Дело № 2-847/2010 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И *дата* г. Мирный РС (Я) Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в лице председательствующего судьи Скакун А. И., при секретаре Иванове А.Я. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ларин В.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда России в *адрес* о назначении досрочной трудовой пенсии по старости У С Т А Н О В И Л: Ларин В.В. обратился в суд с иском, указывая, что он работая бортпроводником и бортоператором воздушного судна АН-26, ИЛ-76ТД в *М* обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. В назначении пенсии ему было отказано протоколом *номер* от *дата*, по мотиву отсутствия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ. Просит суд признать отказ в назначении пенсии необоснованным и обязать ответчика назначить досрочно трудовую пенсию по старости. В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Писковой В.И. поддержали исковые требования и показали, что Ларин В.В. работает на должностях летного состава гражданской авиации и имеет налет на воздушных судах 6396 часа. Льготный стаж работы у истца составляет *дата*, что дает ему право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста установленного ст.7 ФЗ №173 от 17.12.2001 г. Просит суд признать необоснованным отказ ГУ Управления ПФР по *адрес* в назначении истцу пенсии по старости и обязать ответчика назначить Ларину В.В. досрочно трудовую пенсию по старости, а также взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.. Представитель ответчика по доверенности Соргоева А.Г. иск не признала считая, что истец претендует на назначение досрочной трудовой пенсии согласно пп.13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ как лицо проработавшее не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Управления от *дата* истцу было отказано в установлении данного вида пенсии, так как работа в качестве бортоператора включается в стаж, дающей право на досрочную пенсию, если она протекала до *дата*., т.е. до даты вступления в силу Воздушного кодекса от 19.03.1997 г. В соответствии со статьей 27 (пп. 13 п. 1) Закона право на указанный вид пенсии имеют мужчины, проработавшие не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации. Полагает, что исходя из смысла данной нормы право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют не просто члены экипажа воздушного судна, а члены экипажа из числа летного состава, поскольку статья 56 «Воздушного кодекса Российской Федерации», определяет состав экипажа воздушного судна исходя из функциональных обязанностей каждого члена экипажа воздушного судна, где установлено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного (обслуживающего) экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Бортоператоры составляют не летный экипаж, а кабинный и, следовательно, не могут пользоваться правом на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации. Для определения права на пенсию применяется Постановление Правительства РФ № 537 от 18.07.2002 г. «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.», пунктом 3 данного постановления определено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением СМ РСФСР от 04.09.1991 г. № 459, в котором предусмотрены члены экипажей воздушных судов и других летальных аппаратов (пункт 1). Исходя из того, в Списке члены экипажей воздушных судов указаны под общим наименованием, без расшифровки должностей летного состава, возникла данная ситуация о возможности отнесения к членам летных экипажей воздушных судов бортоператоров. Однако это неправомерно в силу того, что нормы подпункта 13 пункта1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. определяют право на досрочную трудовую пенсию по старости только в связи с работой в летном составе. Право на досрочную трудовую пенсию у истца отсутствует, поскольку должность «бортоператор» не отнесена к летному составу гражданской авиации. В специальный трудовой стаж Ларина В.В. всего засчитано *дата* и не засчитано *дата*, периоды работы в качестве бортоператора на типе ВС-АН 26, ВС-ИЛ-76. Ранее (по Закону 1956 г.) пенсия за выслугу работникам летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания назначалась по Приказу Министерства социального обеспечения РСФСР от 25.12.1958 г. № 167 и Перечню должностей летно-подъемного состава ГА, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет была предусмотрена должность бортоператора и бортфотооператора ( в этом Перечне профессии были четко указаны). Позднее пенсия за выслугу лет назначалась в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации, утвержденного постановлением СМ СССР от 11.12.1987 г. № 1412 где в Перечне должностей, дающей право на пенсию за выслугу лет, были предусмотрены члены экипажей воздушных судов и летательных аппаратов. Такое наименование летного состава позднее сохранено в /Списке должностей работников состава, утвержденного постановлением Совета Министров РФ от 04.09.1991 г. № 459. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 разрешено пользоваться этими Списками при назначении досрочных пенсий по пп 13 п. 