Дело № 2-154/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2011 года с. Киргиз-Мияки
Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гайсина З.М..,
при секретаре Татлыбаеве Р.М.,
с участием истца Бакирова Ф.Ф., представителя ответчика Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ Рахмановой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакирова Ф.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У с т а н о в и л:
Бакиров Ф.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению пенсионного РФ в Миякинском районе РБ о признании незаконным решения об отказе включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии времени его службы в рядах вооруженных сил СССР и признании за ним права на досрочную трудовую пенсию по старости. Не соглашаясь с принятым решением истец указал, что в соответствии с пп. 10 п. 1 ст.28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается гражданам, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не содержится указания о том, что в педагогический стаж включается время прохождения военной службы.
В соответствие с Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17 декабря 1959 года за №1397, принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14 июля 1956 года, на момент моего прохождения военной службы в составе Вооруженных сил действовало другое положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с которым в педагогический стаж, дающей право на досрочную пенсию, включается период службы в составе Вооруженных Сил. Указанное Постановление Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17 декабря 1959 года за № 1397 действовало до 01 октября 1993 года, отмененное Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит Конституции РФ.
29 января 2004 года Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которого если в период времени работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы. Таким образом, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ №2-П от 29 января 2004 года возможно применение Постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Постановлением Конституционного суда РФ №11-П от 03 июня 2004 года «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было постановлено: признать не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право
2
на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 предполагает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в порядке определенном главой шестой указанного Закона.
Из определения Конституционного суда РФ №320-0 от 05 ноября 2002 года следует, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, втекающими из ст. 1 ч. 1, ст. 2, ст. 8, ст. 54 ч. 1, ст. 55 ч.ч. 2 и 3 и ст. 57 Конституции РФ.
Согласно ст. 19 упомянутого Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствие со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право, признания недействительным акта государственного органа, неприменения судом акта государственного органа, противоречащего закону, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Просит признать за ним право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п.п. 10 п. 1 ст.2 8 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №178-ФЗ от 17 декабря 2001 года (с изменениями и дополнениями), установив, что в периоды работы, дающие право на получение указанной пенсии, включается период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 1 год 11 месяцев 28 дней, период прохождения военной службы по призыву. Признать незаконным Решение № от 29 декабря 2010 года Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан об отказе мне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан назначить мне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью на основании пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 178-ФЗ от 17 декабря 2001 года (с изменениями и дополнениями) из расчета общего стажа, дающего право на данную пенсию, в размере всего 25 лет 16 дней, с момента обращения с заявлением о назначении указанной пенсии, а именно с 20 декабря 2010 года.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований истца и привел доводы изложенные в отзыве на исковое заявление.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оригиналы документов, суд приходит к следующему.
В силу ст. 7 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пп. 10 п. 1 ст. 28 указанного ЗФ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Суд находит, что применение действовавшего в спорный период Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в данном случае применим быть не может.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Бакиров Ф.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в качестве военного руководителя в <данные изъяты> среднюю школу. С этого времени по настоящее время он занимается педагогической деятельностью и его педагогический стаж составил более 23 года 18 дней.
Согласно военного билета на имя Бакирова Ф.Ф. он проходил военную службу в РА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из трудовой книжки истца, серии № №, с датой заведения ДД.ММ.ГГГГ, он ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу слесарем-монтажником 4 разряда. Уволен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с призывом на военную службу. После окончания военной службы, ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу слесарем-монтажником. Уволен ДД.ММ.ГГГГ и принят на работу линейным электромонтером. Уволен ДД.ММ.ГГГГ. После этого принят на работу военным руководителем в среднюю школу.
Таким образом, Бакиров Ф.Ф., до призыва на военную службу и после окончания прохождения военной службы, не осуществлял педагогическую деятельность.
В период военной службы истца, как и в период его работы до начала и окончания прохождения военной службы, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
3
здравоохранения и сельского хозяйства». Это Постановление не применяется на территории РФ с 01 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 № 953.
В соответствие с указанным Положением, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет засчитываются служба в составе Вооруженных сил СССР (п.п. «г» п.1) а также время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (п.2). Время работы, указанное в п. 1,2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п.4).
Из обстоятельств дела усматривается, что до службы в Вооруженных силах СССР и после окончания военной службы, истец педагогическую деятельность не вел и работать по педагогической специальности стал в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. через 6 лет после окончания военной службы по призыву.
При таком положении суд находит, что период прохождения военной службы по призыву, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не подлежит включению в стаж работы по специальности истца для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, оснований для удовлетворения его иска не имеется.
На основании изложенного, суд находит, что исковые требования Бакирова Ф.Ф. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Бакирова Ф.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, о включении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 1 год 11 месяцев 28 дней, периода прохождения военной службы по призыву, в стаж дающий право на такую пенсию, о признании незаконным решения № от 29 декабря 2010 года Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, из расчета общего стажа, дающего право на данную пенсию, в размере 25 лет 16 дней, с 20 декабря 2010 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней после изготовления решения в окончательной форме.
Судья З.М.Гайсин