О возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Мишкино ДД.ММ.ГГГГ

Мишкинский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Анохина В.В.,

при секретаре Енбаевой Л.С.,

с участием

представителя истца - заместителя прокурора Мишскинского района Храмцовой И.Г.,

представителя ответчика Павлова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мишкинского района Курганской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мишкинского района Курганской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района совместно со специалистами Департамента природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Курганской области и Управления Роспотребнадзора по Курганской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды на территории р.п. Мишкино. Установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также требований п. 2.1.1 Санитарных правил содержания территории населенных мест (СанПин 42-128-4690-88), на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>) имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора. Несанкционированные свалки, непринятие мер по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права неограниченного числа лиц на благоприятную окружающую среду. Просит обязать Администрацию Мишкинского поссовета ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенных <адрес>

В судебном заседании представитель истца Храмцова И.Г. на исковых требованиях настаивала, полностью поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, и пояснила, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные в исковом заявлении несанкционированные свалки имеются в наличии, что подтверждается фототаблицей, составленной представителем прокуратуры Мишкинского района.

Представитель ответчика Павлов В.А. в судебном заседании исковые требования прокурора Мишкинского района признал, пояснил, что указанные в исковом заявлении свалки бытовых отходов имеются, все они расположены в границах р.п. Мишкино и являются несанкционированными. Данные свалки ликвидировались Администрацией Мишкинского поссовета, но возникли вновь. Предотвращать появление этих свалок вновь после их ликвидации, у Администрации Мишкинского поссовета возможности нет.

Представитель третьего лица - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил.

С учетом мнения сторон суд определил рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.

Заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно требований ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что в границах муниципального образования <адрес> имеются несанкционированные свалки, что не оспаривается представителем ответчика и подтверждается справкой государственного инспектора Курганской области по охране природы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д. 6-12), справкой специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Юргамышском, Мишкинском районах от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), справкой помощника прокурора Мишкинского района от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей (л.д. 14-17).

Установлено, что Администрацией Мишкинского поссовета принимались меры по ликвидации указанных свалок, о чем свидетельствуют акты выполненных работ по погрузке и вывозу мусора (л.д. 25-34), вместе с тем ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факт ликвидации указанных свалок в полном объеме. Представленные представителем истца фотоматериалы свидетельствуют о том, что указанные свалки ответчиком в полном объеме не ликвидированы и имеются в наличии (л.д. 38-39).

Доводы представителя ответчика о том, что у Администрации Мишкинского поссовета нет возможности предотвращать появление несанкционированных свалок вновь после их ликвидации, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку данные обязанности возложены на ответчика в силу указанных выше норм закона.

Таким образом, суд находит исковые требования прокурора Мишкинского района Курганской области подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Мишкинского района Курганской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов удовлетворить.

Обязать Администрацию Мишкинского поссовета Мишкинского района Курганской области ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенных в <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Мишкинский районный суд Курганской области.

Судья В.В. Анохин