о признании незаконными бездействия по приведению устава муницыпального образования в состветствии с требованиями федерального законодательства



Дело № 2-1351/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 августа 2011 года г. Мирный РС(Я)

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при секретаре Курочкиной Е.С., с участием представителей сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия представительного органа муниципального образования «Чуонинский наслег» - Наслежного Совета по приведению устава муниципального образования в соответствии с требованиями федерального законодательства,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурор г. Мирного РС(Я) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц – жителей МО «Чуонинский наслег» обратился в суд с заявлением, указав в обоснование, что прокуратурой г.Мирного РС(Я) в ходе осуществления прокурорского надзора за законностью издаваемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов установлено бездействие представительного органа муниципального образования «Чуонинский наслег» - Наслежного Совета, выразившееся в не приведении Устава муниципального образования в соответствии с требованиями федерального законодательства, а именно Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Федерального закона от 03.11.2010г. № 286-ФЗ «О признании утратившей силу части 6 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вступившего в силу 18.11.2010г., Федерального закона от 21.04.2011г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», вступившего в силу 06.05.2011г. Просит признать незаконным бездействие представительного органа муниципального образования «Чуонинский наслег» - Наслежного Совета по принятию мер по приведению Устава МО «Чуонинский наслег» в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В ходе судебного заседания заместитель прокурора г.Мирного РС(Я) Петров В.В. поддержал и уточнил требования: в интересах неопределенного круга лиц – жителей МО «Чуонинский наслег» просит признать незаконным бездействие представительного органа муниципального образования «Чуонинский наслег» - Наслежного Совета по приведению Устава МО «Чуонинский наслег» в соответствии с требованиями федерального законодательства, поддержав доводы, изложенные в заявлении, в полном объеме; при этом просит учесть, что представительным органом МО изменения в Устав согласно Федеральному закону № 286-ФЗ внесены по истечении длительного времени (восьми месяцев), что недопустимо.

Представитель МО «Чуонинский наслег» Шангидаева Е.Ю. с заявлением заместителя прокурора г.Мирного РС(Я) согласна частично, пояснив, что решением 38 сессии № 1 Чуонинского наслежного Совета от 06.07.2011г. в Устав МО «Чуонинский наслег» в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2010г. № 286-ФЗ «О признании утратившей силу части 6 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вступившего в силу 18.11.2010г., с учетом рекомендаций Управления Министерства юстиции РФ по РС(Я) внесены изменения; 13 июля 2011г. на основании ст.3 Федерального закона от 21.07.2005г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» документы направлены в МЮ России по РС(Я) г.Якутск для государственной регистрации решения Чуонинского наслежного Совета от06.07.2011г. № 38-1 «О внесении изменений в Устав муниципального образования». В связи с нахождением на данный момент Устава МО «Чуонинский наслег» в МЮ РС(Я) на государственной регистрации не представляется возможным принятие изменений и дополнений в устав в соответствии со ст.4 ФЗ от 21.04.2011г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», вступившего в силу 06.05.2011г., и Федеральным законом № 83-ФЗ. В настоящее время Устав с Решением 38 сессии от 06.07.2011г. не прошел государственную регистрацию и оставлен без рассмотрения, ожидается заключение результата проверки УМЮ РС(Я).

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав и изучив доказательства по делу, приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материалов дела, Устав МО «Чуонинский наслег» Мирнинского района РС(Я) был принят решением наслежного Совета от 08.08.2007г. № 12-1, зарегистрирован в установленном порядке 30.08.2007г. УМЮ РФ по Дальневосточному федеральному округу.

Федеральным законом от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ) внесены изменения в федеральные законы, в том числе в Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 03.11.2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральный закон от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом от 03.11.2010г. № 286-ФЗ «О признании утратившей силу части 6 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в силу 18.11.2010г. (далее Федеральный закон № 286-ФЗ) часть 6 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) признана утратившей силу.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.04.2011г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 06.05.2011г. (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), в Федеральный закон № 131-ФЗ внесены следующие изменения: пункт 5 части 1 статьи 14 после слов «в границах населенных пунктов поселения» дополнить словами «включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)».

По результатам проведенной прокуратурой г.Мирного РС(Я) проверки установлено, что:

- в связи с принятием Федерального закона № 83-ФЗ в Устав МО «Чуонинский наслег» внесены следующие изменения: пункт 3 части 1 статьи 6 Устава изложен в следующей редакции: «создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа»; пункт 6 части 1 статьи 24 устава МО «Чуонинский наслег» излагается в следующей редакции: «определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений»; в статье 56 Устава: «в части 1: слова «Органы местного самоуправления» заменить словами «Муниципальное образование»; «дополнить предложением следующего содержания «Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления»; в части 3 слова «Глава наслежной администрации своим постановлением определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности не реже одного раза в год» заменить словами «Постановлением наслежной администрации определяются цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, распоряжением наслежной администрации утверждаются их уставы, назначаются на должность и освобождаются от должности руководители данных предприятий и учреждений. Наслежная администрация заслушивает отчеты о деятельности муниципальных предприятий и учреждений не реже одного раза в год»; часть 4 исключить; в пункте 7 части 1 статьи 59 слова «муниципальными учреждениями» заменить словами «казенными муниципальными учреждениями».

