о взыскании субвенций для приобретения жилья и предоставления жилья



Дело №2-125/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации.

25 февраля 2011 года г.Мирный РС (Я)

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Сортоева И.А., при секретаре Макаровой Л.И., с участием помощника прокурора города Мирного Коробенковой Е.М, представителя Муниципального образования «Мирнинский район» Сучковой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мирного в интересах Елбаковой Л.Я. к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) и Муниципальному образованию «Мирнинский район о взыскании субвенций для приобретения жилья и предоставления жилья,

у с т а н о в и л:

<дата> прокурор города Мирного в интересах Елбаковой Л.Я, обратился в суд с иском к Министерству Финансов РС(Я) и Муниципальному образованию «Мирнинский район» о взыскании с них солидарно в пользу Елбаковой Л.Я,, целевую безвозвратную ссуду на приобретение жилого помещения площадью <данные изъяты> квадратных метра в сумме <данные изъяты> рублей.

<дата> прокурор города Мирного внес измененные исковые требования () в котором просит взыскать с Казны РС(Я) в лице Министерства финансов в пользу Муниципального образования «Мирнинский район» субвенции в размере <данные изъяты> рублей, за пределами предоставленных Муниципальному образованию «Мирнинский район» в <дата> субвенций на приобретение жилья детям – сиротам. Обязать Казну РС(Я) в лице Министерства финансов перечислить в трехмесячный срок сумму субвенции в размере <данные изъяты> рублей на расчетный счет Муниципального образования «Мирнинский район». Обязать Муниципальное образование «Мирнинский район» с момента предоставления субвенций предоставить жилое помещение Елбаковой Л.Я, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, в том числе оборудованными инженерными системами (электроосвещение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление).

В исковом заявлении прокурор города Мирного указывает, что Елбакова Л.Я, обратилась в прокуратуру города Мирного с заявлением об обращении в ее интересах в суд о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещении, в связи с тем, что состоит на очереди на получение жилого помещения как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Родители Елбаковой Л.Я, решением "М" районного суда РС(Я) от <дата> были лишены родительских прав, право пользование жилым помещением за ребенком не признано. <дата> по <дата> Елбакова Л.Я, воспитывалась в "Д"

. Елбакова Л.Я, состоит на очереди на получение жилого помещения с <дата>. В данное время она обучается на очном отделении "У" проживает в студенческом общежитии.

В судебном заседании помощник прокурора города Мирного Коробенкова Е.М, просит удовлетворить исковые требования.

Елбакова Л.Я, просит рассмотреть дело без ее участия, является студенткой, учится ().

В соответствии со ст. 167 ч. ч. 4. 5 ГПК РФ и с учетом мнений участников судебного заседания, суд приходит к выводу о рассмотрении дела без участия Елбаковой Л.Я.

В судебном заседании представитель Муниципального образования Сучкова Е.М, (доверенность от <дата>, ) пояснила что ни каких субвенций для приобретения жилья в <дата> для Елбаковой от Министерства финансов РС(Я) не поступило и она в силу отсутствия денежных средств не может получить жилье в <дата>. В случае если соответствующие денежные средства поступят из Министерства финансов РС(Я) на счет МО «Мирнинский район», они обязательно приобретут жилье для детей сирот, в данном случае для Елбаковой Л.Я.

Представитель Министерства финансов РС(Я) Дранаева Е.А, (доверенность от <дата>), направила в суд письменное возражение на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, просит рассмотреть дело в ее отсутствие и направить копию судебного акта в адрес Министерства финансов РС(Я). В своем возражении Дранаева Е.А, указывает что обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления. Сумма субвенций предоставляемой органами местного самоуправления на обеспечение жилыми помещения детей сирот зависит от информации, предоставленной органами местного самоуправления. Таким образом оснований для возложения ответственности на Министерство финансов отсутствуют.

В соответствии со заседание лиц, участвующих в деле, их представителей" target="blank" data-id="12755">ст. 167 ч. 5 ГПК РФ с учетом мнений участников судебного заседания и принимая во внимание что представитель ответчика в письменном виде предоставила свои возражения, суд приходит к выводу о рассмотрении дела без участия представителя Министерства Финансов РС(Я).

