Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Мишкино ДД.ММ.ГГГГ
Мишкинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Меньщикова А.А.,
при секретаре Усовой М.А.,
с участием прокурора прокуратуры Мишкинского района Храмцовой И.Г.,
представителя Администрации Мишкинского района Мокина Д.В., представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ
представителя Муниципального отдела управления образованием Администрации Мишкинского района Вагановой С.В., представившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Юргамышском, Мишкинском районах Ишунина Т.А., представившая доверенность от 07.04.2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мишкинского района Гречушкина А.А. к Администрации Мишкинского района, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Коровинский детский сад» об обязанности устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований и получения МДОУ «Коровинский детский сад» лицензии, финансировании расходов, связанных с приведением в соответствие в соответствие с санитарными требованиями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мишкинского района обратился в суд с иском к Администрации Мишкинского района, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Коровинский детский сад», в котором указал, что в результате проведенной прокуратурой Мишкинского района проверкой соблюдения федерального законодательства о лицензировании образовательных учреждений района установлено, что МДОУ «Коровинский детский сад» осуществляет образовательный процесс без специального разрешения, лицензии, в связи с чем нарушаются права воспитанников данного образовательного учреждения на получение образования., а также положения п. 15 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 года и п. 17 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 196 от 19.03.2001 года.
В соответствии с Уставом МДОУ «Коровинский детский сад», учредителем образовательного учреждения является Администрация Мишкинского района, к компетенции учредителя относится финансирование МДОУ.
Согласно предписания № от ДД.ММ.ГГГГ территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Курганской области в Юргамышском, Мишкинском районах МДОУ «Коровинский детский сад» не соответствует государственным санитарно-эпидемиолгическим правилам и нормативам, а именно СанПин 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. В нарушение указанных Правил в МДОУ «Коровинский детский сад» отсутствует система канализации и водоснабжения, в здании детского сада отсутствует горячая и холодная вода.
В связи с чем прокурор Мишкинского района просит возложить обязанность на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Коровинский детский сад» устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований и получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности, возложить обязанность по финансированию расходов, связанных с приведением в соответствие санитарными требованиями МДОУ «Коровинский детский сад» на Администрацию Мишкинского района.
По инициативе суда для участия в деле в качестве соответчика привлечен муниципальный отдел управления образованием (МОУО) Администрации Мишкинского района, в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Юргамышском, Мишкинском районах (далее -Управление Роспотребнадзора).
В судебном заседании прокурор прокуратуры Мишкинского района Храмцова И.Г. на заявленных исковых требованиях настаивала, при этом уточнила, что упомянутый в исковом заявлении СанПин 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» утратил силу с 01.10.2010 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», однако, поскольку в новом документе также имеются аналогичные требования к зданиям, помещениям, оборудованию, их содержанию, на возложении обязанности на МДОУ «Коровинский детский сад» устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований и получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности настаивал, однако обязанность по финансированию расходов на приведение в соответствие с санитарными требованиями МДОУ «Коровинский детский сад» просил возложить на администрацию Мишкинского района через МОУО Администрации Мишкинского района.
Представитель Администрации Мишкинского района Мокин Д.В. в судебном заседании исковые требования признал частично, требование о подводке горячей и холодной воды считает обоснованным, против заявленного требования об оборудовании внутренней канализации возражал, поскольку считает, что в судебном заседании не установлена возможность установления септика около здания Коровинского детского сада.
Представитель МДОУ «Коровинский детский сад» Хромова Н.С. в судебное заседание не явилась, о времени судебного заседания была извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в её отсутствие, в прежних судебных заседаниях заявленные исковые требования признавала в полном объёме, поясняла, что холодная вода проведена на пищеблок, где её при необходимости греют на плите, отходы выносят вёдрами в сливную яму. Со слов предыдущего заведующего детским садом известно, что на установку септика не даст разрешения специалист Роспотребнадзора, так как нет возможности выдержать необходимые для установки септика расстояния. Смета на монтаж водоснабжения и канализации была составлена и ДД.ММ.ГГГГ представлена в МОУО.
Представитель муниципального отдела управления образованием Администрации Мишкинского района Ваганова С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования признала, в судебном заседании пояснила, что работы по проведению водоснабжения, устройстве канализации в Коровинском детском саде согласно программе развития образования Мишкинского района на 2011-2015 год запланированы на текущий год, на эти цели запланировано израсходовать <данные изъяты> рублей, однако финансирование данных работ в бюджете района на текущий год не предусмотрено, смета на составление данных видов работ не составлена.
