Иск о признании права на меры социальной поддержки.



Дело №2-51/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2012 года р.п. Мишкино

Мишкинский районный суд Курганской области

В составе судьи Фроловой М.Н.,

При секретаре Дрыгиной Н.Н.,

С участием представителя Администрации Мишкинского поссовета Постовалова М.А., ГУСЗН Курганской области Голубчиковой О.М., третьего лица на стороне ответчика Белобородовой Н.К.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коркиной Августы Федоровны к Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области, Главному Управлению социальной защиты населения Курганской <адрес> о признании незаконным отказа о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на предоставление мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Коркина А.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области (далее Администрации Мишкинского поссовета), Главному Управлению социальной защиты населения Курганской области о признании незаконным отказа о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении на ответчика обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде включения в список для получения благоустроенного жилья или субсидии как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны в соответствии с Указом президента РФ от 07.05.2008 года №714.

В обоснование заявленных требований Коркина А.Ф. указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны и в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» имеет право на меры социальной поддержки, в том числе в улучшении жилищных условий. Истец Коркина А.Ф. проживает по адресу: <адрес>, 1967 года постройки. Коркиной было подано заявление для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Межведомственная комиссия провела обследование квартиры, в которой проживает заявитель, признала в целом двухквартирный дом пригодным для проживания, установив, что кровля шиферная ветхая, штукатурка местами потрескалась, потолок протекает, пол шатается, просел, входные двери не утепленные, окна гнилые, в доме печное отопление, отсутствует водопровод и канализация, дом не газифицирован, туалет находится на улице, требуется замена электропроводки. При таких обстоятельствах истец полагает, что жилой дом, в котором она проживает, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Как следует из п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, отсутствие водопровода и системы водоотведения допускается лишь в жилых зданиях в поселениях без централизованных инженерных систем. В <адрес> имеются централизованные коммунальные сети (водопровод, водоотведение (канализация), отопление, горячее водоснабжение, газ). Несмотря на выявленные факты несоответствия жилого помещения установленным требованиям, межведомственная комиссия пришла к выводу, что дом является пригодным для проживания, отметив, что требуется ремонт, в связи с чем Администрация Мишкинского поссовета отказала Коркиной в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Считает, что ответчик незаконно отказал в постановке на учет истицы-вдовы участника Великовой Отечественной войны в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, чем нарушил установленное ФЗ «О ветеранах» право на получение жилого помещения. Ранее Коркина А.Ф. меры социальной поддержки в виде предоставления жилья, либо выплат на его приобретение, не получала.

В судебное заседание истец не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на требованиях настаивала.

Представитель Администрации Мишкинского поссовета в судебном заседании иск признал, пояснив, что квартира Коркиной требует капитальный ремонт, и, не смотря на то, что Коркина поставлена на льготную очередь на ремонт жилья, указанный ремонт ей, возможно, будет произведен только через 3-4 года, поскольку денежных средств в бюджете муниципального образования мало, ремонт проводится только за счет собственных средств поселка, ежегодная сумма на ремонт предусмотрена в размере <данные изъяты>, тогда как согласно ремонтной смете, составленной отделом архитектуры Администрации района на день рассмотрения дела в суде, на ремонт квартиры Коркиной требуется не менее <данные изъяты>. Представитель считает, что им осмотрена жилая квартира, в которой проживает Коркина, и, по его мнению, возможно обрушение потолка в одной из комнат квартиры.

Представитель ГУСЗН Курганской области пояснил, что согласно представленных документов право Коркиной на получение субсидии отсутствует, поскольку она не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и, соответственно, документы на Коркину из Администрации Мишкинского поссовета в ГУСЗН не поступали. Считают себя ненадлеждащим ответчиком.

Представитель Правительства Курганской области, привлеченный по инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление указал, что согласно удостоверению серии , выданному Коркиной А.Ф. отделом социальной защиты населения Курганской области, истец имеет право на льготы, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Постановка гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствующем органе местного самоуправления является обязательным условием для дальнейшей реализации права на обеспечение жильем, в том числе и включении в реестр.

Привлеченная по инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Белобородова Н.К. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время квартира, в которой проживает Коркина принадлежит ей, однако с момента дарения квартиры Коркина продолжает проживать в квартире одна, изменение ее жилищных условий в худшую сторону не произошло, квартира как требовала большого ремонта, в таком виде и осталась.

Заслушав пояснения сторон, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд пришел к следующему:

Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусматривает обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» в установленные Указом сроки.

Согласно ст. 21 ч. 1 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В судебном заседании установлено, что Коркина А.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО15, умершего ДД.ММ.ГГГГ, (удостоверение серии от ДД.ММ.ГГГГ, справка райвоенкомата, свидетельство о смерти ФИО15, копия решения ФИО8 районного суда Курганской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта регистрации брака ФИО16 и А.Ф. л.д. 18-23, 38), имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», проживает в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Коркина А.Ф. обратилась с заявлением к Главе Мишкинского поссовета о постановке на льготную очередь на получение благоустроенного жилья как вдова участника ВОв (л.д.24).

