О возмещении денежных средств, признании права



Дело №2-119/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2012 года р.п. Мишкино

Мишкинский районный суд Курганской области

В составе председательствующего судьи Фроловой М.Н.,

при секретаре Дрыгиной Н.Н.,

С участием прокурора Львова В.Е.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мишкинского района в интересах Бородкиной Ольги Владимировны к финансовому отделу Администрации Мишкинского района, Администрации Мишкинского района, Муниципальному отделу управления образованием Администрации Мишкинского района, Финансовому управлению Правительства Курганской области о возмещении денежных средств, признании права,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мишкинского района обратился в суд с иском в интересах Бородкиной О.В. к финансовому отделу Администрации Мишкинского района о возмещении денежных средств, потраченных на оплату электрической энергии в размере <данные изъяты>, признании за Бородкиной О.В. права на меру социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения, предусмотренной Законом Курганской области от 07.09.2005 года №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, без учета норм потребления.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Бородкина О.В. является педагогическим работником <данные изъяты>, проживает в рабочем поселке. За Бородкиной О.В. в соответствии с нормами закона закреплено право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, отопление и освещение жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления.

В соответствии со ст. 55 п.5 ФЗ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательство РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

Статьей 2 Закона Курганской области определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе к ним отнесены педагогические работники образовательных учреждений.

Меры социальной поддержки педагогическим работникам предоставляются в виде освобождения от оплаты жилого помещения, освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения (ст.3 названного Закона).

Органы местного самоуправления муниципальных районов Курганской области наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по предоставлению мер социальной поддержки в соответствии с Законом Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» лицам, указанным в данном законе, работающим (работавшим) в муниципальных учреждениях и организациях.

Вместе с тем, отдел образования Администрации Мишкинского района Курганской области Бородкиной О.В. в полном объеме меру социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения не предоставлял. Задолженность по выплате меры социальной поддержки за 2009 год составляет <данные изъяты>).

Отсутствие возможности реального учета потребления электрической энергии для освещения и иных целей, не может являться основанием для ограничения льгот, предоставленных педагогическим работникам Законом РФ «Об образовании».

Кроме того, в соответствии с п.9-1 Постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 года № 379 «О порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», возмещение расходов организаций, осуществляющих предоставление жилищно­коммунальных услуг, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, осуществляется на основании договоров между образовательными учреждениями, в которых работают указанные лица, и организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги. Возмещение расходов электроснабжающих организаций производится при условии обеспечения ими учета фактически потребленной указанными лицами электрической энергии на освещение жилой площади.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ, финансовый отдел Администрации Мишкинского района в силу закона выступает от имени казны муниципального образования Мишкинский район.

Прокурор 2.04.2012 года исковые требования изменил, дополнительно к заявленным требованиям просил взыскать в пользу Бородкиной О.В. задолженность по выплате меры социальной поддержки, платы за потребленную электроэнергию, за 1 полугодие 2010 года в размере <данные изъяты>). Всего за 2009 год и 1 полугодие 2010 года образовалась задолженность в размере <данные изъяты>.

В судебное заседание истец Бородкина О.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика финансового отдела Администрации Мишкинского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями выразил согласие.

Представитель Администрации Мишкинского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными требованиями выразил согласие.

Представитель МОУО Администрации Мишкинского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями выразил согласие.

Представитель Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дне слушания был уведомлен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела по существу не просил. Судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя Финансового управления Курганской области.

Изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагающего иск подлежащим удовлетворению, суд пришел к следующему:

В судебном заседании установлено, что Бородкина О.В. работает педагогом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, согласно справке Мишкинского МОУО включена в список педагогов, получающих коммунальные услуги, за 2009 год, 2010 год.

Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» (в редакции, действовавшей до 11.01.2011 года) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь, с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и на первоочередное предоставление жилой площади.

Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»).

Ст. 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.

Согласно п.l ст.4 Закона Курганской области от 07.09.2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» в редакции, применяемой к правоотношениям до 01.04.2010 года, педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки: освобождение от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); освобождение от оплаты отопления и освещения жилого помещения.

С 11.01.2011 года в связи с изменениями, внесенными в абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 Федеральным законом от 29.12.2010 года № 439-ФЗ, предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическим работникам платежей.

