№ 2-107/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2011 года с. Киргиз-Мияки
Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гайсина З.М.,
при секретаре Татлыбаеве Р.М.,
с участием истца Асадуллиной Ф.Ф.,, представителя истца адвоката Галяутдиновой Э.Б., представившей удостоверение № и ордер №, представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ, Рахмановой Г.М. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асадуллиной Ф.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости и стажа дающего основание на досрочную пенсию, признание отказа в назначении пенсии незаконным и обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью,
У с т а н о в и л:
Асадуллина Ф.Ф. обратилась в Миякинский районный суд РБ с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ указывая, что согласно записям в трудовой книжке и справке № от 22 октября 2010 года, выданной МБУ «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район РБ», ее педагогический стаж исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ, и составляет 26 лет 2 месяца. Полагая, что указанного стажа достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 178-ФЗ от 17 декабря 2001 года (с изменениями и дополнениями), 22 октября 2010 года истец обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе РБ с заявлением назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако решением за № от 29 октября 2010 года ГУ-УПФ в Миякинском районе РБ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ей отказано по тому основанию, что педагогический стаж ее работы составляет 21 год 5 месяцев и 7 дней, вместо требуемых 25 лет. Указанное решение об отказе в назначении пенсии считает не законным, просит суд признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включив период учебы на дневном отделении Стерлитамакского государственного педагогического университета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 4 года 9 мес. 24 дней. Признать незаконным Решение № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью из расчета общего стажа, дающего право на данную пенсию, в размере всего 26 лет 2 месяца, с момента обращения с заявлением о назначении указанной пенсии, то есть с 22 октября 2010 года.
В судебном заседании истец поддержала свои требования, привела доводы изложенные в исковом заявлении, одновременно заявила ходатайство о присуждении с ответчика расходов на оплату услуг представителя, присудив в ее пользу с ответчика 7000 (семь тысяч) рублей.
Адвокат Галяутдинова Э.Б. полностью поддержала требования своего доверителя, просила их удовлетворить. Сослалась на Постановление Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17 декабря 1959 года за № 1397, принятого в соответствии с Законом СССР « О государственных пенсиях в СССР» от 14 июля 1956 года, действовавшего в то время Списка должностей, в соответствие с которым время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, действовавшего на тот момент Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Указала, что 29 января 2004 года Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 2-П, в котором высказал свою позицию, суть которой сводится к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ Рахманова Г.М. по доверенности, исковые требования истца о включении в стаж дающий право на назначение досрочной пенсии по старости и присуждении расходов на представителя, не признала, просила суд требования оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оригиналы документов, дав им оценку, приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст.28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается гражданам, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право га досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствие с пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствие со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», не содержит в себе указания на зачет в стаж период обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Вместе с тем, в соответствие с Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17 декабря 1959 года за № 1397, принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14 июля 1956 года, действовал Список должностей, в соответствие с которым период учебы в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.
Период обучения истца на дневном отделении Стерлитамакского государственного педагогического института, в соответствие с записями в трудовой книжке и дипломе серии ПВ №, с регистрационным номером №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляет 4 года 9 месяцев 24 дня.
2
Постановление Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17 декабря 1959 года за № 1397 действовало до 01 октября 1993 года и было отменено в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953, то есть в период обучения истца данное постановление действовало.
Согласно ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.
В соответствие с Постановлением № 2-П Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года, в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы.
Из вышеуказанного следует, что период обучения истца на дневном отделении Стерлитамакского государственного педагогического института, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сроком 4 года 9 месяцев 24 дня, подлежат включению в стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Трудовой стаж истца, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью составляет 26 лет 2 месяца.
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствие со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право, признания недействительным акта государственного органа, неприменения судом акта государственного органа, противоречащего закону, присуждения исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, суд находит, что требования Асадуллиной Ф.Ф., в части включения в педагогический стаж периода обучения, подлежат удовлетворению.
В соответствие со ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Расходы, которые заявитель просит взыскать складываются из расходов, понесенных в связи с производством в суде первой инстанции.
В силу ч. 3 ст. 98 ГПК РФ вопрос о распределении судебных расходов в том случае, если он не был разрешен судом кассационной инстанции, должен решить суд первой инстанции по заявлению заинтересованного лица.
С учетом сложности гражданского дела, затрат времени для составления процессуальных документов, поездки в <адрес>, для участия в кассационном рассмотрении жалобы, с учетом разумности в части производства оплаты услуг представителя, а так же то, что в соответствие с пунктом 2 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122, п.1 ст.16 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», Пенсионный фонд и средства его бюджета являются федеральной собственностью Российской Федерации и имеют строго целевое назначение. В соответствие со ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, доходная и расходная части которого ежегодно утверждаются Федеральным законом, который расходы на оплату услуг представителей не предусматривает, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 96, 98, 100 ГК РФ, ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Миякинском районе РБ № от 29 октября 2010 года, в части отказа во включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периода обучения на дневном отделении Стерлитамакского государственного педагогического института Асадуллиной Ф.Ф., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 4 года 9 месяцев 24 дня, признать незаконным.
Включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период обучения на дневном отделении Стерлитамакского государственного педагогического института Асадуллиной Ф.Ф., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 4 года 9 месяцев 24 дня.
Признать за Асадуллиной Ф.Ф. право на досрочную трудовую пенсию по старости, из расчета стажа 26 лет 2 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ назначить Асадуллиной Ф.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости с 22 октября 2010 года.
Требования Асадуллиной Ф.Ф. о взыскании с ГУ Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе РБ судебных расходов в счет возмещения оплаты услуг представителя, удовлетворить частично.
Взыскать с ГУ Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе РБ в пользу Асадуллиной Ф.Ф. в счет возмещения оплаты услуг представителя 800 (восемьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня вынесения его в окончательной форме.
Судья З.М.Гайсин