Согласно частям 1 и 11 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.04. 2006 года №120 (ред. от 23.11.2010) «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (вместе с «Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны» Главное Управление социальной защиты населения Курганской области определено уполномоченным органом по предоставлению гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, приложению 1 к указанному Постановлению, определен порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14,15,17-19 и 21 ФЗ «О ветеранах» категориям граждан, в том числе: 5) членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Согласно п. 2 Порядка, меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - денежная выплата) за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714 признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий в том числе:

- членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны,

имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Таким образом, право на социальную поддержку по обеспечению жильем возникает в случае признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, то есть нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 51, 52 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателя жилого помещения, по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также проживающие в жилых помещениях, не отвечающих установленных для жилых помещений требованиям.

Согласно ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ст. 52 ч. 3 ЖК РФ). Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч.4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня предоставления указанных документов в данный орган (ч.5 ст. 52 ЖК РФ). Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ (ч.7 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно ст. 21 Закона Курганской области от 07.09.2005 года №66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области», порядок предоставления жилых помещений в собственность гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, полномочия по предоставлению жилых помещений которым переданы Курганской области Российской Федерацией, за счет средств федерального бюджета устанавливается постановлением Правительства Курганской области.

Согласно Письму Минрегиона РФ от 18.01.2010 года №809-СК/07 «О разъяснении вопросов, связанных с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны»,

Согласно п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»

На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Из акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом, в котором находится квартира, ранее принадлежащая на праве собственности Коркиной А.Ф. по адресу <адрес> в целом следует считать пригодным для проживания. Акт содержит рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания: «необходим ремонт». В заключении о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ отмечена необходимость проведения ремонта в связи с ветхим состоянием отдельных конструктивных элементов строения и отсутствием инженерного благоустройства жилого дома. (л.д.10-11).

Распоряжением Главы Мишкинского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ , Коркина А.Ф., как вдова участника ВОв, проживающая по адресу: <адрес>, включена в льготную очередь на ремонт жилья.

Каких-либо документов, указывающих на рассмотрение заявления <данные изъяты> о постановке на льготную очередь как нуждающуюся в получении благоустроенного жилья, либо об отказе в постановке на льготную очередь как нуждающуюся в получении благоустроенного жилья, суду ответчиком Администрацией Мишкинского поссовета не предоставлено. Из представленных ответчиком суду документов усматривается, что заявление по существу не рассматривалось.

Согласно ст. 15 ЖК РФ, объектом жилищных прав являются жилые помещения, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение, в котором проживает Коркина А.Ф. требует ремонта, факт дарения квартиры Белобородовой не может быть расценен судом как ухудшение жилищных условий Коркиной, поскольку на дату подачи заявления в Администрацию Мишкинского поссовета жилая квартира находилась в собственности Коркиной, было установлено ее состояние на предмет пригодности проживания, данные условия не изменились после совершения сделки дарения, Коркина продолжает проживать в этой же квартире одна, дополнительных разрушений с момента первоначального осмотра квартиры не произошло, что следует из показаний свидетеля Федоровой.

Анализируя представленные документы, суд учитывает следующее: заключение межведомственной комиссии установлена в целом пригодность для проживания дома , а не квартиры в указанном доме, в которой проживает Коркина; как следует из представленной локальной сметы расчета на капитальный ремонт квартиры расположенной в доме <адрес>, общая стоимость ремонта квартиры составляет на дату обследования <данные изъяты>; Коркина А.Ф. в очереди на ремонт жилья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стоит под , и, как следует из пояснений представителя ответчика Администрации Мишкинского района, возможность ремонта данной квартиры будет только через три года. В связи с изложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что жилая квартира, в которой проживает Коркина А.Ф., не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Постановка на очередь Коркиной А.Ф. для проведения ремонта квартиры значительно отодвигает реализацию ее права на получение меры социальной поддержки в виде проживания в жилом помещении, соответствующем требованиям, установленным для жилых помещений. Соответственно, суд находит требования Коркиной А.Ф. о возложении обязанности на Администрацию Мишкинского поссовета принятия Коркиной А.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, подлежащими удовлетворению.

Поскольку ответчиком Администрацией Мишкинского поссовета решения о признании Коркиной А.Ф. нуждающейся в жилом помещении не принималось, соответственно право Коркиной А.Ф. на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, либо получения субсидии на приобретение жилого помещения ответчиком ГУСЗН Курганской области не могло быть установлено, в связи с чем ГУСЗН по настоящему гражданскому делу не является надлежащим ответчиком, а соответственно исковые требования, предъявленные к ГУСЗН Курганской области о признании права на предоставление меры социальной поддержки, включении Коркиной А.Ф. в общий реестр граждан по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, суд находит нужным Коркиной А.Ф. отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Коркиной Августы Федоровны удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области принять Коркину Августу Федоровну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдову умершего участника Великой Отечественной войны.

В части требований, предъявленных к ГУСЗН Курганской области о признании права на предоставление меры социальной поддержки, включении Коркиной А.Ф. в общий реестр граждан по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, Коркиной Августе Федоровне отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Мишкинский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2012 года.

Судья Фролова М.Н.