РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
1 декабря 2010 года г. Мытищи
Мытищинский городской суд Московской области в составе
судьи Николаевой Л.С.,
при секретаре Абязове М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3735/10 по иску Царева А.М. к ГУ ГУПФР №6 по г. Москве и Московской области, 3-е лицо Медицинский центр при Правительстве РФ, о зачете в трудовой стаж периодов работы, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Решением комиссии ГУ ГУПФР № 6 по г. Москве и Московской области от 14 января 2010 года Цареву А.М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемого льготного стажа – 30 лет, к зачету в специальный стаж были приняты периоды лечебной деятельности общей продолжительностью 25 лет 10 месяцев 18 дней, в специальный стаж не были включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в ординатуре, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача здравпункта Посольства России, как не предусмотренные Списком (л.д.22-23).
Царев А.М. обратился в суд с иском к ГУ ГУПФР №6 по г. Москве и Московской области, в котором просил обязать ответчика зачесть в его специальный трудовой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача здравпункта Посольства России, а также зачесть в специальный трудовой стаж в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, зачтенные в календарном исчислении периоды работы: со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога отделения анестезиологии и реанимации ГКБ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения скорой и неотложной помощи Поликлиники Медицинского центра при Правительстве РФ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения скорой и неотложной помощи в Поликлинике Медицинского центра Управления делами Президента РФ, и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-9).
В период производства по делу к участию в деле в качестве 3-го лица был привлечен Медицинский центр при Правительстве РФ.
В судебном заседании Царев А.М. поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ГУПФР по доверенности Михайлов В.Б. иск не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск на л.д.40-42, и указал, что отказ в назначении пенсии является обоснованным, поскольку у истца отсутствует требуемый стаж работы – 30 лет; спорные периоды работы были зачтены в специальный трудовой стаж истицы не в льготном, а в календарном исчислении обоснованно, поскольку наименование должности и структурного подразделения, в которых в спорные периоды осуществлял трудовую деятельность истец не предусмотрены Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Представитель 3-го лица Медицинского центра при Правительстве РФ в судебное заседание не явился, о слушании дела был извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Царева А.М. подлежат удовлетворению, учитывая следующее.
Из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки Царева А.М. следует, что ДД.ММ.ГГГГ он был в порядке служебного перевода переведен на должность врача анестезиолога в ГКБ №, ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ принят на работу на должность врача-анестезиолога-реаниматолога отделения скорой и неотложной помощи Поликлиники Медицинского центра при Правительстве РФ, ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность врача здравпункта Посольства России МИД РФ, ДД.ММ.ГГГГ освобожден от работы в связи с окончанием срока загранкомандировки; ДД.ММ.ГГГГ принят на должность врача-анестезиолога-реаниматолога отделения скорой и неотложной помощи в Поликлинике Медицинского центра Управления делами Президента РФ, ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности по собственному желанию (л.д.10-19).
Из положений пп.20 п.1, п.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» следует, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. На период обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении пенсии, ДД.ММ.ГГГГ, до внесения изменений в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», аналогичная норма была предусмотрена пп.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым предусмотрены должности «врачи-специалисты всех наименований», и учреждения «Больницы всех наименований», «Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти», и «Поликлиники всех наименований».
Пунктами 6,7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации установлено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в врачебных здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций. Работа, осуществлявшаяся в предусмотренных списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Таким образом, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача здравпункта Посольства России МИД РФ полностью соответствует требованиям приведенных Списка и Правил, и подлежит зачету в специальный трудовой стаж истца.
Спорные периоды работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога отделения анестезиологии и реанимации ГКБ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения скорой и неотложной помощи Поликлиники Медицинского центра при Правительстве РФ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения скорой и неотложной помощи в Поликлинике Медицинского центра Управления делами Президента РФ были включены в специальный трудовой стаж истца в календарном порядке.
Как было указано, истец не согласен с тем, что указанные периоды включены в его специальный трудовой стаж в календарном, а не в льготном исчислении – 1 год как 1 год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (утв. постановлением Правительства N 781 от 29 октября 2002 г.), а также действовавшим ранее Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев (утв.Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066), предусмотрены «врачи-анестезиологи- реаниматологи», а также «отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии».
Из абзаца 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. N25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" следует, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федеральногозакона N173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
До 1 ноября 1999 г., в том числе в спорные периоды, действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», пунктом 2 которого было установлено, что врачам - анестезиологам - реаниматорам отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии – один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывалтся за один год и 6 месяцев.
Постановлением Минтруда РФ от 22 ноября 2001 г. N 81 "О применении пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464", установлено, что при исчислении выслуги для определения права на пенсию за выслугу лет за период работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 работу в должности врача - анестезиолога-реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии считать как работу в должности врача - анестезиолога-реаниматора. При этом льготное исчисление выслуги, предусмотренное абзацем 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, при работе в должности врача - анестезиолога-реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии применяется для определения права на пенсию за выслугу лет.
