Дело № 2-102/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской федерации. 25 февраля 2011 года г.Мирный PC (Я). Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Сортоева И.А., при секретаре Макаровой Л.И., с участием помощника прокурора города Мирного Коробенковой Н.М. представителя Муниципального образования «Мирнинский район» Сучковой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мирного в интересах Фунтусовой Е.Д. к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) и Муниципальному образованию «Мирнинский район о взыскании субвенций для приобретения жилья и предоставления жилья. установил <дата> прокурор города Мирного в интересах Фунтусовой Е.Д., лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в суд с иском к Министерству Финансов РС(Я) и Муниципальному образованию «Мирнинский район» о взыскании с них солидарно в пользу Фунтусовой Е.Д., целевую безвозвратную ссуду на приобретение жилого помещения площадью 32 квадратных метра в сумме <сумма> рублей. <дата> прокурор города Мирного внес измененные исковые требования (л.д. 94-96) в котором просит взыскать с Казны РС(Я) в лице Министерства финансов в пользу Муниципального образования «Мирнинский район» субвенции в размере <сумма> рублей, в счет представленных субвенций на <дата> год из государственного бюджета МО «Мирнинский район» на приобретение жилья детям сиротам. Взыскать с Казны РС(Я) в лице Министерства финансов в пользу МО «Мирнинский район» <сумма> рублей, за пределами представленных МО «Мирнинский район в <дата> году субвенций на приобретение жилья детям - сиротам. Обязать Казну РС(Я) в лине Министерства финансов перечислить в трехмесячный срок сумму субвенции в размере <сумма> рублей па расчетный счет Муниципального образования «Мирнинский район». Обязать Муниципальное образование «Мирнинский район» с момента предоставления субвенций предоставить жилое помещение Фунтусовой Е.Д.. в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 32 квадратных метров отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, в том числе оборудованными инженерными системами (электроосвещение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, отопление). В исковом заявлении прокурор города Мирного указывает, что Фунтусова Е.Д. обратилась в прокуратуру города Мирного с заявлением об обращении в ее интересах в суд о взыскании денежных средств на приобретение жилого помещении, в связи с тем, что состоит на очереди на получение жилого помещения как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. Решением <сумма> районного суда от <дата> "Ф" (мать) лишена родительских прав в отношении дочери Фунтусовой Е.Д., при этом она являлась единственным законным представителем, согласно справке № от <дата> сведения об отце внесены на основании заявления матери. С <дата> по <дата> годы Фунтусова Е.Д. воспитывалась в "Р" детском доме. Решением суда от <дата> за Фунтусовой Е.Д. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Однако, данное жилое помещение не пригодно для проживания после произошедшего в нем пожара. Фунтусова Е.Д. состоит в очереди на получение жилого помещения с <дата> года. В данное время Фунтусова Е.Д. вынуждена арендовать жилье за собственные средства, тем самым нарушаются конституционные права на жилище и иные требования норм федерального законодательства. В судебном заседании старший помощник прокурора города Мирного Коробенкова Е.М. просит удовлетворить исковые требования. Фунтусова Е.Д. в ходе судебного заседания поддержала исковые требования прокурора, просит их удовлетворить в полном объеме и пояснила, что отца она не знает, его вообще не было, сведения об отце в свидетельства о рождении внесены по заявлению матери. Она воспитывалась в детском доме <адрес>, после чего училась в поселке "Ж" но учебу бросила и приехала в город Мирный, сейчас живет где придется. В судебном заседании представитель Муниципального образования Сучкова Е.А. (доверенность от <дата>, л.д. 29) пояснила, что в случае, если соответствующие денежные средства поступят из Министерства финансов РС(Я) на счет МО «Мирнинский район», они обязательно приобретут жилье для детей-сирот, в данном случае для Фунтусовой Е.Д. Представитель Министерства финансов РС(Я) Дранаева Е.А, (доверенность от <дата> л.д. 42), направила в суд письменное возражение на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, просит рассмотреть дело в ее отсутствие и направить копию судебного акта в адрес Министерства финансов РС(Я). В своем возражении Дранаева Е.А. указывает, что обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления. Сумма субвенций предоставляемой органами местного самоуправления на обеспечение жилыми помещения детей сирот зависит от информации, предоставленной органами местного самоуправления, таким образом, оснований для возложения ответственности па Министерство финансов отсутствуют. В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ с учетом мнений участников судебного заседания и принимая во внимание, что представитель ответчика в письменном виде предоставила свои возражения, суд приходит к выводу о рассмотрении дела без участия представителя Министерства Финансов РС(Я). Определением суда от <дата> по делу (л.