решение по иску Башкирского межрайонного природоохранного прокурора к администрации СП Ильчигуловский сельсовет о признании бездействия незаконным



Дело № 2-131/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2011 года с. Киргиз-Мияки

Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гайсина З.М.,

при секретаре Татлыбаеве Р.М.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Миякинского района РБ Вахитова Р.Н., ответчика – главы администрации сельского поселения Ильчигуловский сельский совет муниципального района Миякинский район РБ Ибатуллина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Ильчигуловский сельский совет муниципального района Миякинский район РБ о признании бездействия незаконным, об обязании произвести определенные действия,

У с т а н о в и л:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в Миякинский районный суд РБ с иском к администрации сельского поселения Ильчигуловский сельский совет муниципального района Миякинский район РБ о признании бездействия незаконным, выразившееся в отсутствии разработанной рабочей
программы производственного контроля в населенных пунктах <адрес>,
<адрес> и обязании администрации сельского поселения Ильчигуловский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ устранить указанные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля в населенных пунктах <адрес> Миякинского района РБ.

Основанием для обращения и иском послужили результаты проверки проведенной Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой по результатам которой установлено, что администрацией сельского поселения Ильчигуловский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ при организации водоснабжения в населенных пунктах <адрес> через централизованную систему водоснабжения не разработана рабочая программа контроля качества воды.

Согласно информации администрации сельского поселения Ильчигуловский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ на балансе СПК «Ильсегул» находятся скважины № 2/520 для хозяйственно - питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов. Производственный контроль за качеством воды проводится путем отбора проб воды для лабораторного исследования в испытательном лабораторном центре <адрес>, с которым СПК «Ильсегул» заключил договор на выполнение лабораторных исследований. Кроме того, программа производственного контроля качества воды по населенным пунктам <адрес> не разработана.

В соответствие с пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Согласно ст. 8 Закона РБ «О питьевой воде» к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относится разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды.

В соответствие со ст. 18 Закона РБ «О питьевой воде» качество питьевой воды, получаемой потребителями (гражданами и юридическими лицами), должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивается:

- разработкой типовых и рабочих программ, правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий;

- осуществлением регулярного производственного лабораторного контроля аттестованными или аккредитованными в установленном порядке лабораториями организаций питьевого водоснабжения в соответствии с нормативными документами (контроль за качеством питьевой воды в системах питьевого водоснабжения, эксплуатируемых организациями, не имеющими собственных лабораторий, осуществляют на договорной основе другие лаборатории, аккредитованные в установленном порядке).

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01» установлены следующие требования по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и обеспечению такого производственного контроля:

- п. 2.4. на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр Госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.

- п. 4.1. в соответствие с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.

- п. 4.2. производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

2

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствие с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.

- п. 4.5. производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям при количестве обслуживаемого населения до 10 тыс. человек с частотой два раза в месяц.

- п. 4.7. производственный контроль качества питьевой воды в соответствие с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

Согласно п. 3 Раздела 1 «Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» приложения 1 к названными СанПиН «Правила установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» рабочая программа должна содержать:

3.1. Перечень контролируемых показателей качества воды и их
гигиенические нормативы, установленные настоящими Санитарными
правилами:

3.2. Методики определения контролируемых показателей.

3.3. План пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водозабора наружной и внутренней сети водопровода.

3.4. Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды.

3.5. Календарные графики отбора проб воды и проведения их
исследования (испытания).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Отсутствие разработанной рабочей программы производственного контроля качества воды, не осуществление такого производственного контроля в нарушение требований санитарных правил создает угрозу жизни или здоровью жителей населенных пунктов, угрозу возникновения и распространения заболеваний, в связи с чем нарушаются права граждан на получение питьевой воды, качество которой обеспечивается путем проведения регулярного производственного контроля, настоящее заявление подается в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствие с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствие со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствие со ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений отнесены к компетенции территориальных судов.

В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Миякинского района исковые требования поддержал и просил признать бездействия администрации сельского поселения Ильчигуловский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ, выразившееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля в населенных пунктах <адрес> и обязании администрации сельского поселения Ильчигуловский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ устранить указанные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля в населенных пунктах <адрес> Миякинского района РБ.

В судебном заседании ответчик глава администрации сельского поселения Ильчигуловский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ Ибатуллин А.А. исковые требования признал и пояснил, что отсутствие разработанной рабочей программы производственного контроля в населенных пунктах <адрес> вызвано незнанием действующего

3

законодательства. В настоящее время примерная программа имеется, дорабатывается. К исходу февраля 2011 года планируется принять указанную программу.

Выслушав представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, дав им оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится водоснабжение поселения.

В соответствие с Постановлением Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в соответствие со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод…

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствие с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст.ст. 8 и 18 Закона РБ «О питьевой воде» к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относится разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды, качество питьевой воды, получаемой потребителями (гражданами и юридическими лицами), должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивается разработкой типовых и рабочих программ, правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий…

В соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01» должны обеспечиваться установленные требования по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и производственного контроля обеспечения водоснабжением.

Согласно п. 3 Раздела 1 «Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» приложения 1 к названными СанПиН «Правила установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» рабочая программа должна содержать определенные методики, перечень контролируемых показателей, планы пунктов отбора воды, количество контролируемой воды, графики отбора воды и т.п.

В соответствие со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Отсутствие разработанной рабочей программы производственного контроля качества воды, не осуществление такого производственного контроля в нарушение требований санитарных правил создает угрозу жизни или здоровью жителей населенных пунктов, угрозу возникновения и распространения заболеваний, в связи с чем нарушаются права граждан на получение питьевой воды, качество которой обеспечивается путем проведения регулярного производственного контроля, настоящее заявление подается в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствие со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной

4

власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствие со ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений отнесены к компетенции территориальных судов.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствие с п.1 ст.1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Ответчик в полном объеме признал исковые требования. Суд, на основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, принимает признание исковых требований ответчиком.

Выявленные нарушения требований законодательства в деятельности администрации сельского поселения Ильчигуловский сельский совет муниципального района Миякинский район РБ создает угрозу нормальной жизнедеятельности и безопасности населения.

При таких обстоятельствах суд принимает признание иска ответчиком и приходит к выводу, что исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В ходе судебного рассмотрения дела ответчик Ибатуллин А.А. заявил ходатайство об освобождения от уплаты государственной пошлины, на основании требований ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

В соответствие с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании изложенного, ходатайство ответчика Ибатуллина А. А.

признается обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103 ч. 1, 194-198 ГПК РФ, п. 19 ст. 333.36 НК РФ, суд

Р е ш и л:

Принять признание исковых требований ответчиком администрацией сельского поселения Ильчигуловский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ.

Признать бездействие администрации сельского поселения Ильчигуловский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ выразившееся в непринятии рабочей программы производственного контроля в населенных пунктах <адрес> незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Ильчигуловский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля в населенных пунктах <адрес> Миякинского района РБ.

Освободить ответчика администрацию сельского поселения Ильчигуловский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней после его изготовления в окончательной форме, через Миякинский районный суд РБ.

Судья З.М.Гайсин