2-1272\11 об оспаривании решения органа государственной власти



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 апреля 2011 года

Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Чернушевич М.Ю. при секретаре Кореневой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1272/11 по заявлению Лапаева А.И. об оспаривании решения, действия ( бездействия ) Администрации городского поселения Мытищи и об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ :

Лапаев А.И. в ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы в Вооруженных Силах РФ с правом на льготы, предусмотренные Федеральными законами «О статусе военнослужащих», «О ветеранах». С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает с семьей в составе жены и сына в общежитии <адрес>. По месту жительства, как следует из жалобы Лапаева А.И., его семья принята на квартирный учет и включена в список военнослужащих, уволенных с военной службы.

Заявитель указывает, что в Российской Федерации каждому гражданину предоставлено право свободного выбора места жительства в пределах Российской Федерации. Он и члены его семьи решили выбрать место жительства на территории администрации городского поселения Мытищи.

Лапаев А.И. ссылается на ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», и считает, что основанием для вселения в жилое помещение может быть, в том числе и ходатайство органа государственной власти, органа местного самоуправления в адрес должностного лица, ответственного за регистрацию, о регистрации заявителя и членов его семьи по месту жительства в жилом помещении муниципального специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан, к которым законом отнесены граждане, уволенные с военной службы и члены их семей.

Лапаев А.И.ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением к Главе Администрации городского поселения Мытищи, в котором просил дать ходатайство для постоянной регистрации по адресу жилого помещения, находящегося в жилищном фонде администрации, включая маневренный фонд для приезда в г. Мытищи на постоянное место жительства, оказать содействие в трудоустройстве на работу по специальности электрика, стаж в которой у заявителя составляет 10 лет ( л.д 9).

ДД.ММ.ГГГГ заявителем получен ответ за подписью первого заместителя Главы Администрации городского поселения Мытищи, в котором ему было отказано по существу заявления.

Лапаев А.И. с данным отказом не согласен, ссылается на ч. 1 ст. 27, ст.ст. 65, 67 Конституции РФ, нормы Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства пределах Российской Федерации», ст. 1, 15, 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 2, 43,49,92, 98 ЖК РФ и считает, что письменным сообщением Администрации доказывается факт нарушения его прав и свобод, гарантированных действующим законодательством.

Лапаев А.И. просит признать решение Администрации городского поселения Мытищи незаконным, необоснованным и отменить его, обязать Администрацию городского поселения Мытищи предоставить Лапаеву и членам его семьи жилое помещение, предназначенное для проживания граждан, нуждающихся в социальной защите, как гражданину, уволенному с военной службы в Вооруженных Силах РФ и членам его семьи, обязать Администрацию городского поселения Мытищи направить в регистрационный орган ходатайство о регистрации по месту жительства заявителя и членов его семьи, обязать Администрацию городского поселения Мытищи трудоустроить Лапаева А.И. по специальности электрик, как гражданина, уволенного с военной службы.

В судебное заседание Лапаев А.И. не явился, извещен, его интересы по доверенности представлял Кутузов А.И., который в полном объеме поддержал доводы, изложенные в жалобе и просил суд об их удовлетворении.

Представитель Администрации городского поселения Мытищи по доверенности Карпова Е.Н. просила суд отказать заявителю в удовлетворении жалобы, указав в письменных возражениях, приобщенных судом к материалам гражданского дела на то, что Администрация городского поселения Мытищи никакого решения в отношении Лапаева А.И. не принимала, направив по его заявлению письмо, носящее информативно-справочный характер.

В судебном заседании представитель Администрации также пояснила, что в отношении Лапаева А.И. невозможно было принятие каких-либо решений, исходя также из того, что кроме заявления Лапаевым А.И. не было представлено ни одного документа, подтверждающего содержание заявления.

Заинтересованные лица Лапаева Е.Ф., Лапаев А.А., Мытищинский центр занятости, в судебное заседание не явились, будучи извещенными судебными повестками.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что жалоба Лапаева А.И. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Судом установлено, что приказом командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе ( подпункт «а» п. 1 ст. 51 ФЗ «О статусе военнослужащих», имеет удостоверение на право пользования льготами ( л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ Лапаев А.И. принят на квартирный учет и включен в список

военнослужащих, уволенных из ВС в запас ( л.д. 14 ).

После увольнения в запас Лапаев А.И. с семьей избрали местом своего жительства <адрес>, проживают в данном городе в общежитии (л.д. 17), Лапаев А.И. работает в <адрес> электриком ( л.д. 15)

Лапаев А.И. из <адрес> с семьей намерен переехать на постоянное место жительства в г. Мытищи М.О., считая его избранным по своему усмотрению, на основании Законодательства, предоставляющего право граждан свободного выбора места жительства в пределах РФ.

На заявление Лапаева А.И. на имя Главы Администрации городского поселения Мытищи, в котором он просит выдать ему ходатайство для постоянной регистрации по адресу жилого помещения, находящегося в жилищном фонде администрации, включая маневренный фонд для переезда на постоянное место жительства в г. Мытищи и оказании содействия в трудоустройстве ( л.д. 9), первым заместителем Главы Администрации городского поселения Мытищи дан ответ на обращение, в соответствии с которым регистрация граждан по месту жительства осуществляет территориальный орган Федеральной миграционной службы, регистрация осуществляется не на основании ходатайства органа местного самоуправления, а при предъявлении документа, согласно перечня, перечисленного в ответе Администрации.