Определением суда от <дата> по делу (), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика было привлечено – Министерство образования РС(Я).

Министерству образования РС(Я) неоднократно направлялись извещения о месте и времени рассмотрения дела. (). От третьего лица, каких либо извещений о причинах неявки или уважительности этих причин в суд не поступило.

В соответствии и со ст. 167 ч. 4 ГПК РФ, с учетом мнений участников судебного заседания, суд приходит к выводу о рассмотрении дела без участия лица представляющего интересы Министерства образования РС(Я).

Суд, выслушав доводы и пояснения участников судебного заседания, огласив и изучив представленные письменные возражения и материалы дела приходит к следующему.

"Д" <дата> года рождения является дочерью "Е" и "Х", что подтверждается копией свидетельства о рождении ().

Решением "М" городского суда РС(Я) от <дата> () "Х", и "Е" лишены родительских прав в отношении дочерей – "Я" и Елбаковой Л.Я.. С родителей взысканы алименты в пользу детского учреждения.

Согласно свидетельства о смерти () мать –"Х" умерла <дата>.

Елбакова Л.Я, воспитывалась в "Д" с <дата> по <дата>., что подтверждается справкой директора МОУ "Д" ().

Елбакова Л.Я, снята с регистрационного учета в городе "В" <дата> что подтверждается соответствующей записью в копии паспорта ().

В суд представлена справка с факультета "У", (), согласно которого Елбакова Л.Я, является студентом очного обучения. Заканчивает обучение в <дата>.

В соответствии с сообщением Управлении Федеральной регистрационной службы по РС(Я) (), Мирнинского филиала Государственного унитарного предприятия РС(Я) «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» (), у Елбаковой Л.Я, жилья нет.

По списку администрации МО «Мирнинский район» на получения жилья на основании ст. 8 ФЗ № 159 от <дата> «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» () Елбакова Л.Я, находится тридцатым по списку.

У Елбаковой Л.Я, в <дата> возникло основание на обеспечение жильем () что подтверждается списком Администрации МО «Мирнинский район» от <дата>.

В соответствии письма Заместителя Главы Администрации МО «Мирнинский район» от <дата> на имя и.о. прокурора гор. Мирного Елбакова Л.Я, не вошла в список детей, оставшихся без родителей на обеспечение жилым помещением в <дата> ().

Родители Елбаковой Л.Я, лишены родительских прав решением "М" районного суда от <дата>. Кроме того ее мать умерла в <дата>. Таким образом, Елбакова Л.Я, является ребенком, оставшимся без попечения родителей и сиротой. За ней не было закреплено жилого помещения. Елбакова Л.Я, с <дата> по <дата> воспитывалась в "Д". На сегодняшний день она является студенткой Высшего учебного заведения.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гласит - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам нуждающимися в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законам нормами.

В соответствии со ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются (наряду с иными категориями) детям сиротам и детям, оставшимся без попечении родителей.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 –ФЗ (ред. От 17 декабря 2009 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Далее ФЗ-159) Дети, оставшиеся без попечения родителей и дети сироты, не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 6 ч. 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г., 225-3 №457-111 (ред. От 14 апреля 2010 года) «О порядке предоставлении жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутии)» (Далее Закон РС(Я) 225-3 № 457-11) Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительно власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.

Согласно п.п. 1.2, 1.3. 14. 15 Постановления Правительства РС(Я) от 26 августа 2010 года № 397 «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (вместе с «Положением о порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа») детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей предоставляются жилые помещения за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я) по договорам социального найма и государственного или муниципального бюджета. При отсутствии государственного или муниципального социального жилищного фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают не ниже установленных социальных норм в муниципальную или государственную собственность за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я).

В соответствии п. 2.9 Постановления Орган местного самоуправления строит либо приобретает жилые помещения на первичном или вторичном рынке, оформляет его в муниципальную собственность и передает лицу из категории детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 года 348 –З № 711 -111 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством РС(Я) социальных норм.

Часть 2 статьи 57 ЖК РФ не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья то есть в порядке очередности лиц равно категории.

