о прекращении действия права на управление транспортными средствами



Дело № 2-92/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2011 года г.Мирный РС(Я)

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ивановой С. Ж., с участием сторон, третьих лиц, при секретаре Даниловой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Лапшину В.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора г.Мирного РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику, указав, что при проведении проверки исполнения территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти требований ФЗ от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» прокуратурой г.Мирного установлено, что гр.Лапшин В.В. состоит на диспансерном учете с <дата> у врача-<данные изъяты> МУЗ «МЦРБ». Согласно данным ОГИБДД УВД по <данные изъяты> району Лапшин В.В. в РЭО ОГИБДД УВД по <данные изъяты> РС(Я) выдано водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «ВС» . Просит прекратить действие указанного водительского удостоверения, выданного <дата> РЭО ОГИБДД УВД по <данные изъяты> РС(Я) Лапшину В.В., на право управление автомобилями категории «ВС», т.к. ответчик, страдающий заболеванием «<данные изъяты>» в нарушение федерального законодательства, обладает указанным правом на управление ТС, являющимися источниками повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам РФ.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г.Мирного Кардашевский М.Г. поддержал исковые требования в полном объеме, настаивает на их удовлетворение.

Ответчик Лапшин В.В. в суде признал исковые требования и пояснил, что в настоящее время не имеет на руках водительского удостоверения, не имеет автотранспортного средства, в связи с чем, с иском согласен.

Представитель третьего лица - МУЗ «МЦРБ» (<данные изъяты>) Лаптинова Л.В. поддержала исковые требования, считает иск подлежащим удовлетворению, т.к. Лапшин В.В. с <дата> состоит на диспансерном учете с диагнозом: «<данные изъяты>» (состоял на профилактическом учете у <данные изъяты> <дата>, снят в связи с ремиссией в <дата>.), врача-<данные изъяты> не посещает, лечение не проходил, в связи с чем, допущен к управлению транспортными средствами быть не может.

Представитель третьего лица – ОГИБДД УВД по <данные изъяты> району Лукьянченко А.Н. в суде поддержал исковые требования и пояснил, что водительское удостоверение у ответчика изымали дважды (в 1-й раз в <адрес>, 2-й раз за оставление места ДТП); сотрудникам ОГИБДД лиц в состоянии <данные изъяты>, вызванного <данные изъяты> (с диагнозом «<данные изъяты>»), при управлении ими транспортных средств, определить затруднительно (и невозможно); иск считает обоснованным в целях предупреждения ДТП, безопасности здоровья и жизни граждан на дорогах.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства по делу, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно пункту «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) право на управление транспортным средством подтверждается соответствующим удостоверением.

Как установлено судом, не оспаривается сторонами, что <дата> РЭО ОГИБДД по <данные изъяты> району Лапшину В.В., <дата> г.р., выдано водительское удостоверение Серии , категории «ВС».

В соответствии со статьями 1, 3, 5 Федерального закона № 196-ФЗ к мерам, направленным на обеспечение безопасности движения, отнесены, в частности, регулирование деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного контроля и надзора за выполнением законодательства Российской Федерации.

Таким образом, основной задачей указанного Закона является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В соответствии с частями 1, 2, 4 ст.24 Федерального Закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу ст.23 (ч.ч.1, 2, 4) Федерального Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом.

Из указанных положений закона следует, что прохождение медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является условием получения и действия права на управление транспортным средством и обязанностью кандидата в водители транспортного средства.

Согласно ч.1 ст.28 Федерального Закона № 196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.

Согласно ст.45 Федерального закона от 08.01.1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наличие наркологического диагноза влечет для гражданина негативные правовые последствия. Прежде всего, наличие такого заболевания, как наркомания, не позволяет заниматься определенными видами профессиональной деятельности и в первую очередь деятельностью, связанной с источником повышенной опасности. Данные ограничения устанавливаются государством.