Также заявителю разъяснено, что по вопросу трудоустройства он может обратиться в Мытищинский центр занятости населения ( л.д. 10).

Заявитель, как указывалось выше, считает данный ответ на его заявление незаконным, необоснованным и просит отменить его, а также обязать Администрацию городского поселения совершить ряд действий, перечисленных в жалобе, по предоставлению жилого помещения, направлении ходатайства в регистрационный орган по регистрации по месту жительства и обязании трудоустроить Лапаева А.И.о специальности электрик.

Данные требования суд находит не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Действительно, по смыслу преамбулы и ст. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство относит граждан, уволенных с военной службы и членов их семей к отдельной категории граждан, находящихся под специальной правовой и социальной защитой государства.

Граждане, уволенные с военной службы, обладают всеми правами и свободами человека и гражданина.

Никто не вправе ограничивать граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 5 ст. 1 указанного закона органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей.

Согласно п. 5 ст. 2 названного закона социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных силах РФ и членам их семей.

В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п. 5 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные прав а на трудоустройство и социальное обеспечение, в том числе на предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей государством гарантирована социальная защита.

Социальная защита граждан, уволенных с военной службы и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Реализация социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции в пределах их полномочий.

Вышеуказанные нормы закона обоснованно приведены в жалобе Лапаева А.И., однако, не оспаривая того, что данное лицо имеет право на все вышеуказанные социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством, возложение обязанностей на Администрацию городского поселения Мытищи по предоставлению данных социальных гарантий, по мнению суда, не основано на законе, а обязанности Администрации городского поселения Мытищи совершения действий, о которых просит заявитель в своей жалобе, у данного органа нет, тем более, в соответствии с Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах

( ст. 12).. Вышеуказанное Конституционное право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает, либо являясь его собственником, либо по договору найма, аренды или на иных основаниях, предусмотренных Законодательством Российской Федерации. Понятие места жительства раскрывается в ст. 20 ГК РФ, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым ( ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, ст. 150 ГК РФ ).

В соответствии с п. 3 ст. 6 данного Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации. Отказ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи с ограничениями при регистрации по месту жительства, может быть обжалован в судебном порядке.

Однако, как следует из документов, представленных Лапаевым А.И., этого его конституционного права никто не лишил, он после увольнения в запас, воспользовался своим правом выбора, выбрал в качестве места своего постоянного жительства <адрес> и живет в данном городе на протяжении 10 лет, в жилом помещении зарегистрирован он и члены его семьи.

Однако, вышеуказанные нормы Закона, на которые ссылается Лапаев А.И. в своей жалобе, не регулируют отношения, связанные с безусловным предоставлением жилого помещения в другом регионе после состоявшегося выбора военнослужащим постоянного места жительства по окончании воинской службы. По мнению суда, Лапаев А.И. ошибочно применяет к возникшим правоотношениям данные нормы материального права.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Таким образом, правовой институт переселения вследствие решения военнослужащего изменить место постоянного жительства и переехать в другой населенный пункт в связи с увольнением с военной службы является правом разовым и Лапаев А.И. его реализовал и он не был ограничен в выборе конкретного места жительства. Семья поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в <адрес>, он принят на квартирный учет и включен в список военнослужащих, уволенных из ВС в запас (л.д. 14 ).

Таким образом, свое право, предусмотренное ст. 49 ЖК РФ Лапаев А.И. уже реализовал.

Несоблюдение в отношении семьи военнослужащего вышеуказанных норм законодательства по предоставлению ему жилого помещения по избранному им месту жительства Администрацией <адрес> не является предметом рассмотрения настоящей жалобы.

Переезд из места жительства, избранного уволенным в запас военнослужащим и не обеспеченным жильем в данном месте жительства не влечет за собой обязанности по обеспечению жильем его и членов его семьи Администрацией городского поселения Мытищи.

Ссылка заявителя на ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», считающего, что документом-основанием для его регистрации по новому месту жительства должно являться ходатайство органа местного самоуправления, по мнению суда, не основана на законе.

Не имеется оснований у Администрации городского поселения Мытищи по предоставлению Лапаеву А.И. и жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения (ст. 92 ЖК РФ ), поскольку нормы ЖК РФ, а именно ст. 98, 109 регулируют предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые устанавливает федеральное и региональное законодательство, однако, Лапаев А.И. к таким категориям не относится.

Кроме того, по мнению суда, Администрацией городского поселения Мытищи дан обоснованный ответ в части того, что вопросами трудоустройства занимается Мытищинский центр занятости населения г. Мытищи, поскольку никаких обязательств по трудоустройству Лапаева А.И. при вышеуказанных обстоятельствах у Администрации не возникло.

На основании изложенного,руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении заявления Лапаева А.И. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья М.Ю. Чернушевич