Как следует из ст.ст. 143, 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют только порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственно власти РФ. Названный порядок определен ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди, а внеочередное предоставлении жилья подразумевает, что оно должно предоставляется без всякой очереди.

Возможность органов государственной власти и органов местного самоуправления по разным причинам откладывать предоставление предусмотренных Законом гарантий гражданам (детям, оставшимся без попечения родителей и детям сиротам) ведет ухудшению положения ребенка который оказался в трудной жизненной ситуации.

Как пояснила представитель МО «Мирнинский район» Сучкова Е.М, средств для приобретения жилья Елбаковой Л.Я., у МО «Мирнинский район» нет. Представитель Министерства финансов РС(Я) Дранаева Е.А, в своем возражении указывает что обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, возложена на органы самоуправлении.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что на основании федерального закона у Елбаковой Л.Я., возникло право на получение социальной поддержки. Обязанность обеспечить право на получение жилого помещения Елбаковой Л.Я., возникает у местного самоуправления с момента наделения их отдельными государственными полномочиями в случае предоставления субвенций.

Социальные нормы предоставления жилья детям сиротам, детям оставшимся без попечении родителей законами РС(Я) не определены.

Сходные отношения регулируются ч. 3 ст. 10 Закона РС(Я) от 13 июля 2006 года «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилого фонда РС(Я) по договорам социального найма», согласно которого, норма предоставления одиноко проживающему человеку установлена в размере <данные изъяты> квадратных метра (общая площадь).

Согласно постановления главы Муниципального образования «город Мирный» от <дата> () среднерыночная стоимость квадрата социального жилья в городе Мирный составляет <данные изъяты> рублей.

Указанное в этом же постановлении стоимость квадратного метра для молодых семей и для работников бюджетной сферы в размере <данные изъяты> рублей не может быть взят за основу расчета по делу, так как это стоимость подсчитана в рамках Национального проекта и соответственно разницу в стоимости жилья оплачивают сами граждане.

Таким образом расчет стоимости жилья в городе Мирном подлежащего предоставлению Елбаковой Л.Я.,. следующий: <данные изъяты> кв.м Х <данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей.

От имени субъектов Российской Федерации выступают ее органы в рамках имеющейся у них компетенции (п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГПК РФ). Имуществом, предназначенным для восполнения нарушенных прав по исковому требованию является средства соответствующего бюджета, составляющее Казну Республики Саха (Якутия).

В соответствии п. 3.51 Положения о Министерстве финансов РС(Я), утвержденного постановлением Правительством РС(Я) от 30 октября 2008 года № 449 Министерства финансов РС(Я) представляет интересы Казны Республики Саха (Якутия).

При вынесении решения по делу суд, так же принимает во внимание решение Верховного суда РС(Я) от 10 ноября 2009 года которым признано противоречащим федеральному законодательству и недействующими пункт 1, абзацы 2 и 3 пункта 2, абзац 2 пункта 3, пункты 4,5,7,8 Положения о порядке обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; пункты 1 и 5 Положения о порядке организации и работы Межведомственной комиссии по распределению субсидий по муниципальным районам, городским округам для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия), утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2009 г. № 310 «О порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2009 год».

При указанных выше обстоятельствах, с учетом того что межбюджетные отношения ответчиков не касаются существа исковых требований и не могут быть основанием для нарушении прав граждан, суд приходит к выводу о удовлетворении исковых требований.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Взыскать с Казны Республики Саха (Якутии) в лице Министерство финансов Республики Саха (Якутия) в пользу Муниципального образования «Мирнинский район» сумму субвенций в размере <данные изъяты> рублей, с перечислением указанной суммы в расчетный счет Муниципального образования «Мирнинский район» за пределами предоставленных Муниципальному образованию «Мирнинский район» в 2011 году субвенций на приобретение жилья детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Муниципальное образование «Мирнинский район» с момента предоставления субвенций предоставить жилое помещение Елбаковой Л.Я. в виде квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров, отвечающий установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в десятидневный срок через Мирнинский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено с помощью компьютерной техники 01 марта 2011 года.

Судья Сортоев И.А.