Дело *номер* РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации *дата* г.Мирный РС(Я) Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ивановой С.Ж., с участием представителей сторон, при секретаре Якимовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску *М* к администрации муниципального образования «*Б*» Республики Саха (Якутия), администрации муниципального образования «*Г*» Мирнинского района Республики Саха (Якутия), Акционерной компании «*А*» (ЗАО) о признании права на приватизацию жилого помещения, понуждении заключить договор передачи в собственность, у с т а н о в и л : *М* обратилась в суд с иском, указав, что на основании решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, по ходатайству от *дата* ей была предоставлена по ордеру жилая площадь - комната *номер* квартиры *номер*, расположенная по адресу: РС(Я), *адрес*, дом *номер* (общежитие *номер*). Решив реализовать свое право на приватизацию указанной квартиры, истица обратилась в КИО МО «*Б*» РС(Я) с заявлением о заключении с ней договора приватизации спорного жилого помещения, однако получила отказ. Истица считает, что нарушено ее право, предоставленное законом, и просит признать за ней право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, обязать АМО «*Г*» Мирнинского района РС(Я) заключить с ней договор передачи в собственность в порядке приватизации. На судебное заседание истица не явилась, заявлениям просит рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя *К*, которая в суде требования истицы поддержала в полном объеме. Представитель АМО «*М*» *С* в суде исковые требования не признала. Суду пояснила, что в силу ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизации подлежат жилые помещения, находящиеся в государственном и муниципальном жилищном фонде. Согласно справке КИО АМО «*Б*» РС(Я) спорное жилое помещение не является объектом учета Реестра муниципальной собственности, и не может быть передано истцам в силу закона. Просит вынести законное и обоснованное решение. Представитель ответчика АМО «*Г*» МР РС(Я) *Д* в суде с иском не согласилась, просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме, поскольку дом *номер*, в котором расположено спорное жилое помещение, не является объектом учета Реестра муниципальной собственности МО «*Г*», у городской администрации отсутствуют законные основания для заключения договора о безвозмездной передаче спорного жилого помещения в порядке приватизации. Представитель третьего лица МИО РС(Я) *В* на судебное заседание не явилась, заявлением просит рассмотреть дело в ее отсутствие, поддержав письменное возражение, из которого следует, что в Реестре государственной собственности РС(Я) отсутствует спорный жилой объект, то есть данный объект не является объектом республиканской собственности. Представитель ответчика АК «*А*» (ЗАО) *Е* исковые требования не признала, т.к. считает, что АК «*А*» (ЗАО) является законным собственником жилого дома *номер* по *адрес* РС(Я). Суду пояснила, что строительство жилого дома, в котором проживает истица, началось до момента реорганизации ПНО «*Я*», образования АК «*А*» (ЗАО), а именно *дата* и финансирование предусматривало также капитальные вложения РС(Я). На момент сдачи жилого дома и распределения АК «*А*» (ЗАО) осуществила завершение строительства за счет своих собственных средств. В период с *дата* по *дата* согласно достигнутому соглашению между Правительством РС(Я) и АК "*А*" (ЗАО) на основании постановления Правительства РС(Я) № 178 от 06.04.1999г. утвержден реестр объектов арендованного имущественного комплекса АК "*А*". Просит в иске отказать. Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные суду доказательства по делу, приходит к следующему. В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права. Согласно ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Как усматривается из материалов дела, согласно акту приемки законченного строительством объекта от *дата* руководствуясь Временным положением о приёмке законченных строительством объектов на территории Республики Саха (Якутия) заказчик ПРО ОДСП (объединённая дирекция строящихся предприятий) приняла от исполнителя АК «*А*» законченный строительством объект – жилой комплекс в 25 квартале *адрес*, корпус *номер*. Распоряжением администрации *адрес* РС(Я) *номер* от *дата* в связи с окончанием строительства и вводом в эксплуатацию жилого комплекса, корпуса *номер* в 25 квартале *адрес* зданию присвоен адресный номерной знак - *адрес*, *номер*. Инспекцией Госархстройнадзора по *адрес* дано заключение № 31 о возможности ввода в эксплуатацию жилого комплекса *номер* корпус *номер* в *адрес* в 25 квартале. *дата* между Администрацией *адрес* и АК "*А*" (ЗАО) заключен договор *номер* о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли), *дата* Администрацией *адрес* издано Распоряжение *номер* «Об оформлении права аренды земельного участка». Постановлением Правительства РС(Я) от 06.04.1999г. № 178 утвержден пообъектный Реестр арендованного имущественного комплекса АК «*А*» в разрезе подразделений компании по состоянию на 01.01.1997г. согласно приложениям №1 и №2; Положение «Об учете арендованного имущественного комплекса АК «*А*» согласно приложению № 3. Постановлением