Представитель Управления Роспотребнадзора Ишунина Т.А. заявленные исковые требования поддержала, в судебном заседании пояснила, что в апреле 2010 года она участвовала в плановой проверке Коровинского детского сада, все имеющиеся недостатки были указаны в акте проверки, внесено предписание об устранении выявленных недостатков, в котором указаны конкретные сроки выполнения работ по устранению выявленных нарушений санитарных правил, а именно до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Ишунина Т.А. вновь выехала в Коровинский детский сад, где убедилась, что указанные в предписании мероприятия в основном не выполнены, по прежнему не устроена внутренняя канализация, не проведена подводка горячей воды, холодная вода проведена только на пищеблок. О невозможности устройства внутренней канализации никто из специалистов Роспотребнадзора разговоров не вел, данное нарушение санитарных правил было указано в акте проверки и в предписании. Возможность устроить канализацию в принципе имеется, септик можно установить и справа, и слева от здания детского сада, а также в сторону озера, при необходимости по согласованию с Управлением Роспотребнадзора регламентированное в 25 метров расстояние до септика можно сократить, однако в территориальный отдел Роспотребнадзора для согласования места установки септика за прошедший период никто не обращался.
Заслушав пояснения сторон и участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд пришел к следующему:
В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Это же требование закреплено в п. 1.8 Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Коровинский детский сад».
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее- Закон), образовательным является учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ.
В соответствие со ст. 33 Закона право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Цель лицензирования - это обеспечение и защита прав граждан на получение образования.
Как следует из ст. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277, для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган перечень документов, в том числе заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
Согласно акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной комиссией специалистов Управления Роспотребнадзора МДОУ «Коровинский детский сад» не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а именно Сан Пин 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, в частности, отмечено отсутствие подводки горячей и холодной воды в помещения детского сада, отсутствие канализации. В соответствии с предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, указано среди других мероприятий обеспечить подводку холодной и горячей воды в помещения детского сада, оборудовать внутреннюю канализацию в здании детского сада. Именно указанные нарушения санитарных правил указаны в исковом заявлении прокурора Мишкинского района, в связи с чем суд в соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ, предписывающей принятие решения только по заявленным истцом требованиям, рассматривает заявленные исковые требования в возложении обязанности устранить выявленные нарушения санитарно – эпидемиологических требований только относительно упомянутых в исковом заявлении нарушений.
Упомянутый СанПин 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» утратил силу с 01.10.2010 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». В новом документе также имеются аналогичные требования к зданиям, помещениям, оборудованию, их содержанию.
Так, в соответствие с разделом 9 требований СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" здания дошкольных организаций оборудуют системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией. В соответствие с п. 9.4 упомянутого СанПин, в неканализованных районах здания дошкольных организаций оборудуют внутренней канализацией, при условии устройства выгребов или локальных очистных сооружений. Как следует из п.9.5, подводкой горячей и холодной воды обеспечивают помещения пищеблока, буфетных, туалетов для детей и персонала, постирочных, бассейна, медицинского назначения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Коровинский детский сад» не соответствовал как действовавшим на период проверки государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, так и действующим в настоящее время, а именно СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Указанное несоответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям зданий, строений, сооружений и помещений и оборудованию, заявленных МДОУ «Коровинский детский сад» для ведения образовательной деятельности, является причиной отсутствия лицензии на право ведения образовательной деятельности. Данное обстоятельство препятствует реализации конституционного права граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, а потому является основанием для вывода о законности и обоснованности изложенного в исковом заявлении прокурора требовании о возложении обязанности на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Коровинский детский сад» устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований и получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
По существу законность и обоснованность заявленных требований признаётся и ответчиками. Так, в смете на монтаж канализационной системы в МДОУ «Коровинский детский сад» составленной заведующей Хромовой Н.С. и направленной в муниципальный отдел управления образованием Администрации Мишкинского района ДД.ММ.ГГГГ за исх №, значатся как работы и материалы для устройства внутренней канализации, так и для устройства горячего водоснабжения в виде приобретения водонагревателя и кабеля к нему. ( л.д. 54) В целевой программе «Развитие системы образования Мишкинского района на 2011-2015 год», утвержденной Постановлением Главы Мишкинского района № от ДД.ММ.ГГГГ, содержатся мероприятия по проведению ремонта канализационной системы и водоснабжения в ДОУ «Коровинский детский сад», на что запланировано израсходовать 145 тысяч рублей. ( л.д. 51-53). В соответствии со справкой, приложенной к исковому заявлению, за подписью заведующей МОУО Администрации Мишкинского района С.А. Мухортиковой, работы по канализированию и водоснабжению здания МДОУ «Коровинский детский сад» запланированы на 2011 год, на данный момент готовится смета. ( л.д. 6-7)
Возражения представителя Администрации Мишкинского района в судебном заседании, касающиеся отсутствие сведений о возможности устройства канализации, суд находит необоснованными, поскольку представитель Управления Роспотребнадзора с выездом на место подтвердил возможность устройства канализации в МДОУ «Коровинский детский сад» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, представил в суд соответствующую справку, оснований сомневаться в достоверности представленных сведений у суда нет. Суд учитывает также, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора для обязательного согласования места установки септика после проведения акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ до судебного заседания никто не обращался, чем был нарушен указанный в предписании Управления Роспотребнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ срок выполнения данных работ.
