Дело № 2-1015/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ивановой С.А., с участием помощника прокурора Миназевой М.Р., при секретаре Поповой С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Мирный *дата**дата* гражданское дело по иску Бушуева Н.А. к Администрации муниципального образования « город Мирный» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, у с т а н о в и л : Бушуев Н.А. обратился в суд с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, как состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 1990 года. Как указывает заявитель, наличие возникшей обязанности органа местного самоуправления подтверждается решением *адрес* районного суда от *дата*, письмом *номер* от *дата* 1-го зам. главы Администрации Мирнинского улуса *Г*. С *дата* на территории г. *Д* полномочия по обеспечению граждан социальным жильем, в том числе во внеочередном порядке осуществляет Администрация МО « город Мирный». Истец и его представитель Сучкова С.Г. в суде требования поддержали и пояснили, что как проживавший в доме непригодном для проживания, который впоследствии был снесен, истец был включен в список нуждающихся в получении жилья. Но до настоящего времени ему не предоставлено жилье. На основании ч.2 ст.6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» просят обязать МО «город Мирный» предоставить вне очереди жилое помещение. Представитель ответчика Администрации МО « город Мирный» Попова В.И. в суде требования не признала и пояснила, что в документах (список учета граждан, нуждающихся в улучшении жилья и акт передачи учетных документов) переданных в Администрацию города из районной Администрации гр. Бушуев отсутствует. Постановлением Администрации МО « город Мирный» от *дата* Бушуев и члены его семьи приняты на учет, номер в списке *номер*. Однако Постановлением от *дата* семья Бушуевых снята с учета в связи с выделением земельного участка для строительства жилого дома. Считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требования заявителя. Представитель Администрации МО « Мирнинский район» Сучкова Е.А (3е лицо). в суде с иском не согласна, пояснила, что все документы и личные дела граждан, состоящих на учете в Администрации района переданы МО « город Мирный» в связи с образованием в *дата* муниципальных образований поселений. Согласно информации, предоставленной МО « город Мирный» истец состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме того, истец является собственником возведенного жилого дома, расположенного по *адрес*. Более того, истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд. Считает, что иск не подлежит удовлетворению. Свидетель *П* в суде показал, что он в период с *дата* по *дата* занимал должность начальника *Э*. Действительно в тот период к нему обращался Бушуев, на момент обследования занимаемого им жилья, по степени благоустройства и составу семьи, истец действительно нуждался в улучшении жилищных условий. В связи с чем он порекомендовал ему обратиться с заявлением и соответствующими документами для постановки на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в порядке очереди. В настоящее время не помнит, поставлен ли был истец на учет или нет. Свидетель *Н* в суде показала, что с *дата* она работала главным специалистом по учету и распределению жилья в Администрации района. Граждане принимались на учет согласно Правилам, ежегодно проходили перерегистрацию. Бушуеву неоднократно предлагалось предоставить документы для постановки на учет, поскольку нуждаемость определялось исходя из представленных документов заинтересованными лицами. Однако как следует из переписки, от Бушуева документы не были представлены. Выслушав доводы сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, районный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии с ч.2 ст6 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» граждане принятые на учет до *дата* в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Статья 31 ЖК РСФСР устанавливал порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В частности, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, Жилищный кодекс РСФСР порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также очередности предоставления гражданам жилых помещений отнес к компетенции Совета Министров РСФСР, который утверждал Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений. В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РСФСР Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР. Правила устанавливали единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда, обязательный для исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории РСФСР. Статья 33 ЖК РСФСР определял очередность предоставления гражданам жилых помещений, в соответствии с которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Очередность предоставления гражданам жилых помещений была предусмотрена разделом IV Правил, в том числе п. 22 Правил, предусматривающим, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Пунктами 15-19 Правил предусмотрены были порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с которыми учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Как следует из материалов дела, в суд представлены следующие документы: письмо 1- зам. главы Администрации Мирнинского улуса от *дата* *номер* о том, что при поступлении денежных средств в *дата* Администрацию Мирнинского улуса под индивидуальное строительство жилья гражданам, вопрос будет рассмотрен и результаты будут сообщены л.д.9); письмо главы Администрации Мирнинского улуса от *дата* *номер*, которым сообщено, что Бушуев был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством. Для получения жилья в связи со сносом предложено в обратиться в суд с иском к предприятию, осуществившему снос л.д.5); типовой договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке площадью 600 кв.м. от *дата* л.д.35), выписка из реестра объектов капитального строительства ГУП РС(Я) РЦТИ, согласно которой правообладателем дома по *адрес* является Бушуев Н.А.л.д.33). Письмо главы района от *дата* *номер* с разъяснениями по перерегистрации для уточнения оснований, послуживших постановке на учет л.д.55). Письмо главы района от *дата* *номер* о не предоставлении Бушуевым документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав на неоднократность извещения об этом л.д.56). Кроме того, в материалах дела имеется Список граждан принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоящие при Администрации МО Мирнинский район по состоянию на *дата* и Акт приемки-передачи учетных дел граждан, состоящих на учете. Эти документы переданы *дата* и *дата* в Администрацию МО « город Мирный» из МО « Мирнинский район». Между тем, в указанных документах Бушуев Н.А. не числится как нуждающийся в улучшении жилищных условий, хотя как видно из списка, граждане приняты на учет с *дата*. Таким образом, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт надлежащей постановки на учет районной Администрацией гр. Бушуева Н.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до *дата* и связанное с этим обстоятельством факт передачи учетного дела в городскую Администрацию в соответствии со списком и Актом передачи учетных дел, не установлены. С учетом изложенного, суд находит, что доводы истца об обязанности муниципального образования предоставить ему вне очереди жилое помещение, не основаны на законе. Ссылка истца на решение суда *дата* является несостоятельной, поскольку в удовлетворении требований истца о предоставлении жилья взамен сносимого последующим решением суда отказано. Судебным актом установлено, что отсутствуют гражданско-правовые обязательства для предоставления истцам жилья, акт комиссии от *дата* о состоянии жилого дома не является решением о его сносе. Данное обстоятельство подтверждается определением СК по гражданским делам ВС РС(Я) от *дата* л.д.16). Иные судебные акты о предоставлении жилья в связи со сносом дома, в суд не представлены. Кроме того, постановлением Администрации МО « город Мирный» от *дата* *номер*, истец и члены его семьи признаны малоимущими и приняты на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении. Из справки от *дата* следует, что Бушуев состоит в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма муниципального жилищного фонда под номером 147 л.д.57). При этом обстоятельство того, что в настоящее время Бушуев снят с учета, правого значения не имеет, поскольку при разрешении спора рассмотрению подлежали возникшие правоотношения до *дата*. При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для понуждения Администрации МО «город Мирный» предоставить истцу вне очереди жилое помещение. Кроме того, если заявитель полагал, что в результате постановки на учет были нарушены его права на предоставление жилой площади в порядке очередности, то он не был лишен возможности обратиться с заявлением в суд за защитой своих субъективных прав еще до *дата*. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец обратился в суд за защитой нарушенных прав по истечении срока исковой давности. Истец не представил в суд доказательства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска этого срока. Учитывая, установленные обстоятельства заявление Бушуева Н.А. не подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении требований Бушуева Н.А. к Администрации муниципального образования « город Мирный» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма – о т к а з а т ь. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд РС(Я) со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение принято *дата*. Председательствующий п/п С.А. Иванова Копия верна: Судья Мирнинского районного суда РС(Я) С.А. Иванова Секретарь судебного заседания С.К. Попова