В силу требований ст.8 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсацией, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 59 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 года, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях – в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Таким образом, право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренное п.5 ст. 55 ФЗ «Об образовании», после 01.03.2005 года и до настоящего времени федеральным законодательством сохранено. Указанные нормы не предполагали какого-либо ограничения, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.

Согласно ст.1 Закона Курганской области от 30.12.2005 года №116 (ред. от 31.03.2008) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» органы местного самоуправления городского округа - города Кургана, муниципальных районов, городских и сельских поселений Курганской области наделяются отдельными государственными полномочиями Курганской области по предоставлению мер социальной поддержки в соответствии с Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» лицам, указанным в данном Законе, работающим (работавшим) в муниципальных учреждениях и организациях (ч.1).

Органы местного самоуправления муниципальных районов Курганской области наделяются отдельными государственными полномочиями Курганской области по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских и сельских поселений Курганской области на выполнение органами местного самоуправления городских и сельских поселений Курганской области отдельных государственных полномочий Курганской области по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в пункте 1 настоящей статьи (ч.2).

Суду предоставлены ответчиком сведения о субвенциях, поступивших в 2009 году на исполнение госполномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках в Мишкинский район.

Как следует из представленных суду документов: распоряжения Главы Мишкинского района Курганской области от 14.04.2009 года №440-р, решения Мишкинской районной Думы от 29.04.2009 года №504, возмещение расходов на освещение в 2009 и в первом полугодии 2010 года осуществлялось педагогическим работникам только в пределах норматива, определяемого по формуле, указанной в постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 года №306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Положения указанного постановления Правительства РФ устанавливают механизм определения платы за жилое помещение, а не регулируют правоотношения в области социальной поддержки льготных категорий населения, и не применяются в спорных правоотношениях.

Отсутствие возможности раздельного учета потребления электроэнергии для освещения и иных целей не может служить основанием для ограничения права педагогических работников на получение данного вида меры социальной поддержки.

Бородкина О.В. является педагогическим работником <данные изъяты>, проживает в рабочем поселке, поэтому имеет право на меру социальной поддержки в виде освобождения от платы за освещение жилого помещения в полном объеме.

Согласно ч.1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Истцом предоставлены квитанции за 2009 и первое полугодие 2010 года по оплате потребленной электроэнергии на общую сумму <данные изъяты>, в указанную сумму не включены денежные перечисления, произведенные за освещение в 2009 году и в первом полугодии 2010 года из средств бюджета по количеству кВт часов, установленных вышеназванными решением Мишкинской районной Думы и распоряжением Главы Мишкинского района.

Так как гарантированное государством право на предоставление истцу бесплатной жилой площади с отоплением и освещением было нарушено, истец Бородкина О.В. понесла убытки по оплате данной коммунальной услуги в виде оплаты потребленной электроэнергии свыше расчетной величины потребленной электроэнергии на освещение, компенсированной районным бюджетом энергоснабжающей организации.

Согласно ст. 1069 и 1071 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Таким образом, в связи с непредоставлением меры социальной поддержки в полном объеме, исковые требования о взыскании понесенных убытков подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 215 ГК РФ, средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Статьи 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и 15 Бюджетного кодекса РФ устанавливают, что местные бюджеты входят также субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Учитывая изложенные положения Закона, понесенные Бородкиной О.В. расходы на оплату потребленной электроэнергии подлежат взысканию с финансового отдела Администрации Мишкинского района за счет казны муниципального образования Мишкинский район, поскольку <данные изъяты> находится на территории муниципального образования Мишкинский район, который наделен отдельными государственными полномочиями Курганской области по предоставлению мер социальной поддержки в соответствии с Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Мишкинского района, предъявленное в интересах Бородкиной Ольги Владимировны удовлетворить.

Признать за педагогическим работником Бородкиной Ольгой Владимировной право на меру социальной поддержки по освещению жилого помещения в рабочем поселке в полном объеме без учета норм потребления.

Взыскать с Финансового отдела Администрации Мишкинского района за счет казны муниципального образования Мишкинский район в пользу Бородкиной Ольги Владимировны <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Мишкинский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2012 года.

Судья Фролова М.Н.