2-5008/11 Решение о понуждении совершить действия



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 ноября 2011 года

Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Тюшляевой Н.В., при секретаре Чубаевой В.Ю., участием прокурора Тихомировой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5008/11 по иску Мытищинского городского прокурора в интересах Российской Федерации к ОУФМС по г. Мытищи Московской области, Зайцевой Л. С. о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, обязании снять с регистрационного учета,

У С Т А Н О В И Л:

Мытищинский горпрокурор в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с настоящим иском к ответчикам, указав в обоснование заявленных требований на то, что в рамках надзорных полномочий прокуратурой установлено, что Зайцева Л.С., являющаяся собственником <адрес> в <адрес> в период с августа по <данные изъяты> г. оформляла уведомления о временном пребывании в данном <адрес>-ти граждан иностранных государств, таким образом, в настоящее время в доме по месту пребывания поставлены на учет 50 граждан иностранных государств, в числе которых Азимов С.С. Однако, фактически Азимов С.С. в указанном доме не проживает, его регистрация по данному адресу носит фиктивный характер, в связи с чем, является недействительной. Просил признать ее таковой и обязать ОУФМС снять Азимова С.С. уроженца Республики <данные изъяты> с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д. 2-5).

В судебном заседании прокурор Тихомирова Ю.Ю. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.

Ответчик Зайцева Л.С. в судебное заседание не явилась, о дате и времени его извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения иска.

ОУФМС по Московской области в Мытищинском районе просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, оставив разрешение спора на усмотрение суда.

Азимов С.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался по адресу регистрации, об уважительности причин неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Учитывая конкретные обстоятельства дела и мнение лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд считает возможным иск удовлетворить, учитывая следующее.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ определяет следующие цели, основные принципы и содержание регистрационного учета: формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.

В силу положений подп. 4 ст. 1 Федерального Закона, место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии со ст. 7 Закона.

Согласно ст. 21 Закона, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

Как следует из объяснений Зайцевой Л.С., Азимов С.С. вскоре после регистрации по указанному выше адресу выехал в неизвестном направлении и действительное его место нахождения не известно, в настоящее время он в доме по указанному адресу не проживает.

Таким образом, Азимов С.С. встал на миграционный учет по указанному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в указанном доме в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, <адрес> в <адрес> является последним известным на территории РФ местом жительства Азимова С.С.

В соответствии со ст. 170 ГК РФ, мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

С учетом вышеизложенного, суд находит подлежащими удовлетворению требования горпрокурора о признании постановки Азимова С.С. на учет по месту пребывания по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недействительной.

Статья 23 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания: постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; выезда иностранного гражданина из Российской Федерации; смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В силу п. 37 указанного Постановления, снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

В соответствии с п. 40 указанного Постановления Правительства РФ, при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

Требуя обязания УФМС снять Азимова С.С. с миграционного учета по вышеуказанному адресу, горпрокурор ссылается на то обстоятельство, что при отсутствии сведений, указанных в статье 23 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и п. 37 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

Учитывая то обстоятельство, что судом признана недействительной постановка на учет Азимова С.С. по вышеуказанному адресу, суд полагает, что требования об обязании ОУФМС снять его с миграционного учета также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мытищинского горпрокурора в интересах Российской Федерации – удовлетворить.

Признать постановку на учет по месту пребывания Азимова С. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Республики <данные изъяты>, урож. Республики <данные изъяты>, по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недействительной.

Обязать ОУФМС снять Азимова С.С. с миграционного учета по месту пребывания по вышеуказанному адресу.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Мытищинский суд в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья Тюшляева Н.В.