При определении медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами, применяется Приказ Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» вместе с Перечнем работ и медицинских противопоказаний, перечисленных в Приложении № 2 этого же Приказа (далее – Перечень от 29.09.1989г.), а также Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993г. № 377 (далее – Перечень от 28.04.1993г.).

Согласно указанным Перечням, в числе медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять мото-, автотранспортными средствами, предусмотрена «Наркомания» (п.п.12.1-2.7, 29 «б» Перечня от 29.09.1989г., графа 2 Перечня от 28.04.1993г.); водители транспортных средств категории «В» и «С» допускаются к управлению транспортными средствами при стойкой ремиссии, после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств вопрос о допуске решается индивидуально при представлении положительной характеристики – ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел.

Как следует из показаний специалиста – врача-<данные изъяты> МУЗ «МЦРБ» <данные изъяты> Лаптиновой Л.В., подтверждается материалами дела (справка врача-<данные изъяты> МУЗ «МЦРБ» <данные изъяты> от <дата>), что ответчик Лапшин В.В., <дата> года рождения, состоял на профилактическом учете у <данные изъяты> <дата>, снят в связи с ремиссией в <дата>; <дата> был направлен на медицинское освидетельствование Мирнинским МРО Управления ФСКН по РС(Я), согласно протоколу от <дата> было установлено – состояние <данные изъяты>, вызванное <данные изъяты>, о чем имеется его подпись и согласие с результатом освидетельствования, в связи с чем, <дата> был поставлен на диспансерный учет с диагнозом: «<данные изъяты>.»; ремиссия – <данные изъяты>, врача-<данные изъяты> Лапшин В.В. не посещает, лечение не проходил, имеет диагноз «<данные изъяты>.», в связи с чем, не может быть допущен к управлению автотранспортом.

Согласно представленному и.о.заведующего <данные изъяты> отделением МУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» списку лиц, состоящих на учете у <данные изъяты> по состоянию на <дата>, значится Лапшин В.В., <дата> г.р., дата взятия на учет: <дата>, вид <данные изъяты>

В материалах дела имеется копия вступившего в законную силу постановления <данные изъяты> районного суда РС(Я) от <дата> о прекращении уголовного дела по обвинению Лапшину В.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ по основаниям, предусмотренным ст.28 УПК РФ, ст.75 УК РФ – в связи с деятельным раскаянием, из которого следует, что Лапшин В.В. свою вину в совершении указанного преступления признает полностью и обстоятельства его совершения указаны в предъявленном ему обвинении верно.

Кроме того, из представленного ОГИБДД УВД по <данные изъяты> району Списка нарушений следует, что Лапшин В.В. с <дата> имеет всего 23 правонарушения ПДД (ст.ст. 12.2-2, 12.27-2, 12.29-1, 12.9-1, 12.14-1, 12.5-1, 12.16, 12.3-2, 12.37-2, 12.1, 12.3-1).

При таких обстоятельствах, оценив исследованные доказательства в совокупности, учитывая признание ответчиком исковых требований, суд находит установленным, что Лапшин В.В., имеющий противопоказания к управлению транспортными средствами, обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на безопасное передвижение по дорогам РФ, то есть состояние здоровья Лапшина В.В. препятствует безопасному управлению транспортными средствами, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан (неопределенного круга лиц) и причинения имущественного ущерба.

Следует заметить, что предусмотренные статьями 27 и 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» порядок приобретения права на управление транспортными средствами и основания его прекращения являются условием реализации конституционного права собственности, в данном случае - на транспортное средство, поскольку государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, действующих на основании закона, обязано устанавливать определенные требования, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности. Это согласуется со статьей 17 (часть 3) Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Прекратить действие водительского удостоверения , выданного <дата> РЭО ОГИБДД УВД по <данные изъяты> району Лапшину В.В., на право управления автомобилями категории «ВС».

Копию настоящего решения по вступлению в законную силу направить РЭО ОГИБДД УВД по <данные изъяты> району для исполнения (розыска и изъятия водительского удостоверения).

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд РС(Я) через Мирнинский районный суд РС(Я) со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03.02.2011г.

Председательствующий: С.Ж.Иванова