о взыскании расходов, связанных с выездом из района Крайнего Севера



Дело № 2-147/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2011 года г.Мирный РС(Я)

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при секретаре Даниловой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коломоец Е.М. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия), муниципальному образованию «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) о взыскании расходов, связанных с выездом из района Крайнего Севера,

у с т а н о в и л:

Коломоец Е.М. обратилась в <данные изъяты> районный суд <адрес> с иском к УФК по <данные изъяты>, указав, что до <дата> проживала в <адрес> РС(Я), работала с <дата> по <дата>; с <дата> является пенсионером по старости; в <дата>. вместе со своим сыном выехала из <адрес> РС(Я) на постоянное место жительства - в <адрес>, где ей <П>, в которой она работала в течение <данные изъяты>, предоставлена квартира на основании Договора мены квартир. Поскольку истица является неработающим пенсионером, <дата> она обращалась с заявлениями об оплате проезда и расходов, связанных с выездом к постоянному месту жительства, в УПФР г.Мирный, <дата> Министерством труда и социального развития РС(Я) направлено письмо в АМО «Мирнинский район» РС(Я), однако в выплате ей было отказано. Согласно действующему законодательству просит взыскать с ответчика расходы, связанные с переездом, в размере <данные изъяты>., понесенные судебные расходы в размере <данные изъяты>.

<дата> материалы данного гражданского дела вместе с определением <данные изъяты> районного суда <адрес> от <дата> о передаче дела для рассмотрения по подсудности (в связи с заменой ответчика) поступили в Мирнинский районный суд РС(Я).

Определениями суда от <дата>, <дата> к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Мирнинском районе РС(Я), Министерство финансов РФ, Министерство финансов Республики Саха (Якутия).

Истица Коломоец Е.М. на судебное заседание не явилась, ходатайством просит рассмотреть дело в её отсутствие, просит взыскать с ответчиков в возмещение расходов, связанных с её переездом из района Крайнего Севера к новому месту жительства, в размере всего <данные изъяты>, судебные расходы в размере <данные изъяты>

Представитель АМО «Мирнинский район» РС(Я) Сучкова Е.А. в суде исковые требования не признала и пояснила, что до 01.01.2005г. указанные выплаты действительно производились АМО «Мирнинский район» РС(Я), однако с 01.01.2005г. вступил в силу Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004г., согласно ч.4 которой гарантии и компенсации неработающим гражданам, получающим пенсию, обеспечиваются за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета, в связи с чем, просит в удовлетворении иска к МО «Мирнинский район» РС(Я) отказать.

Представитель Министерства финансов РФ Кульнина Е.В. с исковыми требованиями к МФ РФ не согласилась, поддержав и уточнив письменный отзыв на исковое заявление. Суду пояснила, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572 финансирование расходов, связанных с выездом пенсионеров из районов Крайнего Севера, должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, т.е. в данном случае МФ РС(Я).

Представитель ГУ-УПФ РФ в Мирнинском районе РС(Я) Соргоева А.Г. требования истицы не признала, указав, что Пенсионный фонд производит оплату проезда пенсионерам лишь к месту отдыха и обратно; согласно Постановлению Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572 финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств бюджетов РФ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; оплата расходов производится в размере 100% произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве 1000кг. на выезжающего и каждого члена семьи. Просит в иске отказать, т.к. пенсионный фонд не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель Министерства финансов РС(Я) Дранаева Е.А. на судебное заседание не явилась, заявлением просит рассмотреть дело без её участия, поддержав письменный отзыв на исковое заявление Коломоец Е.М., из которого следует, что исковые требования не признает, т.к. в силу статьи 4 Закона РФ «О государственных гарантиях компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» источником финансирования затрат на указанные государственные гарантии указан Бюджет РФ, соответственно финансовое обеспечение расходов, связанных с оплатой проезда и провоза багажа при выезде из районов Крайнего Севера к новому месту жительства должно быть произведено за счет казны РФ в лице МФ РФ; по настоящее время постановление Правительства РФ в части механизма компенсации расходов по выезду неработающих пенсионеров из районов Крайнего Севера отсутствует; полномочия на реализацию Закона № 4520-1 являются государственными, указанные полномочия Республике Саха (Якутия) не передались, финансовое обеспечение льгот, предусмотренных Законом, не относится к компетенции субъекта РФ, в связи с чем, возмещение компенсации должно производится за счет федерального бюджета, а не из государственного бюджета РС(Я).

Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив и исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, не оспаривается сторонами, что истица Коломоец Е.М. является пенсионером по старости (удостоверение , выданное <дата>), пенсия назначена с <дата>; согласно трудовой книжке ( от <дата>) истица с <дата> работала в <адрес> РС(Я) (<данные изъяты> согласно справке от <дата> работала в качестве <данные изъяты> в <данные изъяты> с <дата> (приказ к от <дата>), уволена <дата> в связи с сокращением штата работников – п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (приказ от <дата>); в <дата> года выехала из <адрес> РС(Я) на постоянное место жительства – в <адрес> (л.д.); согласно штампам в паспорте Коломоец Е.М. Серии , выданной <данные изъяты> ГУВД РС(Я) <дата>, ОУФМС России по РС(Я) в <адрес> и по <адрес> <дата> Коломоец Е.М. снята с регистрационного учета, с адреса: <адрес>) и <дата> зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.).

В материалах дела имеются документы, подтверждающие обращение истицы Коломоец Е.М. в Министерство труда и социального развития РС(Я), ГУ-УПФ РФ в Мирнинском районе РС(Я), АМО «Мирнинский район» РС(Я) о даче разъяснений, оплате её расходов, связанных с переездом на постоянное место жительства; ответы последних на её заявления (обращения), согласно которым в возмещении указанных расходов истице отказано.

В преамбуле Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 (ред. от 24.07.2009 г.) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон) сказано, что он устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Исходя из этого, государство гарантирует возмещение всем гражданам, работающим на Севере, предоставление определенных гарантий и компенсаций, которое связано с работой и проживанием в северных условиях.

Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесен ряд изменений и дополнений в указанный Закон РФ.

Так, Законом установлена новая система предоставления гарантий и компенсаций, которая дифференцировала работников организаций на отдельные группы, изменив тем самым единообразный подход к вопросам предоставления государственных гарантий и компенсаций.

Постановление Правительства от 11.08.1992 № 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" действует в части, не противоречащей Закону РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", иным федеральным законам, а также Бюджетному кодексу РФ. В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в законодательстве РФ разграничены предметы ведения бюджетов всех уровней, в связи с чем в законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ и акты органов местного самоуправления внесены соответствующие изменения.

В частности, согласно ст. 4 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в зависимости от источника финансирования организации, с которой гражданин состоит в трудовых отношениях, либо от источников получения иных доходов - пенсий, социальных выплат и др.; гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, в том числе неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

Из п.п.1, 2 Постановления Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572 следует, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи; финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета: пенсионерам 100% произведенных затрат; Министерству финансов РФ в случае отсутствия в бюджетах республик в составе РФ, административно-территориальных образований достаточных доходов для финансирования указанных расходов предписано предусмотреть на эти цели субвенции из республиканского бюджета Российской Федерации.

В силу ст.ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства из федерального бюджета должны передаваться в бюджет субъекта в виде субвенций и субсидий.

Представителем МФ РС(Я) суду не представлены доказательства, подтверждающие его обращение в Министерство финансов РФ о выделении субвенций для оплаты расходов, связанных с переездом из РС(Я) к новому месту жительства, или какие-либо иные произведенные действия по истребованию субвенций, об отказе в выделении указанных субвенций из федерального бюджета, в связи с чем, его доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, не могут быть приняты судом во внимание за не состоятельностью.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае источником финансирования указанных выплат, а именно компенсации пенсионерам расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера к новому месту жительства, является республиканский бюджет, соответственно, надлежащим ответчиком по данному спору является Министерство финансов Республики Саха (Якутия).

