010 на свалке ТБО в <адрес>, то есть произвести обваловку, очистку территории.

В судебном заседании и. о. помощника прокурора Миякинского района уточнил свои исковые требования и просил признать бездействия администрации сельского поселения Миякинский сельсовет муниципального района Миякинский

2

район РБ выразившиеся в не ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов расположенного в северной части <адрес> до 13 декабря 2010 года, незаконным. От исковых требований в остальной части - обязать администрацию сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, произвести обваловку, очистку территории, и. о. помощника прокурора Миякинского района Ишмухаметов Р.Р., без принуждения, добровольно отказался, ссылаясь на то, что до начала судебного заседания по рассмотрению исковых требований, несанкционированная свалка твердых бытовых отходов ликвидирована, что подтверждается справкой представленной сельским поселением.

В судебном заседании представитель ответчика Фахриев И.З. исковые требования признал и пояснил, что администрацией района предпринимаются все возможные усилия и средства для поддержания территории сельского поселения в чистоте, к соблюдению природоохранного законодательства РФ. Но это не всегда удается, при несознательном отношении граждан к окружающей среде и закону. Показал, что несанкционированная свалка ликвидирована, что подтверждается справкой представленной им в суд. До 30 ноября 2010 года, то есть до обнаружения несанкционированной свалки в ходе проверки, мер по ее ликвидации не предпринималось, так как о существовании свалки известно не было.

Изучив представленные материалы, выслушав стороны, дав им оценку, суд пришел к следующему.

В соответствие со ст. 42 Конституции РФ, жители Миякинского района имеют право на благоприятную окружающую среду.

В соответствие со ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Согласно статье 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности в области обращений с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствие со ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбросу, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, согласно п.2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

В соответствие с Постановлением Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени … органов местного самоуправления, … совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, … должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, … эксплуатацию … зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие

3

(бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод … неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствие со ст. 221 ГПК РФ, истцу известны, о чем истец расписался в протоколе судебного заседания. Обстоятельств, противоречащих закону и нарушающих права и законные интересы других лиц в случае принятия отказа от иска судом в ходе судебного разбирательства, не установлено. Сами ответчики исковые требования прокуратуры в ходе рассмотрения исковых требований признавали. При таких обстоятельствах, суд считает возможным принять частичный отказ от иска.

Ответчик в полном объеме признал исковые требования.

При таких обстоятельствах суд принимает признание иска ответчиком и приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В ходе судебного рассмотрения дела от представителя ответчика Фахриева И. З. поступило ходатайство об освобождения от уплаты государственной пошлины, на основании требований ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

В соответствие с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании изложенного, ходатайство представителя ответчика Фахриева И. З. признается обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103 ч. 1, 194-198 ГПК РФ, п. 19 ст. 333.36 НК РФ, суд

Р е ш и л:

Принять от прокурора Миякинского района РБ частичный отказ от иска к администрации сельского поселения Миякинский сельсовет Миякинского района РБ, - об обязании администрации сельского поселения Миякинский сельсовет Миякинского района РБ ликвидировать несанкционированную свалку, произвести обваловку и очистку территории.

Принять признание исковых требований ответчиком администрацией сельского поселения Миякинский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ.

Признать бездействие администрации сельского поселения Миякинский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ выразившееся в не ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов расположенного в северной части <адрес> до 13 декабря 2010 года, не законным.

Освободить ответчика администрацию муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней после составления решения в окончательной форме, через Миякинский районный суд РБ.

Судья З.М.Гайсин