Подводка холодной воды в помещение пищеблока МДОУ «Коровинский детский сад» не является, по мнению суда, основанием для вывода об устранении данного нарушения требований санитарных правил, поскольку в соответствие с п.9.5 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», подводка холодной воды должна быть осуществлена и к некоторым другим помещениям, к которым следует отнести туалеты для детей и персонала, постирочные помещения.
В соответствие с Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Коровинский детский сад», его учредителем является Администрация Мишкинского района, который закрепляет за МДОУ объекты права собственности, в том числе здания, сооружения, имущество и оборудование. МДОУ «Коровинский детский сад» владеет, пользуется и распоряжается на праве оперативного управления закреплённым за ним имуществом, которое находится в муниципальной собственности Мишкинского района. МДОУ «Коровинский детский сад» является получателем бюджетных средств, финансирование производится через Муниципальный отдел управления образованием Администрации Мишкинского района, выполняющего функции распорядителя бюджетных средств. Таким образом, к полномочиям Администрации Мишкинского района относится обеспечение содержания зданий муниципального образовательного учреждения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относятся· к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно Положению о муниципальном отделе управления образованием Администрации Мишкинского района, отдел образования выполняет полномочия учредителя переданных Администрацией Мишкинского района подведомственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Мишкинского района, в том числе в отношении МДОУ «Коровинский детский сад» (раздел 1). Отдел образования осуществляет функции: осуществляет разработку и реализацию мер по укреплению материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений, обеспечивает принятие мер по устранению недостатков в деятельности муниципальных образовательных учреждений, оказывает консультативную помощь по оформлению документов на лицензирование образовательной деятельности муниципальных учреждений образования, согласовывает смету доходов и расходов, необходимую документацию по расчёту финансирования муниципальных образовательных учреждений, осуществляет контроль за соблюдением условий и выполнение мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья участников образовательного процесса, выполнением целевой программы развития системы образования в районе (раздел 3).
С учётом изложенного, а также принимая во внимание, что финансирование деятельности Отдела образования также осуществляется за счет ассигнований на содержание органов исполнительной власти района, предусматриваемых в районном бюджете, суд полагает необходимым возложить на муниципальный отдел управления образованием наряду с МДОУ «Коровинский детский сад» обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований и получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности, возложить на Администрацию Мишкинского района Курганской области через МОУО Администрации Мишкинского района обязанность по финансированию расходов, связанных с приведением в соответствии с санитарными требованиями МДОУ «Коровинский детский сад».
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Мишкинского района Курганской области удовлетворить.
Возложить на муниципальный отдел управления образованием Администрации Мишкинского района и МДОУ «Коровинский детский сад» обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований в МДОУ «Коровинский детский сад», а именно обеспечить подводку холодной и горячей воды в помещения детского сада, оборудовать внутреннюю канализацию в здании детского сада, получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
Возложить на Администрацию Мишкинского района Курганской области обязанность профинансировать за счёт средств муниципального образования Мишкинский район через МОУО Администрации Мишкинского района расходы, связанные с приведением в соответствии с санитарными требованиями МДОУ «Коровинский детский сад».
Мотивированное решение изготовлено 05. 03.2011 года..
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения с подачей кассационной жалобы через Мишкинский районный суд
Судья А.А. Меньщиков