В обоснование своих доводов истицей в суд представлены: Накладная № (л.д.) по перевозке груза (личных и бытовых нужд), весом (нетто) <данные изъяты>); договор о предоставлении и отправке контейнера от <дата> (л.д.), заключенный между ПБОЮЛ <Т>. и Клиентом Коломоец Е.М., по условиям которого Клиент поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство предоставить 5тн. ж.д. контейнер для перевозки домашних вещей к дому Клиента, после затаривания контейнер перевезти в <адрес>, сдать в <данные изъяты>» для отправки его по воде до пристани <данные изъяты>, далее на станцию <данные изъяты> Управления жд, передавая дальнейшую ответственность за сохранность контейнера и его движение, <данные изъяты>», по водному и железнодорожному пути до Получателя Коломоец Е.М. по адресу: <адрес>. Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру № от <дата>. (л.д.) за услуги, указанные в Договоре от <дата>., от Коломоец Е.М. ПБОЮЛ <Т>. принято <данные изъяты>.

Кроме того, истицей представлены другие доказательства, подтверждающие её расходы, связанные с переездом, а именно: авиабилеты на имя истицы и её сына <Р> (л.д.<данные изъяты>) по маршруту: <данные изъяты> от <дата>, стоимость которых всего <данные изъяты>. (<данные изъяты>.); железнодорожные билеты на имя Коломоец Е.М., <Р> (л.д.) по маршруту: <данные изъяты> от <дата> на сумму всего <данные изъяты>.); квитанции и кассовые чеки от <дата>на автобус по маршруту: автовокзал (АВ) <данные изъяты> и провоз багажа (л.д.) на сумму всего <данные изъяты>.); два талона-квитанции разных сборов за услуги железнодорожного транспорта и подсобно-вспомогательной деятельности, согласно которым ею оплачено за услуги (крана, раскредитовки, грузчиков и.т.д.) всего <данные изъяты>. (л.д.).

Таким образом, истица Коломоец Е.М., являющаяся пенсионером по старости с <дата>., и, выехавшая из <адрес> РС(Я) на постоянное место жительство - в город <адрес>, имеет право на возмещение расходов, связанных с переездом.

При имеющихся и установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании с надлежащего ответчика - МФ РС(Я) суммы компенсирующих расходов на перевозку личного имущества в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>., исходя из того, что истица выехала вместе с сыном и оплатила за <данные изъяты>. <данные изъяты>.; стоимость: авиабилетов по маршруту: <данные изъяты> всего в размере <данные изъяты>., железнодорожных билетов по маршруту: <данные изъяты> всего в размере <данные изъяты>.; стоимость проезда на автобусе всего в размере <данные изъяты>., итого <данные изъяты>.

Требования истицы в части взыскания суммы сборов за услуги железнодорожного транспорта и подсобно-вспомогательной деятельности (крана, раскредитовки, грузчиков и.т.д.), подтвержденные талонами-квитанциями в размере <данные изъяты>., подлежат отказу, так как возмещение указанных платежей Постановлением Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572 не предусмотрены.

Исковые требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами обоснованны и подлежат удовлетворению, т.к. в силу п.1 ст.395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Из п.1 ст.395 ГК РФ, а также Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» следует, что при расчете процентов за пользование чужими денежными средствами ко всему периоду просрочки платежа подлежит применению только одна ставка рефинансирования, действующая на день предъявления иска или на день вынесения решения судом, наиболее близкая по значению к учетным ставкам, существовавшим в течение всего периода просрочки платежа.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ № 245-У от 31.05.2010г. с 01 июня 2010 года ставка рефинансирования установлена в размере 7,75% годовых, с <дата> 30.11.2010г

. – <данные изъяты>. В связи с чем, взысканию подлежит сумма процентов в размере <данные изъяты>

Итого подлежит взысканию сумма в размере <данные изъяты>

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Следовательно, с ответчика надлежит взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> т.е. пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований (93%).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Республики Саха (Якутия) за счет средств казны Республики Саха (Якутия) в пользу Коломоец Е.М. в возмещение расходов, связанных с выездом из города Мирный Республики Саха (Якутия), <данные изъяты>., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>., всего взыскать <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований Коломоец К.М. к Министерству финансов Российской Федерации, Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия), муниципальному образованию «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) о взыскании расходов, связанных с выездом из района Крайнего Севера, отказать.

Решение может быть обжаловано в ВС РС(Я) в течение 10 дней через Мирнинский районный суд РС(Я) со дня его вынесения в окончательной форме, истице, МФ РС(Я) – со дня получения настоящего решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.03.2011г.

Председательствующий: С.Ж.Иванова