Вместе с тем в настоящее время вышеуказанные положения устава не приведены в соответствие с требованиями Федерального закона № 83-ФЗ, а именно: пункт 3 части 1 статьи 6 Устава изложен в следующей редакции: «3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа»; пункт 6 части 1 статьи 24 устава изложен в следующей редакции: «6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений»; в статье 56 устава: часть 1 изложена в следующие редакции: «1. Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения»; часть 3 изложена в следующей редакции: «3. Учредителем муниципальных предприятий и учреждений от имени сельского поселения выступает наслежная администрация. Глава наслежной администрации своим постановлением определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности не реже одного раза в год.»; часть 4 не исключена; пункт 7 части 1 статьи 59 устава изложен в следующей редакции: «7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществлении иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативным правовым актом наслежного Совета, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов».

- в связи с принятием Федерального закона № 286-ФЗ статья 53 Устава МО «Чуонинский наслег» излагается в следующей редакции: «Статья 53. Экономическая основа местного самоуправления. 1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета сельского поселения, а также имущественные права сельского поселения. 2. В собственности муниципального образования может находиться имущество, предусмотренное федеральным законодательством».

Между тем в настоящее время статья 53 устава изложена в следующей редакции: «Статья 53. Муниципальное имущество. 1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета сельского поселения, а также имущественные права сельского поселения. 2. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. 3. В собственности сельского поселения могут находиться: 1) указанное в части 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, принятия соответствующего федерального закона или закона Республики Саха (Якутия); 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами наслежного Совета; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения. 4. В собственности сельского поселения могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения поселения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; 2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания; 3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда; 4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения; 5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 6) объекты, а также пожарное оборудование и снабжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров; 7) имущество библиотек поселения; 8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; 9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта; 11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения; 12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; 14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; 16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения; 17) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения; 18) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья. 5. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом».

- в связи с принятием Федерального закона № 69-ФЗ в пункте 5 части 1 статьи 5 Устава МО «Чуонинский наслег» после слов «в границах населенных пунктов» необходимо было дополнить словами «включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)».

Между тем пункт 5 части 1 статьи 5 устава МО «Чуонинский наслег», устанавливающий вопросы местного значения поселения, изложен в следующей редакции: «5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Из представленных доказательств судом установлено, не оспаривается участниками процесса, что отдельные положения Устава МО «Чуонинский наслег» противоречат требованиям федерального законодательства; кроме того, факт невнесения представительным органом изменений в устав подтверждается копиями повесток и решениями сессии наслежного Совета, информацией заместителя главы МО «Чуонинский наслег» от 12.08.2011 № 589, имеющимися в материалах дела.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 131 -ФЗ устав муниципального образования является одной из правовых основ местного самоуправления; Устав – основной нормативный правовой акт муниципального образования, который обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно, что, в свою очередь, означает, что все акты, принимаемые органами местного самоуправления или местным сообществом, непосредственно должны соответствовать уставу, заложенной в нем концепции, принципам и нормам; высшая юридическая сила или верховенство устава муниципального образования означает также и необходимость следования всеми субъектами права, расположенными на территории муниципального образования, тем правилам, которые заложены в уставе муниципального образования.

Таким образом, Устав, будучи основным нормативным правовым актом на территории муниципального образования, определяет деятельность представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в связи с чем, его соответствие закону в значительной степени гарантирует законность действий выборных должностных лиц и муниципальных служащих; Устав систематизирует все принципы и основные начала организации и деятельности органов местной власти, кроме того, регулирует отношения, которые затрагивают все стороны всех сфер жизнедеятельности местного сообщества, связанные с решением вопросов местного значения; нормативная и правоприменительная деятельность органов муниципального образования создает соответствующий правовой режим на территории муниципалитета, обеспечивает правопорядок и законность, в связи с чем соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству имеет существенное значение.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона № 131 -ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральному закону № 131 -ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Федеральным и региональным законодательством сроки приведения в соответствие нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству не установлены.

При имеющихся и установленных обстоятельствах, с учетом мнения представителя МО «Мирнинский район» суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя, поскольку указанные в заявлении обстоятельства (нарушения) в полном объеме подтверждаются доказательствами, представленными суду; несоответствие основного нормативного правового акта муниципального образования действующему законодательству, которым внесены изменения в полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в экономическую основу органа местного самоуправления, полномочия по созданию, обеспечению функционирующих парковок (парковочных мест) влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, создает препятствия к осуществлению гражданами прав на местное самоуправление, кроме того, в результате не урегулирования уставом полномочия непосредственно самого органа местного самоуправления нарушаются права самого муниципального образования в лице органов местного самоуправления.; при этом за обоснованностью принимаются доводы заявителя о том, что представительным органом МО изменения в Устав согласно Федеральному закону № 286-ФЗ внесены по истечении длительного времени (восьми месяцев), что недопустимо.

В соответствии с ч.3 ст.11 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

В данном случае применению по аналогии подлежит часть 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», согласно которой после принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199, 258 ГПК РФ суд

р е ш и л :

Заявление заместителя прокурора г.Мирного Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Признать незаконным бездействие представительного органа муниципального образования «Чуонинский наслег» - Наслежного Совета по приведению Устава МО «Чуонинский наслег» в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) через Мирнинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29.08.2011г.

Председательствующий: п/п

Копия верна

Судья Мирнинского районного суда РС(Я): С.Ж. Иванова

Секретарь судебного заседания: Е.С.Курочкина