Дело № 2-420/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 сентября 2011 года с. Киргиз-Мияки Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе - председательствующего судьи Гайсина З.М., при секретаре Татлыбаеве Р.М., с участием истца – помощника прокурора Миякинского района РБ Вахитова Р.Н., <данные изъяты> сельского поселения Миякинский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ – Туктарова Р.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Миякинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Миякинский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ о признании бездействия незаконным, У с т а н о в и л: Прокурор Миякинского района РБ в интересах неопределённого круга лиц обратился в Миякинский районный суд РБ с иском к администрации сельского поселения Миякинский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ о признании бездействия администрации, выразившиеся в не ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов расположенного между <адрес>, незаконным, об обязании администрации ликвидировать несанкционированную свалку. Основанием для обращения с иском послужили результаты проверки проведенной прокуратурой района по исполнению природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> между <адрес>, образована несанкционированная свалка площадью <данные изъяты> состоящая из твердо-бытовых отходов: строительные материалы, камни, ж/б плиты, арматура и другой строительный мусор. В соответствие со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и: здоровья человека. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяются органами местного самоуправления и должны соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В соответствие с п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления поселений обязаны осуществлять сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на специально отведенные места - полигон для хранения твердых бытовых отходов. Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности, по заявлениям об оспаривании бездействий органов местного самоуправления. Исходя из смысла ст. 255 УПК РФ, к бездействию органов местного самоуправления, оспариваемому в порядке гражданского судопроизводства, относится бездействие, в результате которого нарушены права и свободы гражданина. Вышеуказанные нарушения законодательства возникли в результате бездействия, не исполнения требований, установленных ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «Об отходах производства и потребления», органом местного самоуправления - администрацией сельского поселения Миякинский сельсовет, чем были существенно нарушены права граждан, неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 42, Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно, право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит суд признать бездействие администрации сельского поселения Миякинский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ по допущению и не устранению несанкционированного размещения отходов производства и потребления на рельеф местности незаконными. Обязать администрацию сельского поселения Миякинский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ устранить допущенное несанкционированное размещение отходов на территории <адрес> В судебном заседании помощник прокурора Миякинского района уточнил свои исковые требования и просил признать бездействия администрации сельского поселения Миякинский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ 2 выразившиеся в не ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов расположенного между домами <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, незаконным. От исковых требований в остальной части - обязать администрацию сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку помощник прокурора Миякинского района, без принуждения, добровольно отказался, ссылаясь на то, что до начала судебного заседания по рассмотрению исковых требований, несанкционированная свалка твердых бытовых отходов ликвидирована, что подтверждается справкой представленной сельским поселением. В судебном заседании ответчик Туктаров Р.Я. исковые требования признал и пояснил, что администрацией района предпринимаются все возможные усилия и средства для поддержания территории сельского поселения в чистоте, к соблюдению природоохранного законодательства РФ. Но это не всегда удается, при несознательном отношении граждан к окружающей среде и закону. Показал, что несанкционированная свалка ликвидирована, что подтверждается справкой представленной им в суд. До ДД.ММ.ГГГГ, то есть до обнаружения несанкционированной свалки в ходе проверки, меры по ее ликвидации предпринимались, но в недостаточной мере. Изучив представленные материалы, выслушав стороны, дав им оценку, суд пришел к следующему. В соответствие со ст. 42 Конституции РФ, жители Миякинского района имеют право на благоприятную окружающую среду. В соответствие со ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации. Согласно статье 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности в области обращений с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. В соответствие со ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбросу, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, согласно п.2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; В соответствие с Постановлением Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени … органов местного самоуправления, … совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, … должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, … эксплуатацию … зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению. По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. 3 На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод … неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. В соответствие со ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае если, отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Последствия прекращения производства по делу и принятия отказа от иска, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, истцу известны, о чем истец расписался в протоколе судебного заседания. Обстоятельств, противоречащих закону и нарушающих права и законные интересы других лиц в случае принятия отказа от иска судом в ходе судебного разбирательства, не установлено. Сами ответчики исковые требования прокуратуры в ходе рассмотрения исковых требований признавали. При таких обстоятельствах, суд считает возможным принять частичный отказ от иска. Ответчик в полном объеме признал исковые требования. При таких обстоятельствах суд принимает признание иска ответчиком и приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В ходе судебного рассмотрения дела от ответчика Туктаров Р.Я. поступило ходатайство об освобождения от уплаты государственной пошлины, на основании требований ст. 333.36 Налогового кодекса РФ. В соответствие с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются. На основании изложенного, ходатайство ответчика Туктарова Р. Я. признается обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103 ч. 1, 194-198 ГПК РФ, п. 19 ст. 333.36 НК РФ, суд Р е ш и л: Принять от прокурора Миякинского района РБ частичный отказ от иска к администрации сельского поселения Миякинский сельсовет Миякинского района РБ, - об обязании администрации сельского поселения Миякинский сельсовет Миякинского района РБ ликвидировать несанкционированную свалку между <адрес> Принять признание исковых требований ответчиком, <данные изъяты> сельского поселения Миякинский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ, Туктаровым Р.Я.. Признать бездействие администрации сельского поселения Миякинский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ выразившееся в не ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов расположенного домами <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, не законным. Освободить ответчика администрацию муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан от уплаты государственной пошлины. Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней после составления решения в окончательной форме, через Миякинский районный суд РБ. Судья З.М.Гайсин