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. На основании вышеуказанных нормативных актов бортоператорам как членам воздушных судов назначали досрочную пенсию по старости. В связи с тем, что в Воздушном Кодексе бортоператоры отнесены не к летному экипажу, а к кабинному экипажу, следовательно, не могут пользоваться правом на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации. Понятие летного состава содержатся в Наставлении по производству полетов в гражданской авиации, утвержденном Приказом МГА от 08.04.1985 № 77 (НПП ГА). НПП ГА, является основным нормативным актом, регламентирующим правила, организацию, обеспечение и выполнение полетов, а также управление воздушным движением (пп 2.1.2 п 2.1 Главы 2). Так, в пп 2.3.3 главы 2 указано, что к летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующие свидетельства летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. Другие специалисты (в том числе, бортоператоры транспортных самолетов и бортпроводники) относятся к обслуживающему персоналу. Таким образом, правовых оснований для назначения досрочной трудовой пенсии в порядке пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 не имеется. Отказ ГУ УПФР в *адрес* в назначении досрочной трудовой пенсии истцу законен и обоснован. В судебном заседании представитель УПФР Соргоева А.Г. исковые требования не признала. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела приходит к следующему: Истец Ларин В.В. работает в *М* с *дата* на должностях бортоператора и бортпроводника на самолетах АН-26,ИЛ-76ТД по настоящее время. *дата* он обратился в ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по *адрес* с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, как работник летного состава гражданской авиации. Протоколом *номер* от *дата* ему отказано в назначении трудовой пенсии по старости согласно п.п.13 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно п.п.13 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04,09.1991г. №459. Согласно данному списку право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов. Экипаж воздушного судна в силу ст.56 Воздушного кодекса РФ, состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа. Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденное приказом №77 от 08.04.1985 г Министра гражданской авиации СССР установлено, что минимальный состав экипажа из лиц летного состава указывается в Руководстве по летной эксплуатации воздушного судна. Руководством по летной эксплуатации ИЛ-76 установлено, что экипаж самолета состоит из семи человек: командира корабля, второго пилота, штурмана, бортинженера, бортрадиста, старшего бортоператора, бортоператора. Руководством по летной эксплуатации АН-26 установлено, что экипаж самолета состоит из пяти человек: командира корабля, второго пилота, штурмана, бортмеханика, бортоператора. Таким образом, бортовой оператор, являясь членом кабинного экипажа воздушного судна, является тем самым членом экипажа воздушного судна в целом, что соответствует Списку должностей работников летного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. № 459. В связи с чем, отказ ГУ УПФ РФ по *адрес* в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.13 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях», необоснован. Согласно п.1 п.п. «а» и «б» Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 04.09.1991г. № 459 при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается: а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в п.п. "б" - "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги; б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, - за один месяц выслуги. Ларин В.В. согласно трудовой книжке с *дата* по *дата* работал бортпроводником на ВС АН-26, после чего был переведен на должность бортоператора ВС ИЛ-76 ТД, и работает по настоящее время, где в соответствии п.п. «а» Правил, каждые 20 часов налета считаются за I месяц выслуги. За этот период истец налетал 6396 часов, что подтверждается справкой о налете часов. То есть специальный стаж составляет 26 лет 19 дней. Таким образом, специальный стаж истца дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а поэтому на момент обращения в УПФ РФ по *адрес* он имел право на назначение пенсии. В связи с чем пенсия должна ему быть назначена по п.п.13 п.1 ст.27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения - с *дата* Подлежат удовлетворению и требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей на основании ст. 100 ГПК РФ.. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать необоснованным отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по *адрес* от *дата* в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.13 п.1 сть.27 ФЗ №173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Ларин В.В.. Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по *адрес* назначить Ларин В.В. досрочную трудовую пенсию по старости по п.п. 13 п.1 ст.27 ФЗ №173 « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с *дата* Взыскать с Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по *адрес* в пользу Ларин В.В. расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха Якутия в течение 10 дней через Мирнинский районный суд. Решение постановлено в совещательной комнате. Председательствующий Скакун А.И.