Дело № 2-93/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 февраля 2011 года г.Мирный РС(Я) Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ивановой С. Ж., с участием сторон, третьих лиц, при секретаре Даниловой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Зайнигабдинову А.Р. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, у с т а н о в и л: Заместитель прокурора г.Мирного РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику, указав, что при проведении проверки исполнения территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти требований ФЗ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» прокуратурой г.Мирного установлено, что гр.Зайнигабдинов А.Р. состоит на диспансерном учете с <дата>. у врача-<данные изъяты> МУЗ «МЦРБ». Согласно данным ОГИБДД УВД по <данные изъяты> району Зайнигабдинову А.Р. в РЭО ОГИБДД УВД по <данные изъяты> РС(Я) выдано водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «ВСДЕ» №. Просит прекратить действие указанного водительского удостоверения, выданного <дата> РЭО ОГИБДД УВД по <данные изъяты> РС(Я) Зайнигабдинову А.Р., на право управление автомобилями категории «ВСДЕ», т.к. ответчик, страдающий заболеванием «<данные изъяты>» в нарушение федерального законодательства, обладает указанным правом на управление транспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам РФ. В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г.Мирного Кардашевский М.Г. поддержал исковые требования в полном объеме, настаивает на их удовлетворение. Ответчик Зайнигабдинов А.Р. в суде с иском не согласился, требования не признает, суду пояснил, что не страдает указанным заболеванием, при проведении медицинского освидетельствования определения <данные изъяты> за рулем транспортного средства не находился. Представитель третьего лица - МУЗ «МЦРБ» (<данные изъяты> отделение) Лаптинова Л.В. поддержала исковые требования, считает иск подлежащим удовлетворению. Суду пояснила, что в <дата> по направлению УФСКН было проведено медицинское освидетельствование в отношении Зайнигабдинова А.Р. и выявлено употребление им <данные изъяты> в связи с чем, с <дата> состоял на профилактическом учете; снят с учета в <дата> т.к. не посещал <данные изъяты>, отсутствовали сведения о дальнейшем употреблении им <данные изъяты>; <дата> по направлению УФСКН вновь был направлен на медицинское освидетельствование, по результатам которого было выявлено употребление <данные изъяты>, о чем в протоколе медосвидетельствования имеется его подпись и согласие с результатом освидетельствования. Таким образом, с <дата> состоит на диспансерном учете с диагнозом: «<данные изъяты>.», за истекший период времени ни разу не являлся к врачу-<данные изъяты>, лечение не проходил, в связи с чем, допущен к управлению транспортными средствами быть не может, учитывая, что ему разъяснялось о данных обстоятельствах, т.к. больной работал водителем. Представитель третьего лица – ОГИБДД УВД по Мирнинскому району Лукьянченко А.Н. в суде поддержал исковые требования и пояснил, что сотрудникам ГАИ лиц в состоянии <данные изъяты>, вызванного <данные изъяты> (с диагнозом «<данные изъяты>»), при управлении ими транспортных средств, определить затруднительно и невозможно, в связи с чем, если имеются подозрения, прибегают к помощи <данные изъяты>; поскольку ответчик не отрицает, что употреблял <данные изъяты>, не является к врачу, не лечился, в целях предупреждения ДТП, безопасности здоровья и жизни граждан на дорогах, иск считает обоснованным. Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства по делу, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. Согласно пункту «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) право на управление транспортным средством подтверждается соответствующим удостоверением. Как установлено судом, не оспаривается сторонами, что <дата> РЭО ОГИБДД УВД по <данные изъяты> району Зайнигабдинову А.Р., <дата> г.р., выдано водительское удостоверение Серии №, категории «ВСДЕ». В соответствии со статьями 1, 3, 5 Федерального закона № 196-ФЗ к мерам, направленным на обеспечение безопасности движения, отнесены, в частности, регулирование деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного контроля и надзора за выполнением законодательства Российской Федерации. Таким образом, основной задачей указанного Закона является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В соответствии с частями 1, 2, 4 ст.24 Федерального Закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения. В силу ст.23 (ч.