№ 2-66/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2011 года с. Киргиз-Мияки
Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Гайсина З.М.,
при секретаре Татлыбаеве Р.М.,
с участием истца Стороженко Л.А., представителя истца адвоката Галяутдиновой Э.Б., представившей удостоверение № и ордер №, представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ, Рахмановой Г.М. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стороженко Л.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и стажа, дающего право на досрочную пенсию, признании отказа в назначении пенсии незаконным и обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью,
У с т а н о в и л:
Стороженко Л.А. обратилась в Миякинский районный суд РБ с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ по тем основаниям, что согласно записям в ее трудовой книжке и справке № от 28 октября 2010 года, выданной МБУ «Центральная районная больница» муниципального района Миякинский район РБ она проработала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей-фельдшера <данные изъяты> фельдшерского пункта Миякинской ЦРБ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей- фельдшер <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта в Миякинской ЦРБ.
Полагая, что имеет специальный трудовой стаж с учетом льготного исчисления 25 лет 22 дня, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью на основании п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 178-ФЗ от 17 декабря 2001 года (с изменениями и дополнениями) достаточно для назначения досрочной пенсии связи с лечебной деятельностью, 28 октября 2010 года она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Однако ГУ-УПФ в Миякинском районе РБ в этом ей было отказано решением № от 08 ноября 2010 года, по тому основанию, что специальный стаж работы составляет всего 24 года 7 месяцев и 16 дней, вместо требуемых 25 лет.
Указанное решение об отказе в назначении пенсии было обосновано нормами п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которого досрочная трудовая пенсия по старости в связи с лечебной деятельностью назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста; п. 2 ст. 27 Списка соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 названного закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ, со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлениями Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и от 29 октября 2002 года № 781, согласно которым определяется стаж работы, дающий право для назначения такой пенсии.
Из содержания упомянутого решения об отказе в назначении пенсии следует, что на основании указанного Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № ГУ-УПФ в Миякинском районе РБ не включило в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, время нахождения истца на курсах повышения квалификации по подготовке кадров с отрывом от производства, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2месяца 11 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 дней), всего 5 месяцев 7 дней.
Истец не согласившись с указанным решением ГУ-УПФ в Миякинском районе РБ, привела в обоснование следующее.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с
2
условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно пп. «ж» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного
постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, действующим до 22 сентября 1993 года, в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалось время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.
В ст. 112 КЗоТ РСФСР и ст. 187 ТК РФ также указаны гарантии и компенсации лицам, повышающим квалификацию. За такими работниками сохраняется рабочее место, выплачивается зарплата, они считаются выполняющими трудовые функции.
Формально, постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 в периоды для подсчета специального стажа включило только: периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, ежегодные оплачиваемые отпуска и дополнительные отпуска (п.5), однако, при этом нет и прямого запрета для включения периода, когда лицо повышает квалификацию.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Направление истца на курсы повышения квалификации производилось по инициативе и на основании приказа работодателя, подтверждается соответствующими выписками из приказов за № от 02 декабря 1992 года, № от 28 августа 1998 года, № от 01 октября 1998 года, № от 01 сентября 2003 года, № от 14 октября 2003 года, № от 10 сентября 2008 года, № от 24 октября 2008 года.
Поскольку трудовые отношения с истцом, в период нахождения на курсах повышения квалификации не прерывались, за ней сохранялось место работы (должность), производилась выплата заработной платы, уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, необходимость повышения квалификации и обучения обусловлена развитием здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации и производилась по инициативе работодателя, в связи с чем истец считает правомерным включение указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию.
В соответствие со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право, признания недействительным акта государственного органа, неприменения судом акта государственного органа, противоречащего закону, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного просит признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью на основании п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установив, что время моего нахождения на курсах повышения квалификации по подготовке кадров с отрывом от производства, а именно 5 месяцев 7 дней, включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости. Признать незаконным Решение № от 08 ноября 2010 года Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью на основании п.п. 20 п. 1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из расчета общего стажа, дающего право на данную пенсию, в размере всего 25 лет 22 дня, с момента моего обращения с заявлением о назначении указанной пенсии, а именно с 28 октября 2010 года.
В судебном заседании истец изменила требования. Просила включить в стаж дающий на досрочное пенсионное обеспечение срок нахождения на курсах квалификации сроком 5 месяцев 23 дня, привела доводы изложенные в заявлении, просила суд их удовлетворить, а так же заявила ходатайство о присуждении с ответчика расходов на оплату услуг представителя в сумме 7000 (семь тысяч) рублей, 2000 (две тысячи) рублей – за составление искового заявления и 5000 (пять тысяч) рублей за участие в суде первой инстанции.
Адвокат Галяутдинова Э.Б. поддержала требования своего доверителя, просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ Рахманова Г.М., выше указанные исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении требований отказать, приведя доводы изложенные в отзыве на исковое заявление.
Суд, выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оригиналы документов, дав им оценку, приходит к следующему.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
3
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы
устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Следовательно, время нахождения Стороженко Л.А. на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Стороженко Л.А., составляет 25 лет 23 дня (24 года 7 месяцев 16 дней + 5 месяцев 7 дней = 25 лет 23 дня).
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствие со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право, признания недействительным акта государственного органа, неприменения судом акта государственного органа, противоречащего закону, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствие со ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Расходы, которые заявитель просит взыскать складываются из расходов, понесенных как в связи с производством в суде первой инстанции, так и в суде кассационной инстанции.
В силу ч. 3 ст. 98 ГПК РФ вопрос о распределении судебных расходов в том случае, если он не был разрешен судом кассационной инстанции, должен решить суд первой инстанции по заявлению заинтересованного лица.
С учетом сложности гражданского дела, затрат времени для составления процессуальных документов, поездки в <адрес>, для участия в кассационном рассмотрении жалобы, с учетом разумности в части производства оплаты услуг представителя, а так же то, что в соответствие с пунктом 2 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122, п.1 ст.16 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», Пенсионный фонд и средства его бюджета являются федеральной собственностью Российской Федерации и имеют строго целевое назначение. В соответствие со ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, доходная и расходная части которого ежегодно утверждаются Федеральным законом, который расходы на оплату услуг представителей не предусматривает, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 96, 98, 100 ГК РФ, ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Миякинском районе РБ № от 08 ноября 2010 года, в части отказа во включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периода нахождения Стороженко Л.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2месяца 11 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней); с 05
4
октября 1998 года по ДД.ММ.ГГГГ (26 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 дней), всего 5 месяцев 7 дней - признать незаконным.
Включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период нахождения Стороженко Л.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2месяца 11 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 дней), то есть всего 5 месяцев 7 дней.
Признать за Стороженко Л.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости, из расчета стажа 25 лет 23 дня, с 28 октября 2010 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ назначить Стороженко Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 28 октября 2010 года.
Требования Стороженко Л.А. о взыскании с ГУ Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе РБ судебных расходов в счет возмещения оплаты услуг представителя, удовлетворить частично.
Взыскать с ГУ Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе РБ в пользу Стороженко Л.А. в счет возмещения оплаты услуг представителя 800 (восемьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья З.М.Гайсин