решение по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к администрациям СП Качегановский и Карановский с/с МР Миякинский район РБ о признании бездействия незаконным, об обязании произвести определенные действия



Дело № 2-163/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 марта 2011 года с. Киргиз-Мияки

Миякинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гайсина З.М.,

при секретаре Татлыбаеве Р.М.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Миякинского района РБ Вахитова Р.Н. по доверенности, ответчиков – главы администрации сельского поселения Качегановский сельский совет муниципального района Миякинский район РБ Кадыровой Г.Р., и. о. главы администрации сельского поселения Карановский сельский совет муниципального района Миякинский район РБ Юсуповой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрациям сельских поселений Качегановский и Карановский сельские советы муниципального района Миякинский район РБ о признании бездействия незаконным, об обязании произвести определенные действия,

У с т а н о в и л:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в Миякинский районный суд РБ с заявлением к администрациям сельских поселений Качегановский и Карановский сельские советы муниципального района Миякинский район РБ о признании бездействия незаконным, выразившееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля в населенных пунктах <адрес>, <адрес> и <адрес>, Качегановского сельсовета и в населенных пунктах <адрес>, <адрес>, Карановского сельсовета и обязании администраций указанных сельских поселений устранить указанные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля в выше указанных населенных пунктах Миякинского района РБ.

Основанием для обращения и иском послужили результаты проверки проведенной Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой по результатам которой установлено, что администрациями сельских поселений Качегановский и Карановский сельские советы муниципального района Миякинский район РБ при организации водоснабжения в населенных пунктах <адрес>, <адрес> и <адрес> Качегановского сельсовета и в населенных пунктах <адрес>, <адрес> Карановского сельсовета через централизованную систему водоснабжения не разработана рабочая программа контроля качества воды.

Согласно письма № от 24.01.2011 администрации сельского поселения Качегановский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан специализированная организация, обслуживающая системы водоснабжения, отсутствует. Кроме того, производственный контроль качества воды в источниках водоснабжения не организован.

Согласно письма № от 24.01.2011 администрации сельского поселения Карановский сельсовет муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан водоснабжение <адрес>, <адрес> обслуживает администрация сельского поселения Карановский сельсовет.

В соответствие с пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Согласно ст. 8 Закона РБ «О питьевой воде» к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относится разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды.

В соответствие со ст. 18 Закона РБ «О питьевой воде» качество питьевой воды, получаемой потребителями (гражданами и юридическими лицами), должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивается:

- разработкой типовых и рабочих программ, правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий;

- осуществлением регулярного производственного лабораторного контроля аттестованными или аккредитованными в установленном порядке лабораториями организаций питьевого водоснабжения в соответствии с нормативными документами (контроль за качеством питьевой воды в системах питьевого водоснабжения, эксплуатируемых организациями, не имеющими собственных лабораторий, осуществляют на договорной основе другие лаборатории, аккредитованные в установленном порядке).

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01» установлены следующие требования по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и обеспечению такого производственного контроля:

- п. 2.4. на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр Госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.

- п. 4.1. в соответствие с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.

2

- п. 4.2. производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствие с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.

- п. 4.5. производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям при количестве обслуживаемого населения до 10 тыс. человек с частотой два раза в месяц.

- п. 4.7. производственный контроль качества питьевой воды в соответствие с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

Согласно п. 3 Раздела 1 «Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» приложения 1 к названными СанПиН «Правила установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» рабочая программа должна содержать:

3.1. Перечень контролируемых показателей качества воды и их
гигиенические нормативы, установленные настоящими Санитарными
правилами:

3.2. Методики определения контролируемых показателей.

3.3. План пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водозабора наружной и внутренней сети водопровода.

3.4. Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды.

3.5. Календарные графики отбора проб воды и проведения их
исследования (испытания).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Отсутствие разработанной рабочей программы производственного контроля качества воды, не осуществление такого производственного контроля в нарушение требований санитарных правил создает угрозу жизни или здоровью жителей населенных пунктов, угрозу возникновения и распространения заболеваний, в связи с чем нарушаются права граждан на получение питьевой воды, качество которой обеспечивается путем проведения регулярного производственного контроля, настоящее заявление подается в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствие с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствие со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствие со ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений отнесены к компетенции территориальных судов.

В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Миякинского района исковые требования поддержал и просил признать бездействия администрации сельского поселения Ильчигуловский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ, выразившееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля в населенных пунктах <адрес>, <адрес> и <адрес> Качегановского сельсовета и в населенных пунктах <адрес>, <адрес> Карановского сельсовета устранить указанные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля в указанных населенных пунктах Миякинского района РБ.

