2-239/12 об установлении пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Мишкино 05 июля 2012г.

Мишкинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Яндубаевой А.Ю., с участием истца Аликаева В.Ш., представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Республики Башкортостан Легостаевой Л.Н., при секретаре Гайсиной Ф.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аликаева Виктора Шуматбаевича к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Республики Башкортостан об отмене решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Аликаев В.Ш. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в **** Республики Башкортостан об отмене решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии *** от ****, в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вследствие отсутствия требуемого 25 летнего стажа педагогической деятельности. В обосновании своих требований указал, что в специальный стаж необоснованно не зачтен период нахождения на курсах повышения квалификации с **** по **** (общей продолжительностью 5 дней) и время службы в составе Вооруженных Сил СССР (1 день службы за два дня работы) с **** по ****., общей продолжительностью 4 года 1 месяцев 10 дней.

В судебном заседании Аликаев В.Ш. иск поддержал, суду пояснил, что указанные спорные периоды должен быть засчитан в специальный стаж, просит суд отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в **** Республики Башкортостан об отказе в установлении пенсии от **** *** в части, обязать ответчика включить в стаж спорные периоды, обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ****, так как на момент обращения за пенсией в пенсионные органы он имел 25 летний стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Представитель ответчика Легостаева Л.Н. исковые требования не признала по основаниям, указанными в возражении (отзыве) на исковое заявление, считает решение об отказе в установлении пенсии Аликаеву В.Ш. правильным, и обоснованным.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Аликаева В.Ш. по следующим основаниям.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от **** N 2-П со ссылкой на Постановление от **** N 8-П и Определение от **** N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **** *** «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до **** могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Так в соответствии со ст.287 ТК РФ гарантии на компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, другими законами и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций предоставляется в полном объеме.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от **** ***, из которого следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из разъяснения от **** *** Минтруда России также следует, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначенной, в указанный стаж включаются все периоды работ и иной общественно – полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации с **** по ****, подлежит зачету в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, так как при нахождении на курсах стаж не прерывался, ему выплачивалась заработная плата.

Нахождение на курсах повышения квалификации подтверждается справкой МУ «Отдел образования МР **** Республики Башкортостан» от ****, (л.д.9).

Из справки отдела военного комиссариата Республики Башкортостан по **** от **** *** следует, что Аликаев В.Ш с **** по 14.11. 1978 года проходил службу в Вооруженных Силах СССР.

Согласно п. «г» ч.1 и п.4 ч.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением СМ СССР от **** ***, служба в составе вооруженных Сил СССР, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовало и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность засчитываются в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

На момент осуществления истцом службы в Вооруженных Силах СССР действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачет такой деятельности в специальный стаж, как трудовой и дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления их прав в области пенсионного обеспечения.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от **** N 2-П со Ссылкой на Постановление от **** N 8-П и Определение от **** N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12. 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лег работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до ****, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы Аликаева В.Ш. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применения пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которой не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 Пункта 3 статьи 10 Федерального закона от **** N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается, в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

При таких обстоятельствах суд считает решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в **** Республики Башкортостан *** от **** об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона *** –ФЗ от **** «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Аликаеву В.Ш. неправомерным, включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, время службы в составе Вооруженных Сил СССР и части нахождения на службе Андреева Игоря Евгеньевича в составе Вооруженных Сил СССР - один день военной службы за два дня работы, т. е. 2 года 19 дней службы засчитать как 4 года 1 месяц 10 дней работы.

Поскольку на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости истца в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом указанных периодов истец имел требуемый стаж по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей, то право на пенсию определяется с ****, т.е. с момента обращения его в Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в **** Республики Башкортостан.

Истец отказался от возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Аликаева Виктора Шуматбаевича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в **** Республики Башкортостан об отмене решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.

Признать неправомерным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в **** Республики Башкортостан от **** *** об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости Аликаеву Виктору Шуматбаевичу в части не включения в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации **** по ****, периоды службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с **** по **** года.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в **** Республики Башкортостан включить в специальный стаж Аликаеву Виктору Шуматбаевичу для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с **** по ****, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с**** по **** (в двойном исчислении).

Признать за Аликаевым Виктором Шуматбаевичем право на досрочную трудовую пенсию по старости с ****.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный суд Республики Башкортостан через Мишкинский районный суд Республики Башкортостан.

Судья: А.Ю.Яндубаева