Правительства РС(Я) от 13.11.2000г. № 599 было установлено, что восстановление стоимости арендованного имущественного комплекса АК «*А*» по состоянию на 01.01.2000г. произведено за счет части амортизационных отчислений от объектов аренды, направленных компанией на капитальные вложения за период с 1993г. по 1998г. и части объектов незавершенного строительства, введенных с 1993г. по 1999г. Постановлением Правительства от 04.04.2001г. № 189 установлено, что восстановление стоимости арендованного имущественного комплекса АК «*А*» по состоянию на 01.01.2000г. произведено за счет части объектов незавершенного строительства, находившихся в собственности РС(Я) и введенных в эксплуатацию с 1993г. по 1999г. за счет амортизационных отчислений от объектов аренды АК «*А*»; части амортизационных отчислений от объектов аренды, направленных АК «*А*» на капитальные вложения (приобретения и создание объектов основных средств для РС(Я) за период с 1993г. по 1998г. Согласно постановлению АМО «*Г*» Мирнинского района РС(Я) № 534 от 13.11.2009г. «Об упорядочении адресных знаков 9-ти этажных зданий жилого дома и общежития по *адрес* в 25 квартале *адрес*» городская Администрация постановила: считать следующими адресные знаки для объектов недвижимости – 9-ти этажных зданий, расположенных на земельном участке (кадастровый номер 14:37:000111:0074) по *адрес* в 25 квартале *адрес* в соответствии с приложенной к постановлению схемой: *адрес*, *номер* – жилой дом *дата* постройки; *адрес*, *номер* – общежитие *дата* постройки л.д.158). Как следует из материалов дела, истице *М* *дата* выдан ордер на основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета, ходатайства *номер* от *дата* на право занятия жилой площади – комнаты *номер* квартиры *номер*, расположенной по адресу: *адрес*, дом *номер*, общежитие *номер*. Из кадастрового паспорта помещения, составленного ГУП РС(Я) «РЦТУиТИ» МФ 08.02.2010г., следует уточненный адрес спорной жилой площади: РС(Я), Мирнинский район, *адрес*, дом *номер* корпус *номер*, квартира *номер*, комната *номер*; назначение: жилое. Согласно справке РКЦ *адрес* от *дата* *М*, *дата* года рождения, зарегистрирована одна по месту жительства по адресу: *адрес*, д. *номер* общ. *номер*, с *дата* по настоящее время. *дата* между Администрацией МО «*Б*» в лице директора *У* (ЗАО) и *М* заключен договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда. Из адресной справки, выданной ЖЭУ *дата* *номер*, следует, что *М* была зарегистрирована с *дата* по *дата* по адресу: *адрес*, дом *номер*, квартира *номер*. Согласно Справке ГУП «РЦТУиТИ» *номер* от *дата* в Реестровой книге о регистрации заключенных договоров на передачу (продажу) квартир (домов) в собственность граждан, не содержатся сведения об использовании права *М*, *дата* года рождения, на приватизацию жилого помещения на территории МО *Б*, право на приватизацию не использовано. Согласно сообщению ГУП «РЦТУиТИ» *номер* от *дата* в Реестровой книге учета регистрации прав граждан на объекты недвижимого имущества за *М*, *дата* года рождения, права на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано (сообщение содержит сведения об объектах недвижимого имущества, права на которые зарегистрированы до *дата*.). Согласно сообщению и.о. председателя КИО АМО «*Б*» от *дата* *номер* сведений об использовании права на приватизацию и наличии приватизированного жилья в период с *дата* по *дата* гр. *М*, *дата* года рождения, не имеется. На основании имеющихся документов, судом установлено, что на момент вселения истицы в спорное жилое помещение спорный дом не являлся собственностью АК «*А*» (ЗАО), а истица фактически проживает по настоящее время в спорной жилой площади. В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению (жилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации), независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. Законом «О приватизации жилищного фонда РФ» предусмотрено, что граждане, занимающие жилые помещения на условиях социального найма вправе приобрести данное помещение в собственность. Судом установлено, что *М* проживает и пользуется спорной жилой площадью с *дата*, выделенной ей по месту работы, а именно в столовой *номер* (ресторан «*З*»), в связи с их трудовыми отношениями, следовательно, как работнику, нуждающемуся в предоставлении жилья. Таким образом, закреплено её право проживания в данной жилой площади. Спорный объект жилищного фонда, который относится к приложению 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1, является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. По смыслу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что, несмотря на то, что дом *номер* по *адрес* Республики Саха (Якутия) не включён в Реестр муниципальной собственности, жилой дом в силу прямого указания Закона (Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)», Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 января 2003 года № 29 «Об утверждении Положения о порядке составления и утверждения объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия), передаваемых в муниципальную собственность», Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность») является объектом муниципальной собственности. Разрешая