В судебном заседании ответчик глава администрации сельского поселения Качегановский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ Кадырова

3

Г.Р. и и.о. главы администрации Карановский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ Юсупова Г.Б., исковые требования признали.

Ответчик Кадырова Г.Р. пояснила, что отсутствие разработанной рабочей программы производственного контроля в населенных пунктах расположенных на территории сельского поселения вызвано не полным знанием действующего законодательства. В настоящее время примерная программа, дорабатывается. В соответствие с договором № от 01 февраля 2011 года, техническое обслуживание линий водоснабжения передано ООО «Айсушишма».

Ответчик Юсупова Г.Б. пояснила, что отсутствие разработанной рабочей программы производственного контроля в населенных пунктах расположенных на территории сельского поселения вызвано не полным знанием действующего законодательства. В настоящее время проект программы имеется, дорабатывается. На апрель 2011 года запланировано заседание совета, на котором будет рассмотрен вопрос об утверждении программы.

Выслушав представителя истца, ответчиков, изучив материалы дела, дав им оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится водоснабжение поселения.

В соответствие с Постановлением Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в соответствие со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод…

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов местного самоуправления:

представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствие с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст.ст. 8 и 18 Закона РБ «О питьевой воде» к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относится разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды, качество питьевой воды, получаемой потребителями (гражданами и юридическими лицами), должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивается разработкой типовых и рабочих программ, правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий…

В соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01» должны обеспечиваться установленные требования по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и производственного контроля обеспечения водоснабжением.

Согласно п. 3 Раздела 1 «Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» приложения 1 к названными СанПиН «Правила установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» рабочая программа должна содержать определенные методики, перечень контролируемых показателей, планы пунктов отбора воды, количество контролируемой воды, графики отбора воды и т.п.

В соответствие со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает

4

угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Отсутствие разработанной рабочей программы производственного контроля качества воды, не осуществление такого производственного контроля в нарушение требований санитарных правил создает угрозу жизни или здоровью жителей населенных пунктов, угрозу возникновения и распространения заболеваний, в связи с чем нарушаются права граждан на получение питьевой воды, качество которой обеспечивается путем проведения регулярного производственного контроля, настоящее заявление подается в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствие со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствие со ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений отнесены к компетенции территориальных судов.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствие с п.1 ст.1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Ответчик в полном объеме признал исковые требования. Суд, на основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, принимает признание исковых требований ответчиками.

Выявленные нарушения требований законодательства в деятельности администраций сельских поселений Качегановский и Карановский сельские советы муниципального района Миякинский район РБ создает угрозу нормальной жизнедеятельности и безопасности населения Миякинского района РБ.

При таких обстоятельствах суд принимает признание иска ответчиком и приходит к выводу, что исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В ходе судебного рассмотрения дела ответчики Кадырова Г.Р. и Юсупова Г.Б. заявили ходатайства об освобождения от уплаты государственной пошлины, на основании требований ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

В соответствие с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании изложенного, ходатайства ответчиков признаются обоснованным и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103 ч. 1, 194-198 ГПК РФ, п. 19 ст. 333.36 НК РФ, суд

Р е ш и л:

Принять признание исковых требований ответчиком главой администрации сельского поселения Качегановский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ Кадыровой Г.Р.

Принять признание исковых требований ответчиком и. о. главы администрации сельского поселения Карановский сельский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ Юсуповой Г.Б.

Признать бездействие администраций сельских поселений Качегановский и Карановский сельские сельсоветы муниципального района Миякинский район РБ выразившееся в непринятии рабочей программы производственного контроля в населенных пунктах <адрес>, <адрес> и <адрес> Качегановского сельсовета и в населенных пунктах <адрес>, <адрес> Карановского сельсовета.

Обязать администрации сельских поселений Качегановский и Карановский сельские сельсоветы муниципального района Миякинский район РБ устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля в населенных пунктах <адрес>, <адрес> и <адрес> Качегановского сельсовета и в населенных пунктах <адрес>, <адрес> Карановского сельсовета.

Освободить ответчиков глав администраций сельских поселений Качегановский и Карановский сельские сельсоветы муниципального района Миякинский район РБ от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней после его изготовления в окончательной форме, через Миякинский районный суд РБ.

Судья З.М.Гайсин