Судом установлено, что в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом фактически осуществлялась лечебная деятельность в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации ГКБ №, а наименование должности в трудовой книжке «врач-анестезиолог» указано ошибочно, что в первую очередь следует из самой трудовой книжки, в которую в запись № было внесено исправление наименования должности на «врач-анестезиолог-реаниматолог», заверенного печатью организации – ГКБ № (л.д.74). В трудовой книжке также имеется запись № от ДД.ММ.ГГГГ «Отчислить из клинической ординатуры в связи с окончанием и в порядке служебного перевода направить врачом-анестезиологом-реаниматологом в городскую больницу №», подтверждающая, что Царев А.М. был принят на работу в ГКБ № на должность именно врача-анестезиолога-реаниматолога.
Кроме того, из архивной справки Центрального объединенного архива Департамента здравоохранения г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № (18) следует, что в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Царев А.М. работал на полную справку и получал надбавку за вредность (л.д.34).
При таких обстоятельствах, суд считает, что в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом выполнялась работа в должности и подразделений учреждения здравоохранения, дающих право на включение данного периода в специальный трудовой стаж в льготном исчислении.
Отказывая во включении в специальный трудовой стаж истца в льготном исчислении периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения скорой и неотложной помощи Поликлиники Медицинского центра при Правительстве РФ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения скорой и неотложной помощи в Поликлинике Медицинского центра Управления делами Президента РФ, ответчик ссылается на то, что структурные подразделения учреждения здравоохранения в которых в эти периоды работал истец – «отделение скорой и неотложной помощи» не предусмотрено действующим Перечнем, а также соответствующими нормативными актами, действовавшими ранее.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27 и пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Судом установлено, что структурные подразделения «отделение скорой и неотложной помощи Поликлиники Медицинского центра при Правительстве РФ» и «отделение скорой и неотложной помощи в Поликлинике Медицинского центра Управления делами Президента РФ», с учетом характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей, и с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, в которых он работал в эти периоды, относились к предусмотренному Перечнем структурному подразделению «отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии», что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами:
- положением об отделении скорой и неотложной помощи поликлиники Медицинского Центра Управления делами Президента РФ, утвержденным 28 октября 1999 г., из которого следует, что основными задачами отделения являются оказание скорой и неотложной специализированной медицинской помощи больным и пострадавшим при острых заболеваниях, травмах, а также в случаях массового травматизма, силами врачебных бригад (реанимационно-кардиологических, терапевтических, неврологических).
- штатным расписанием поликлиники Медицинского Центра Управления делами Президента РФ на 2001 г., которым было предусмотрено Отделение скорой медицинской помощи и должность врач-анестезиолог-реаниматолог в количестве 12 штатных единиц (л.д.85-86);
- должностной инструкцией врача-анестезиолога-реаниматолога скорой медицинской помощи Поликлиники №1 Управления делами Президента РФ, в которой указаны следующие должностные обязанности: в совершенстве владеть методами и принципами реанимации у больных любого профиля, знать устройство и уметь применять лечебно-диагностическую и наркозо-дыхательную аппаратуру, находящуюся на оснащении бригад ОСПМ; при возникновении на вызове реанимационной ситуации, организовывать и проводить в составе бригады реанимационные мероприятия в полном объеме; работать по утвержденному графику без права сна (с правом отдыха), в свободное от вызовов время находится в помещении ОСМП без права отлучатся с территории отделения, в постоянной готовности незамедлительного выезда или выхода к больному (л.д.78-80);
- архивной справкой Центрального медицинского архива Управления делами Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № из которой следует, что Поликлиника№1 была, в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, передана Медицинскому центру при Правительстве РФ, а ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с распоряжением Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №рп и Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Медицинский центр передан в ведение Управления делами Президента РФ (л.д.64), то есть фактически в спорные периоды истец осуществлял лечебную деятельность в одном учреждении, в отношении которого изменялась подведомственность.
Таким образом, в спорные периоды истец работал в должностях и структурных подразделениях учреждения здравоохранения, которые в соответствии с действующим на период рассмотрения дела судом, и действовавшим в эти периоды законодательством, подлежали зачету в специальный трудовой стаж в льготном исчислении, в связи с чем периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения скорой и неотложной помощи Поликлиники Медицинского центра при Правительстве РФ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения скорой и неотложной помощи в Поликлинике Медицинского центра Управления делами Президента РФ, также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, как один год работы за год и 6 месяцев.
В соответствии с п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом всех подлежащих зачету в специальный трудовой стаж истца периодов работы, в том числе подлежащих на основании данного решения суда зачету в специальный трудовой стаж в льготном исчислении, общая продолжительность специального трудового стажа на день его обращения за указанной пенсией составила более 30 лет, трудовая пенсия подлежит назначению Цареву А.М. с даты его обращения к ответчику с соответствующим заявлением – с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:Исковые требования Царева А.М. к ГУ ГУПФР №6 по г. Москве и Московской области – удовлетворить.
Признать, что период работы Царева А.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача здравпункта Посольства России МИД РФ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и что периоды работы Царева А.М. со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога отделения анестезиологии и реанимации ГКБ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения скорой и неотложной помощи Поликлиники Медицинского центра при Правительстве РФ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения скорой и неотложной помощи в Поликлинике Медицинского центра Управления делами Президента РФ, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в льготном исчислении – один год работы за год и 6 месяцев.
Обязать Главное Управление ПФР №6 по г. Москве и Московской области назначить пенсию Цареву А.М., с учетом подлежащих зачету в специальный трудовой стаж в льготном исчислении периодов работы, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Мытищинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья