№ 2-161/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2011 года с. Киргиз-Мияки
Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гайсина З.М.,
при секретаре Татлыбаеве Р.М.,
с участием истца Насибуллиной Г.З.,, представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ, Рахмановой Г.М. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насибуллиной Г.З. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Миякинском районе РБ о признании права на получение досрочной трудовой пенсии по старости,
У с т а н о в и л:
Насибуллина Г.З. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан, указывая на то, что решением № от 21 января 2011 года ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан отказало истцу в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого трудового педагогического стажа, не зачитывая в педагогический стаж периоды - отпуска по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 л. 10 м. 25 д.); а так же период обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дней). С учетом изложенного ее педагогический стаж на 12 января 2011 года составил 24 года 2 месяца 13 дней.
Не соглашаясь с указанным решением ГУ-УПФ в Миякинском районе РБ, истец, ссылаясь на ст. 55 Конституции РФ; Постановления Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение Конституционного суда РФ от 5 ноября 2002 года № 320-O; ст. 167 КЗоТ РСФСР; Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих малолетних детей»; ст. 187 ТК РФ, просит суд признать незаконным решение № от 21 января 2011 года ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан, об отказе включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 л. 10 м. 25 д.), период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дней) - нахождения на курсах повышения квалификации; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 л. 10 м. 25 д.), период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 дней) - нахождения на курсах повышения квалификации; признать за истцом право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в ГУ -Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 12 января 2011 года.
В судебном заседании истец уточнила свои исковые требования и просила признать незаконным решение № от 21 января 2011 года ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан, об отказе включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сроком 0 лет 10 месяцев 25 дней; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан включить в ее стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сроком 0 лет 10 месяцев 25 дней; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 12 января 2011 года.
От исковых требований в остальной части – о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сроком 10 дней, время нахождения на курсах повышения квалификации, без принуждения, добровольно отказалась, ссылаясь на то, что представить суду документы, подтверждающие ее нахождение на указанных курсах, не может.
В соответствие со ст. 221 ГПК РФ, истцу известны, о чем истец расписался в протоколе судебного заседания. Обстоятельств, противоречащих закону и нарушающих права и законные интересы других лиц в случае принятия отказа от иска судом в ходе судебного разбирательства, не установлено. Сам ответчик исковые требования прокурора в ходе рассмотрения искового заявления признавал. При таких обстоятельствах, суд считает возможным принять частичный отказ от иска.
2
Ответчик, представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан, не возражал против удовлетворения частичного отказа истца от исковых требований, в остальной части исковые требования не признал, просил оставить их без удовлетворения, приведя доводы изложенные в отзыве на исковое заявление.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оригиналы документов, дав им оценку, приходит к следующему.
Ребенок Н.А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Истец, согласно справке представленной МБУ «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район РБ» № от 12 января 2011 года, находилась в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая Насибуллиной Г.З. в части включения периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, ГУ УПФ РФ в Миякинском районе РБ исходило из того, что указанный период расценивался законодателем как дополнительный отпуск без сохранения заработной платы, который в силу прямого указания закона не включался в специальный стаж для назначения досрочной пенсии. Суд с таким выводом согласиться не может.
В соответствие с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 09 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Насибуллиной Г.З. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Вывод ГУ УПФ РФ в Миякинском районе РБ об отсутствии оснований для зачета периодов нахождения истца в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца является неправильным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствие с пп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в соответствие с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 06 октября 1992 года, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
В соответствие с разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения
3
в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, суд находит, что период нахождения Насибулиной Г.З. в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора лет до трех лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.
Таким образом стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Насибуллиной Г.З., составляет 25 лет 1 месяц 8 дней (24 года 2 месяца 13 дней + 10 месяцев 25 дней = 25 лет 1 месяц 8 дней ).
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Принять отказ от исковых требований Насибуллиной Г.З. в части включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сроком 10 дней.
Признать незаконным решение № от 21 января 2011 года ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан, об отказе включить в стаж Насибуллиной Г.З. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сроком 0 лет 10 месяцев 25 дней.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан включить Насибуллиной Г.З. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сроком 0 лет 10 месяцев 25 дней.
Признать за Насибуллиной Г.З. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда в Миякинском районе Республики Башкортостан назначить Насибуллиной Г.З. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 12 января 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней после его вынесения в окончательной форме через Миякинский районный суд РБ.
Судья З.М.Гайсин