оспаривание бездействия администрации (не вступил в законную силу)



    Дело №  2-1313/10                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мирнинский районный суд РС(Я) в составе:

председательствующего судьи Бережновой О.Н.,

при секретаре Михайловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в  г. Мирный

                                                   *дата*

гражданское дело по заявлению прокурора об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия),

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Мирного (далее прокурор) обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (далее МО «Мирнинский район»), указав, что прокуратурой г. Мирного совместно с Мирнинской районной инспекцией охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) и Мирнинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РС(Я) проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования на территории муниципального образования  «Мирнинский район».

В ходе проверки установлено, что в *адрес* Мирнинского района РС(Я) отходы производства и потребления вывозятся на несанкционированную свалку, расположенную в водоохраной зоне, и сжигаются без специальных установок, предусмотренных правилами. Кроме того, отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы на выброс загрязняющих веществ.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Мирного Посельский Ф.В. уточнил требования, так как земля, на котором находится полигон твердых бытовых отходов (далее ТБО) *адрес* МО «*Г*», относится к Государственному лесному фонду ГУ РС(Я) «*Р*» и находится в эксплуатационных лесах, а не в ведении муниципального образования, в связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) и обязать в месячный срок принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в водоохранной зоне в 1 км от *адрес* Мирнинского района Республики Саха (Якутия).

Представитель МО «Мирнинский район» Сучкова Е.А. не признала требования, так как администрация муниципального образования не бездействует, в настоящее время свалка твердых бытовых отходов *адрес* МО «*Г*» внесена в государственный реестр объектов размещения отходов с присвоением регистрационного номера, сделан проект рекультивации полигона ТБО *адрес* и проект строительства нового полигона ТБО *адрес*.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Яковлева Г.К., не согласна с заявлением прокурора, так как администрацией МО «Мирнинский район» принимаются меры к ликвидации полигона и строительству нового полигона.

Представитель Мирнинской районной инспекции охраны природы Министерства природы Республики Саха (Якутия) Сидоров А.А. поддержал требования прокурора, пояснив, что в прошлом голу проводилась аналогичная проверка и были выявлены те же факты.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности требования прокурора по следующим основаниям:

Как следует из Акт проверки *номер* от *дата*, проведенной Мирнинской районной инспекцией природы Минприроды РС(Я), в *адрес* МО «*Г*» отходы производства и потребления вывозятся на несанкционированную свалку, расположенную в водоохранной зоне в 1 км от *адрес* Мирнинского района Республики Саха (Якутия). Отходы сжигаются без специальных установок, общий объем ТБО составляет 1 000 куб.м., отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы на выброс загрязняющих веществ. Данный факт не оспаривается сторонами.

В судебном заседании установлено, что полигон ТБО *адрес* МО «*Г*» расположен на территории земель, находящихся в Государственном лесном фонд ГУ РС(Я) «*Р*» в эксплуатационных лесах, что подтверждается ответом лесничего ГУ РС(Я) «*Р*» от *дата*. Следовательно, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации полигон расположен на земле, находящейся в федеральной собственности, что не оспаривается сторонами.

Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Лесным Кодексом.

Виды использования лесов предусмотрены статьёй 9 Лесного кодекса Российской Федерации; указанный перечень видом использования лесов является исчерпывающим, следовательно, в лесах не допускается организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Указанная норма закреплена также в п. 9  Правил пожарной безопасности в леса, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г., согласно которому запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 12 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

При указанных обстоятельствах Администрация муниципального образования не вправе использовать указанную территорию леса для утилизации и переработки твердых бытовых отходов.

Доводы представителя АМО «Мирнинский район» о том, что Администрация не бездействует, необоснованны, так как проект рекультивации полигона твердых бытовых отходов в *адрес* МУ «*А*» был получен *дата*, после чего не было предпринято конкретных мер по ликвидации указанного полигона, а именно: не приняты меры для выделения и оформления земельного участка для нового полигона, а также другие требования, закрепленные в ст. 12 статьи Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ. Однако представитель Администрации МО «Мирнинский район» не предоставил суду доказательства того, что в бюджет района были заложены соответствующие расходы для ликвидации старого и создания нового полигона в  *адрес* МО «*Г*», несмотря на то, что в *дата* в ходе проверки указанные факты также были установлены.

Таким образом, Администрация МО «Мирнинский район» не представила доказательства, свидетельствующие о реальных действиях, направленных на ликвидацию полигона ТБО.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

На основании ст. ст. 191-199 ГПК РФ суд

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия).

Обязать администрацию муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) в месячный срок принять меры к ликвидации полигона твердых бытовых отходов, расположенного в водоохранной зоне р. *В* в 1 км от *адрес* Мирнинского района Республики Саха (Якутия).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Мирнинский районный суд.

Решение в окончательной форме принято *дата*.

Председательствующий п/п О.Н. Бережнова

Копия верна

Судья О.Н. Бережнова