д. 128-129). в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика было привлечено Министерство образования РС(Я). Министерству образования РС(Я) неоднократно направлялись извещения о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 131-135). От третьего лица, каких либо сведений о причинах неявки или уважительности этих причин в суд не поступило. В соответствии и со ст. 167 ч. 4 ГПК РФ. с учетом мнений участников судебного заседания, суд приходит к выводу о рассмотрении дела без участия лица представляющего интересы Министерства образования РС(Я). Суд, выслушав доводы и пояснения участников судебного заседания, огласив и изучив представленные письменные возражения и материалы дела, приходит к следующему. Фунтусова Е.Д.. <дата> года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована но адресу: <адрес>, с <дата>, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации №. выданным отделением УФМС России по РС(Я) в Мирнинском районе. <дата> (л.д. 5-6). Фунтусова Е.Д. является дочерью "Ф", сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, данный факт подтверждается справкой о рождении №, выданной <дата> Отделом Управления ЗАГС при Правительстве РС(Я) по Мирнинскому району (л.д. 7). Решением <сумма> районного суда РС(Я) от <дата> (л.д.9) "Ф" лишена родительских прав в отношении дочери Евгении и сына Вячеслава, с неё взысканы алименты на содержание детей, за несовершеннолетними закреплено жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> «А» <адрес>. Согласно справке от <дата>. Фунтусовой Е.Д. воспитывалась в <адрес> детском доме с <дата> по <дата> годы и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 8). В соответствии с сообщением Управлении Федеральной регистрационной службы но РС(Я) (л.д. 10), Мирнинского филиала Государственного унитарного предприятия РС(Я) «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» (л.д.1 1) - "Ф" не имеет зарегистрированного за ней жилья. По списку администрации МО «Мирнинский район на получение жилья на основании ст. 8 ФЗ № 159 от 01 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социально поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 17) Фунтусова Е.Д. находится пятнадцатой по списку. У Фунтусовой Е.Д. в <дата> году возникло основание на обеспечение жильем (л.д. 16), что подтверждается списком Администрации МО «Мирнинский район» № от <дата>. В соответствии письма Заместителя Главы Администрации МО «Мирнинский район» № от <дата> на имя и.о. прокурора гор. Мирного Фунтусова Е.Д., не вошла в список детей оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением в <дата> году (л.д. 14). Основанием, для включения Фунтусовой Е.Д. в список нуждающихся в жилье, послужил акт обследования жилищно-бытовых условий семьи от <дата> (л.д. 18), в котором указано, что жилье не пригодно для проживания, в связи с пожаром. Факт того, что в закрепленной за Фунтусовой Е.Д. <адрес> <дата> произошел пожар, подтверждается ответом Отдела надзорной деятельности Мирнинского района УНД ГУ МЧС РС(Я) № от <дата> на запрос зам.прокурора г. Мирного (л.д. 19) и справкой УГПН МЧС РФ по РС(Я) отдела государственного пожарного надзора Мирнинского района № от <дата> (л.д. 20). Статья 40 Конституции Российской Федерации гласит - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам нуждающимися в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законам нормами. В соответствии со ст. 57 ч, 2 it. 2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются (наряду с иными категориями) детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно ст. 8 Федерального закона от 2! декабря 1996 года № 159 -ФЗ (ред. От 1 7 декабря 2009 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Далее ФЗ-159) Дети, оставшиеся без попечения родителей и дети сироты, не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессиональною образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 6 ч. 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г.. 225-3 №457-111 (ред. От 14 апреля 2010 года) «О порядке предоставлении жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутии)» (Далее Закон РС(Я) 225-3 № 457-11) Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительно власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма. Согласно п.п. 1.2. 1.3. 14. 15 Постановления Правительства РС(Я) от 26 августа 2010 года № 397 «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (вместе с «Положением о порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа») детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей предоставляются жилые помещения за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я) по договорам социального найма и государственного или муниципального бюджета. При отсутствии государственного или муниципального социального жилищного фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают не ниже установленных социальных норм в муниципальную или государственную собственность за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и государственного бюджета РС(Я). В соответствии п. 2.9 Постановления Орган местного самоуправления строит либо приобретает жилые помещения на первичном или вторичном рынке, оформляет его в муниципальную собственность и передает лицу из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма. В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 года 348 3 № 711 -111 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством РС(Я) социальных норм. Часть 2 статьи 57 ЖК РФ не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц. имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, то есть в порядке очередности лиц равно категории. Как следует из ст.ст. 143. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют только порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственно власти РФ. Названный порядок определен ст. 57 ЖК РФ. которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди, а внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляется без всякой очереди. Возможность органов государственной власти и органов местного самоуправления по разным причинам откладывать предоставление предусмотренных Законом гарантий гражданам (детям, оставшимся без попечения родителей и детям сиротам) ведет ухудшению положения ребенка, который оказался в трудной жизненной ситуации. Как пояснила представитель МО «Мирнинский район» Сучкова Е.А. средств для приобретения жилья Фунтусовой Е.Д. у МО «Мирнинский район» нет. Представитель Министерства финансов РС(Я) Дранаева Е.А. в своем возражении указывает, что обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы самоуправлении. При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что на основании федерального закона у Фунтусовой Е.Д. возникло право на получение социальной поддержки. Обязанность обеспечить право на получение жилого помещения Фунтусовой Е.Д. возникает у местного самоуправления с момента наделения их отдельными государственными полномочиями в случае предоставления субвенций. Социальные нормы предоставления жилья детям сиротам, детям, оставшимся без попечении родителей законами РС(Я) не определены. Сходные отношения регулируются ч. 3 ст. 10 Закона РС(Я) от 13 июля 2006 года «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилого фонда РС(Я) по договорам социального найма», согласно которого, норма предоставления одиноко проживающему человеку установлена в размере 32 квадратных метра (общая площадь). Согласно постановления главы Муниципального образования «город Мирный» от <дата> (л.д. 18) среднерыночная стоимость квадрата социального жилья в городе Мирный составляет <сумма> рублей. Указанное в этом же постановлении стоимость квадратного метра для молодых семей и для работников бюджетной сферы в размере <сумма> рублей не может быть взят за основу расчет по делу, так как это стоимость подсчитана в рамках Национального проекта и соответственно разницу в стоимости жилья должны оплачивать сами граждане. Таким образом, расчет стоимости жилья в городе Мирном подлежащего предоставлению Фунтусовой Е.Д. следующий: 32 кв.м X <сумма> рублей = <сумма> рублен. В приложении №13 к Закону РС(Я) «О государственном бюджете на 2011 год» субвенции для МО «Мирнинский район» на приобретение жилья для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа выделено <сумма> рублей. Таким образом, разница между стоимостью жилья и выделенной субвенцией составляет <сумма> рублей. <сумма> рублей взысканию с ответчика не подлежит, так как в соответствии с законом они выделены на приобретение жилья детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Взысканию подлежит недостающие <сумма> рублей. От имени субъектов Российской Федерации выступают ее органы в рамках имеющейся у них компетенции (п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГПК РФ). Имуществом, предназначенным для восполнения нарушенных прав по исковому требованию является средства соответствующего бюджета, составляющее Казну Республики Саха (Якутия). В соответствии п. 3.51 Положения о Министерстве финансов РС(Я). утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 30 октября 2008 года № 449 Министерства финансов РС(Я) представляет интересы Казны Республики Саха (Якутия). При вынесении решения по делу суд, так же принимает во внимание решение Верховною суда РС(Я) от 10 ноября 2009 года которым признано противоречащим федеральному законодательству и недействующими пункт 1. абзацы 2 и 3 пункта 2, абзац 2 пункта 3. пункты 4.5.7,8 Положения о порядке обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; пункты 1 и 5 Положения о порядке организации и работы Межведомственной комиссии по распределению субсидий по муниципальным районам, городским округам для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия), утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2009 г. № 310 «О порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2009 год». При указанных выше обстоятельствах, с учетом того, что межбюджетные отношения ответчиков не касаются существа исковых требований и не могут быть основанием для нарушении прав граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ. суд р е ш и л: Взыскать с Казны Республики Саха (Якутии) в лице Министерство финансов Республики Саха (Якутия) в пользу Муниципального образования «Мирнинский район» сумму субвенций в размере <сумма> рублей, с перечислением указанной суммы в расчетный счет Муниципального образования «Мирнинский район» за пределами предоставленных Муниципальному образованию «Мирнинский район» в <дата> субвенций на приобретение жилья детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Обязать Муниципальное образование «Мирнинский район» с момента предоставления субвенций в размере <сумма> рублей и <сумма> рублей предоставить жилое помещение Фунтусовой Е.Д. в виде квартиры общей площадью не менее 32 квадратных метров, отвечающий установленным санитарным и техническим требованиям. Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в десятидневный срок через Мирнинский районный суд. Мотивированное решение суда изготовлено с помощью компьютерной техники 01 марта 2011 года. Судья: Сортоев И.А.