Дело № 2-58/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Мишкино 15 февраля 2011 г.
Мишкинский районный суд Курганской области в составепредседательствующего судьи Мельникова Е.В.
при секретаре Касатовой М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах Шредер Максима Юрьевича к Администрации <адрес> района <адрес> области о возложении обязанности по предоставлению по договору социального найма благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мишкинского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Шредер М.Ю. к администрации <адрес> района <адрес> области о предоставлении жилья.
В исковом заявлении указано, что Шредер М.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей на основании решения <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации <адрес> поссовета от ДД.ММ.ГГГГ №-р Шредер М.Ю. был поставлена на льготную очередь как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на получение отдельного благоустроенного жилого помещения на состав семьи один человек. Своего жилья в собственности Шредер М.Ю. не имеет, закрепленного жилого помещения за Шредер М.Ю. не имеется, проживает он в квартире, принадлежащей опекуну ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ Шредер М.Ю. уволен из рядов Вооруженных сил в запас по истечении срока военной службы по призыву. Шредер М.Ю. обратился в прокуратуру с заявлением с просьбой получения жилья как имеющей статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим прокурор просит обязать администрацию <адрес> предоставить Шредер М.Ю. по договору социального найма на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение, расположенное в р.п. <адрес>, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м. на одного человека.
В судебном заседании помощник прокурора Мишкинского района Храмцова И.Г. иск прокурора поддержала.
Истец Шредер М.Ю. исковые требования прокурора района поддержал полностью, пояснив, что прописан в <адрес> в квартире, принадлежащей опекуну ФИО1, в настоящее время временно проживают на съемной квартире в п. <адрес> Собственного жилья до настоящего времени не имеет, поэтому обратился в прокуратуру района о предоставлении жилья в <адрес> как относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие. Ими представлены возражения по исковым требованиям прокурора Мишкинского района, в которых указывается, что администрация <адрес> района с иском не согласна по следующим причинам:
Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Таким образом, администрация <адрес> не имеет и не может иметь на балансе жилого фонда, поэтому не может предоставить жилье по договору социального найма в виду его отсутствия. Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Таким образом, <адрес> не несет бремя расходов по приобретению жилья. Вопрос о передаче полномочий необходимо рассматривает в контексте с ч.2 ст. 132 «Конституции Российской Федерации», из которой следует, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству». Таким образом, любые переданные полномочия осуществляются только при передаче денежных средств. Денежные средства на приобретение жилья <адрес> не получила и следовательно, исходя из дословного толковавния Конституции РФ исполнять полномочия по обеспечению жильем не обязана. В связи с этим <адрес> не является надлежащим ответчиком по настоящему иску.
Представитель сектора опеки и попечительства МОУО администрации <адрес> Павлов В.А., участвующий по доверенности в качестве третьего лица на стороне ответчика, в судебном заседании исковые требования прокурора признал полностью и пояснил, что Шредер М.Ю. поставлен на учет как нуждающийся в жилье из категории детей, оставшихся без попечения родителей с 2008 года, все необходимые документы по нему собраны.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без их участия.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд счет возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика и представителя третьего лица Правительства Курганской области.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Анализ приведенных норм закона позволяет сделать вывод, что основаниями для возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: их нуждаемость в жилых помещениях; отсутствие закрепленного за ними жилого помещения; окончание службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и прекращение опеки (попечительства).
Истец Шредер М.Ю. 1991 года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку он признан оставшимся без попечения родителей, что подтверждается копией решения Юргамышского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Распоряжением администрации <адрес> поссовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р Шредер М.Ю. поставлен на учет в качестве нуждающегося на получение жилья в качестве оставшейся без попечения родителей (л.д.13).
На основании решения Исполнительного комитета <адрес> сельского совета <адрес> государства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № за Шредер М.Ю. установлено попечительство, попечителем назначена ФИО1 (л.д.30).
Согласно справки МУ <адрес> <адрес> Шредер М.Ю. <данные изъяты> года рождения, постоянно проживая на территории <адрес>, участия в приватизации не принимал, приватизированного жилья не имеет (л.д.11).
Согласно сообщений из Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> и <адрес> филиала ГУП <данные изъяты> о Шредер М.Ю. данных о наличии у него недвижимого имущества не имеется (л.д.10,12).
Распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О присвоении учетного номера регистрации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения» Шредер М.Ю. зарегистрирован под номером 11 (л.д.7-9).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Шредер М.Ю. признан нуждающимся в жилом помещении, в судебное заседание представлена справка об увольнении Шредер М.Ю. в запас из рядов Вооруженных Сил Российской армии по истечении срока военной службы по призыву ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), кроме этого, попечительство прекращено в связи с достижением им совершеннолетия.
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приложением № закона <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> отдельными полномочиями <адрес> по опеке и попечительству» соответствующим органом местного самоуправления, которому передано государственное полномочие <адрес> по опеке и попечительству, является <адрес>.
В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий <адрес> по опеке и попечительству» финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (приложение №) предусмотрено выделение субвенций в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» <адрес> в размере 1400000 рублей.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, обязанность на приобретение и предоставление жилья указанной категории лиц возложена на администрацию <адрес>.
Вместе с тем, суд считает, что не подлежат удовлетворению исковые требования об обязанности администрации <адрес> предоставления жилья по договору социального найма, поскольку договоры о передаче жилья должны заключаться после передачи данного жилья от администрации <адрес> в собственность Мишкинского поселкового Совета, что уже не входит в полномочия администрации района.
В судебное заседание представлено решение <адрес> поселковой Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда», согласно которого с учетом обеспеченности жилыми помещениями граждан на территории <адрес> норма предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда установлена общей площадью на одного человека не менее 15 кв. м..
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах Шредер Максима Юрьевича к Администрации <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> предоставить Шредер Максиму Юрьевичу благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте <адрес> поселкового Совета <адрес> района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв. м.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение десяти дней с подачей жалобы и представления через Мишкинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Мельников Е.В.