решение по иску Садыковой Р.Р. к ГУ УПФ РФ в Миякинском районе РБ об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



дело № 2-68/11Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«04» февраля 2011 года село Киргиз-Мияки Миякинского района

Республики Башкортостан

Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего- Судьи Хакимова И.М.,

при секретаре Басимове Э.Ш.,

с участием истца Садыковой Р.Р.,

представителя ответчика государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан- Рахмановой Г.М., (на основании доверенности)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садыковой Р.Р. к государственному учреждению- Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Миякинскому району Республики Башкортостан о признании незаконным решения государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан об отказе в назначении трудовой пенсии по старости и обязания включить период работы в выборной должности секретаря, председателя <данные изъяты> сельского Совета в стаж для назначения пенсии, признания права на досрочную пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Садыкова Р.Р., обратилась в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Миякинском районе Республики Башкортостан (далее ГУ-УПФ РФ) мотивируя тем, что она 17.11.2010 г. обратилась в ГУ-УПФ РФ с просьбой установить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

26.11.2010 г. решением ГУ – УФП РФ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого педагогического стажа – 25 лет. ГУ - УФП РФ считает, что её педагогический стаж на день обращения составляет 22 года 0 месяцев 3 дня. При этом не засчитывает в стаж период работы в выборных должностях в сельском Совете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С решением ГУ - УФП РФ вынуждена не согласиться по следующей причинам:

До 1993 года действовали Списки, утвержденные Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397, в соответствии с которым в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включался вышеуказанный период.

29.01.2004 г. Конституционный суд РФ вынес Постановление № 2-П, в котором высказал свою позицию, суть которой сводится к тому, что в случае, если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы. Таким образом, с ссылкой на Постановление № 2-П от 29.01.2004 г. стало возможным применения Постановления СМ СССР от17.12.1957 года №1397, а стало быть период работы в сельском Совете должен включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение и ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из вышеизложенного, истец считает, что на день обращения (17.11.2010 г.) её педагогический стаж составляет 25 лет 0 месяцев 25 дней. Оспариваемый ею период работы в сельском Совете должен быть включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного истец просит суд признать незаконным решение ГУ - УФП РФ в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы в выборных должностях секретаря и председателя <данные изъяты> сельского Совета с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ г.

0бязать ГУ - УФП включить в стаж для досрочной пенсии вышеуказанный период.

Признать её право на досрочную т рудовую пенсию по старости.

Ответчик представил суду отзыв на исковое заявление истца, из которой следует, что ГУ-УПФ РФ не признает исковые требования Садыковой P.P. в полном объеме.

В обоснование своих доводов ответчик указал, что трудовая пенсия по старости в связи педагогической деятельностью назначается в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Учитывая льготный характер указанного вида пенсии в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списками профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г. и в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 г. № 516.

Включение периодов работы на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях не предусмотрено указанным Списком и Правилами.

Ссылки Истицы на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, пунктами 1 и 2 которого ранее было предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организаций, ответчик считает необоснованными.

Истицей не учтен тот факт, что по состоянию на 31.12.2001 г. (на момент вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») Постановление № 1397 от 17.12.1959 г. не применялось на территории РФ в соответствии с постановлением № 953 от 22.09.1993 г. Следовательно, применение Постановления № 1397 от 1959 г. при определении права на досрочное назначение трудовых пенсий противоречит как действующему пенсионному законодательству, так и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №2-П от 29.01.2004 г.

Кроме того, указанное Положение от 17.12.1959 г. применяется не в полном объеме, а только п. 2, вследствие чего смысл его норм искажается.

В период действия Положения от 17.12.1959 г., пункт 2 применяется только во взаимосвязи с пунктом 4, которым было определено основное условие назначения пенсии за выслугу лет для лиц, указанных в п.п. 1,2,3. Согласно п. 4 Положения от 17.12.1959 г. время работы, указанной в п.п. 1,2 и 3, засчитывалось в стаж работы по специальности только при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Следовательно, спорные периоды могли быть засчитаны в специальный стаж только при условии, что не менее 16 лет 8 месяцев истец отработала в должностях, предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 на дату его отмены, т.е. на 22.09.1993 г.

Однако, на 22.09.1993 г. необходимый стаж (16 лет 8 мес), приходящийся на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, истцом не выработан.

Также, Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15.07.1964 г. № 620, установлено, что назначение и выплата пенсий за выслугу лет производится работникам просвещения и здравоохранения, оставившим работу. Истец на сегодняшний день продолжает работать.

Учитывая изложенное, педагогический стаж Истца на момент обращения за назначением пенсии составляет менее 25 лет (а именно 22 г. 0 мес. 3 дня) и как ответчик считает, назначение досрочной трудовой пенсии повлечет незаконное расходование средств Пенсионного Фонда Российской Федерации. В этой связи ответчик не может согласиться с требованиями истца, считает их противоречащими действующему законодательству и просит суд отказать в удовлетворении иска.

В судебном заседании истец, поддержав исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении со ссылкой на судебную практику по аналогичным делам, просит его удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании ответчик в лице представителя по доверенности Рахманова Г.М. не признав исковые требования в полном объеме пояснила, что основной довод истца заключается в том, что необходимо при разрешении спорного вопроса руководствоваться Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое отменено и не действует в настоящее время. Но даже применение данного Постановления не позволяет включить периоды работы в выборных должностях. Со ссылкой на доводы изложенные в отзыве на исковое заявление представитель ответчика просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав доводы истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Исследовав в судебном заседании подлинник трудовой книжки серии № №, суд установил, что Садыкова Р.Р. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была избрана секретарем <данные изъяты> сельского Совета, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была избрана председателем <данные изъяты> сельского Совета Миякинского района РБ.