данный спор, суд исходит из того, что, если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. В силу пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 (с изменениями) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. По смыслу действующего жилищного законодательства (ч.2 п.4 того же Постановления) требования граждан о приватизации жилого помещения не подлежат удовлетворению только в тех случаях, если: жилой дом на свои средства построен уже после того, как преобразование предприятия было завершено, когда этот дом поступает в частную собственность данного юридического лица (ст. 213 ГК РФ), поэтому не может быть приватизирован; правопреемник государственного (муниципального) предприятия, уже после изменения формы собственности, приобрёл за счёт собственных средств жилой дом (но обязательно не заселённый) и этот дом является частной собственностью юридического лица и не подлежит приватизации. Из представленных представителем АК «*А*» документов следует, что согласно акту приёмки законченного строительством объекта от *дата* строительство выше указанного жилого дома начато ещё при ПРО ОДСП ПНО «*Я*» *Р* в *дата*, то есть до образования АК «*А*» (*дата*.), а окончание строительно-монтажных работ имело место в *дата*. Это обстоятельство свидетельствует о том, что правопреемник ПНО «*Я*» в лице АК «*А*» не построил упомянутый жилой дом на свои только средства уже после того, как преобразование его в ЗАО было завершено, так как строительство этого дома начиналось ещё при иной форме собственности, то есть при государственной собственности. По указанным выше основаниям также не могут быть приняты во внимание доводы представителя АК «*А*» о том, что строительство дома осуществлялось АК «*А*» (ЗАО) за счет собственных денежных средств, что спорная квартира находится в жилом доме, являющемся частной собственностью АК «*А*», и не подлежит бесплатной передаче в собственность истицы. Иные же достоверные доказательства, подтверждающие обстоятельства того, что выше упомянутый жилой дом находится на праве частной собственности АК «*А*» до начала его строительства, как того требует приведённая выше судебная практика, суду ответчиками не представлены. В силу части 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. С учётом всех изложенных выше обстоятельств дела, суд находит требование *Н* о признании за ней права на приватизацию занимаемого с 1998 года спорного жилого помещения обоснованным, а потому подлежащим удовлетворению. Следует отметить, что согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 24 августа 1993 г. № 8», исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 указанного Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием; отказ в их приватизации по основаниям отсутствия механизма их передачи в собственность гражданам не основан на Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и является неправомерным (нарушаются ст. ст. 2, 6, 8 Закона), поскольку данные квартиры не относятся к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации. Согласно ст.6 Закона передача жилых помещений в собственность гражданина осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии со ст. 7 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Гарантируемое ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Данное право (исходя из того, что приватизация жилья определяется в ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» как бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде) появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения. Законодатель в ст. 11 Закона определил, что «каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде», а, поскольку каждый гражданин, как указывает законодатель, имеет на это право, то в характеризуемом Законе указаны и органы, которые обязаны обеспечить реализацию этого права. В связи с вышеизложенным, исковые требования в части понуждения АМО «*Г*» МР РС(Я) заключить с истицей договор передачи в собственность жилого помещения, в котором она постоянно проживает, подлежит удовлетворению в силу ст.7 Закона РФ. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. То есть договор подлежит регистрации в установленном порядке, и только с этого момента возникает право собственности у граждан на приватизированное жилье. Указанный порядок основывается на ст. 131 и 223 ГК РФ, согласно которым право собственности на недвижимое имущество, в том числе жилье, подлежит государственной регистрации. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования удовлетворить. Признать право *М* на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), *адрес*, дом *номер* корпус *номер*, квартира *номер*, комната *номер*, общей площадью 13,5 кв.м. Обязать администрацию муниципального образования «*Г*» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) заключить с *М* договор передачи в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), *адрес*, дом *номер* корпус *номер*, квартира *номер*, комната *номер*, общей площадью 13,5 кв.м. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд РС(Я) через Мирнинский районный суд РС(Я) со дня его вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято судом *дата* Судья Мирнинского районного суда РС(Я): С.Ж.Иванова