ч.1, 2, 4) Федерального Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом. Из указанных положений закона следует, что прохождение медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является условием получения и действия права на управление транспортным средством и обязанностью кандидата в водители транспортного средства. Согласно ч.1 ст.28 Федерального Закона № 196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением. Согласно ст.45 Федерального закона от 08.01.1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наличие наркологического диагноза влечет для гражданина негативные правовые последствия. Прежде всего, наличие такого заболевания, как наркомания, не позволяет заниматься определенными видами профессиональной деятельности и в первую очередь деятельностью, связанной с источником повышенной опасности. Данные ограничения устанавливаются государством. При определении медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами, применяется Приказ Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» вместе с Перечнем работ и медицинских противопоказаний, перечисленных в Приложении № 2 этого же Приказа (далее – Перечень от 29.09.1989г.), а также Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993г. № 377 (далее – Перечень от 28.04.1993г.). Согласно указанным Перечням, в числе медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять мото-, автотранспортными средствами, предусмотрена «Наркомания» (п.п.12.1-2.7, 29 «б» Перечня от 29.09.1989г., графа 2 Перечня от 28.04.1993г.); водители транспортных средств категории «ВСДЕ» допускаются к управлению транспортными средствами при стойкой ремиссии, после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств вопрос о допуске решается индивидуально при представлении положительной характеристики – ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел. Как следует из показаний специалиста – врача-<данные изъяты> МУЗ «МЦРБ» <данные изъяты> отделение Лаптиновой Л.В., подтверждается материалами дела (справка врача-<данные изъяты> МУЗ «МЦРБ» <данные изъяты> отделение № от <дата>), что ответчик Зайнигабдинов А.Р., <дата> года рождения, с <дата> состоял на профилактическом учете в связи с употреблением им <данные изъяты> – <данные изъяты>, был снят с учета в связи с отсутствием сведений о дальнейшем употреблении им <данные изъяты>; <дата> по направлению <данные изъяты> МРО Управления ФСКН по РС(Я) Зайнигабдинов А.Р. освидетельствован на факт употребление <данные изъяты>, согласно протоколу № от <дата> вновь было установлено – состояние <данные изъяты>, вызванное <данные изъяты> - <данные изъяты>, о чем имеется его подпись и согласие с результатом освидетельствования; в связи с чем, с <дата> последний состоит на диспансерном учете у врача-<данные изъяты> с диагнозом: «<данные изъяты>.»; за истекший период больной врача-<данные изъяты> не посещает, лечение не проходил. Согласно представленному и.о.заведующего <данные изъяты> отделением МУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» списку лиц, состоящих на учете у <данные изъяты> по состоянию на <дата>, значится Зайнигабдинов А.Р., <дата> г.р., дата взятия на учет: <дата> вид <данные изъяты>. В материалах дела имеются положительные характеристики на Зайнигабдинова А.Р. с места его работ (МУЗ «МЦРБ» от <дата>, ИП <Ж> от <дата>, <А>); а так же копия вступившего в законную силу приговора <данные изъяты> районного суда РС(Я) от <дата> в отношении Зайнигабдинова А.Р., которым последний признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.228 ч.1 УК РФ и назначено ему наказание в виде ограничения свободы сроком на два года шесть месяцев. Кроме того, из представленного ОГИБДД УВД по <данные изъяты> району Списка нарушений следует, что Зайнигабдинов А.Р. имеет правонарушения ПДД по ст.ст.12.9-1, 12.21.1 (л.д.20). При таких обстоятельствах, оценив исследованные доказательства в совокупности, суд находит установленным, что Зайнигабдинов А.Р., имеющий противопоказания к управлению транспортными средствами, обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на безопасное передвижение по дорогам РФ, то есть состояние его здоровья препятствует безопасному управлению транспортными средствами, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан (неопределенного круга лиц) и причинения имущественного ущерба. Следует заметить, что предусмотренные статьями 27 и 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» порядок приобретения права на управление транспортными средствами и основания его прекращения являются условием реализации конституционного права собственности, в данном случае - на транспортное средство, поскольку государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, действующих на основании закона, обязано устанавливать определенные требования, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности. Это согласуется со статьей 17 (часть 3) Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования удовлетворить. Прекратить действие водительского удостоверения Серии №, выданного <дата> РЭО ОГИБДД УВД по <данные изъяты> району Зайнигабдинову А.Р., <дата> года рождения, на право управления транспортными средствами категории «ВСДЕ». Копию настоящего решения по вступлению в законную силу направить РЭО ОГИБДД УВД по <данные изъяты> району для исполнения (розыска и изъятия водительского удостоверения). Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд РС(Я) через Мирнинский районный суд РС(Я) со дня его вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 03.02.2011г. Председательствующий: С.Ж.Иванова