Согласно справки № от 16.12.2010 г. представленной МБУ « Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район РБ», Садыкова Р.Р. трудовую деятельность педагога начала с ДД.ММ.ГГГГ, которой занимается по настоящее время.

Согласно протокола сессии <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов Миякинского района БАССР двадцатого созыва, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, Набиуллина(Садыкова) Р.Р. избрана секретарем исполкома Ильчигуловского сельского Совета.

Из протокола сессии <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов Миякинского района БАССР двадцатого созыва состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ следует, что Набиуллина(Садыкова) Р.Р. избрана председателем исполкома Ильчигуловского сельского Совета.

Из содержания исследованного в судебном заседании Решения «Об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии» за № от 26.11.2010 г. за подписью начальника ГУ – УПФ РФ Мусина Х.Х. следует, что Садыкова Р.Р., 17.11.2010 г. обратилась в ГУ- УПФ РФ с заявлением, зарегистрированным за входящим номером 7238, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельность и ей отказано в назначении данной пенсии по тому основанию, что её педагогический стаж составляет менее 25 лет, а именно 22 года 0 месяцев 3 дня. Не засчитаны в специальный трудовой периоды её работы на должности секретаря, председателя <данные изъяты> сельского Совета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 3 года 0 месяцев 22 дня) на основании ст.ст.27 и 28 Закона от17.12.2011г. №173–ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

В соответствии с п.п.10 п. 1 ст.28 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается гражданам, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п.3 ст.28 названного Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 ст.28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действительно, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 « о списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не содержит в себе такие должности как «инструктора отдела пропаганды и агитации, первый секретарь райкома ВЛКСМ, секретарь парткома». Но в соответствии с п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 г. за № 1397, принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14.07.1956 г., действовал другой Список должностей, в соответствии с которым выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет. В последующие постановления Правительства РФ от 06.09.1991г. № 463 и от 22.09.1999г. № 1067, определяющие периоды работы, включаемые в стаж педагогической деятельности, должности «инструктора отдела пропаганды и агитации, первый секретарь райкома ВЛКСМ, секретарь парткома», как дающая право на получение пенсии по выслуге лет, включена не была. Указанное Постановление Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 г. за № 1397 действовало до 01.10.1993 года, оно было отменено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953. Однако до принятия Закона РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях» и других нормативно-правовых актов о пенсионном обеспечении, работа в указанной должности давала право на досрочную пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.

29.01.2004 года Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», согласно которого если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы. Таким образом, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004г. возможно применение Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397. Постановлением Конституционного суда РФ №11-П от 03.06.2004 г. «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного суда Республики Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан» было постановлено:

Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Из вышеуказанного следует, что периоды работы истца Садыковой Р.Р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ секретарем <данные изъяты> сельского Совета, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ председателем <данные изъяты> сельского Совета Миякинского района РБ должен включаться в стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

На возможность исчисления стажа по ранее действовавшему законодательству указывается в абзаце 5 пункта 2 Определения Конституционного суда РФ от 06.03.2003 г. № 107-0 «По запросу Сормовского районного суда города Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно данному Определению истолкование норм Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как не позволяющих включать время выполнения определенных работ в специальный стаж лишь на том основании, что эти работы более не засчитываются в указанный стаж, не только противоречит действительному смыслу и предназначению этих норм, но и создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии и тем самым приводит к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ предполагает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в порядке определенном главой шестой указанного Закона.

Из определения Конституционного суда РФ № 320-О от 05.11.2002 года следует, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, втекающими из статей 1 (часть 1), 2,18,54 (часть 1), 55 (часть 2 и 3) и 57 Конституции РФ.

Суд, исследовав также довод ответчика, содержащийся в его вышеприведенном возражении на исковое заявление, о том, что ни в одном из Списков (как действовавших, так и ныне действующих) должности инструктор отдела пропаганды и агитации, первый секретарь райкома ВЛКСМ, секретарь парткома не фигурируют, находит не состоятельным, поскольку в п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 г. за № 1397, принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14.07.1956 г. Список должностей, в соответствии с которым выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.

Согласно ст. 19 упомянутого Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право, признания недействительным акта государственного органа, неприменения судом акта государственного органа, противоречащего закону, присуждения к исполнению обязанности в натуре.

При подаче искового заявления в суд истцом Садыковой Р.Р. была уплачена государственная пошлина в размере 200 (двести) рублей, о чем имеется соответствующая квитанция. Однако в судебном заседании истец отказалась от возмещения судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Садыковой Р.Р. к государственному учреждению- Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Миякинскому району Республики Башкортостан о признании незаконным решения государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан об отказе в назначении трудовой пенсии по старости и обязания включить период работы в выборной должности секретаря, председателя <данные изъяты> сельского Совета в стаж для назначения пенсии, признания права на досрочную пенсию, удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение государственному учреждению- Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Миякинскому району Республики Башкортостан № от 26.11.2010 в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы в выборных должностях секретаря и председателя <данные изъяты> сельского Совета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать государственному учреждению- Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Миякинскому району Республики Башкортостан включить в стаж для досрочной пенсии Садыковой Р.Р. период работы в выборных должностях секретаря и председателя <данные изъяты> сельского Совета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Садыковой Р.Р. право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Обязать государственному учреждению- Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Миякинскому району Республики Башкортостан назначить Садыковой Р.Р. досрочную пенсию по старости с 17.11.2010.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течении 10 дней.

Председательствующий Судья: ( подпись) Хакимов И.М.

.