о признании права на приватизацию, обязании заключить договор приватизации



Дело № 2-1552\2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ивановой С.А., при секретаре Пержинской Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Мирный

18 октября 2011 года

гражданское дело по иску Кузнецовой А.В. в интересах несовершеннолетней "Р" к Администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) о признании права на приватизацию жилого помещения и понуждении заключить договор приватизации,

у с т а н о в и л :

Кузнецова А.В. в интересах несовершеннолетней дочери "Р" обратилась в Мирнинский районный суд РС(Я) с вышеуказанным иском, исковые требования обоснованы следующим.

Истица вместе со своей семьей с <дата> проживают в жилом доме по адресу <адрес> (впоследствии номер комнаты изменен на ). Указанное жилое помещение было предоставлено супругу истицы - "В" для проживания его семьи, на основании ходатайства с места работы и согласно ордеру от <дата> на вселение. С этого времени семья проживает постоянно по вышеуказанному адресу. Истица полагает, что несовершеннолетняя дочь "Р" имеет право на приватизацию жилого помещения. Истица ссылается на положения ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», указывает на то, что во внесудебном порядке не имеет возможности реализовать право несовершеннолетней на приватизацию квартиры, поскольку неоднократные обращения ответчиком оставлены без ответа. Просит признать за несовершеннолетней "Р", <дата> года рождения право на приватизацию жилого помещения по указанному выше адресу и обязать ответчика заключить с ней договор приватизации.

В судебном заседании истица Кузнецова АВ. в интересах несовершеннолетней "Р" просила удовлетворить исковые требования согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Признать право "Р" на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Администрацию МО «Мирнинский район» заключить с "Р" договор приватизации жилого помещения по указанному адресу.

Представитель ответчика Сучкова Е.А. иск не признала и пояснила, что ст.7 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» к возникшим правоотношениям не применима; муниципальное образование является собственником указанного объекта - общежитие, право собственности на спорное имущество не отменено. Общежитие является объектом государственной собственности, никогда не принадлежало ни государственному или муниципальному предприятию, ни государственному или муниципальному учреждению, и не принадлежал "А" У истца отсутствует договор социального найма. На этом основании представитель ответчика просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела и дав оценку всем исследованным по делу доказательствам в их совокупности, суд считает, что исковые требования Кузнецовой А.Л. в интересах несовершеннолетней "Р" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из представленных истцом документов, истица Кузнецова А.В. и члены ее семьи "В", "Р" проживают и зарегистрированы в комнате ( ) в <адрес>, что подтверждается справкой РКЦ Мирный от <дата> и копии паспорта ( на л.д. 6, 118).

Истцом представлен ордер от <дата> (на л.д.9), из которого следует, что "В" на основании ходатайства Мирнинского УВД от <дата>, <дата> ( л.д. 14,16) для проживания его семьи, состоящей из 2 человек ("В", его жена Кузнецова А.В.) была предоставлена комната расположенная по адресу: <адрес>

Впоследствии с проведенной инвентаризацией в 2009 г., комнате ранее значившейся под № 19 уточнен номер комнаты «33» (л.д.33). Из представленных копий технического паспорта по состоянию на <дата> и кадастрового паспорта по состоянию на <дата> (на л.д.18-23) следует, что по адресу: <адрес> находится комната , общей площадью <данные изъяты>, инвентарный номер .

Таким образом, в судебном заседании установлено, что семья Кузнецовых с определенного промежутка времени занимает жилое изолированное помещение в спорном здании, зарегистрированы в данном жилом помещении по месту постоянного жительства, а не временно и проживают в них, пользуются ими, осуществляя права и обязанности нанимателей жилых помещений. Семья Кузнецовых в установленном законом порядке на законных основаниях вселена в жилое помещение.

Во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации, 27 декабря 1991 г. Верховным Советом РФ было издано Постановление № 3020-1, которое разграничило государственную и муниципальную собственность и которым все бывшие государственные общежития прямо отнесены к муниципальной собственности.

Юридически значимым обстоятельством по данному делу является понятие общежития, относится ли здание как «здание общежития» к специализированному жилому фонду: целого здания или в той части, что занимают истцы, а также характер возникших между сторонами правоотношений и целевое использование жилых помещений.

Правовой режим жилых помещений, находящихся в общежитиях, имеет ряд существенных особенностей как в соответствии с ранее действовавшим до 1.03.2005 года ЖК РСФСР, так и с действующим ЖК РФ. Так, жилая площадь для проживания в общежитиях предприятий, учреждений и организаций предоставляется гражданам лишь временно - на период работы (службы) или учебы в этих заведениях.

В соответствии со ст.109 Жилищного кодекса РСФСР под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома, которые комплектуются мебелью или другими предметами культурно - бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан.

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок предоставления и пользования жилыми помещениями в общежитиях, является Примерное положение об общежитиях, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 г. N 328. В соответствии с п. 3 данного Положения запрещается использовать под общежития жилые помещения, находящиеся в домах, где граждане проживают по договору найма. В качестве общежития здания регистрируются местной администрацией по представлении специально оформленного разрешения на строительство общежития, разрешения органов санитарного надзора на его открытие и штатного расписания на обслуживающий персонал.

Согласно ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

В соответствии с п.12,15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фону, утвержденных Постановлением Правительства РФ №42 от 26.01.2006 года включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

В судебном заседании установлено, что именуемое «зданием общежития» здание , расположенное по адресу: <адрес> построено в <дата>.(л.д.21) и находилось в аренде у "А". На основании генерального договора от <дата> жилой дом был передан в муниципальную собственность Администрации Мирнинского улуса (л.д.58). Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2003г № 540 и договором о безвозмездной передаче объектов государственной собственности РС(Я) в муниципальную собственность от 06.10.2003 объект передан в муниципальную собственность муниципального образования «Мирнинский район» как объект жилищного фонда РС(Я), числившихся на балансе упраздненного местного исполнительного органа государственной власти Мирнинского района. Согласно свидетельству о государственной регистрации права (на л.д.44) зарегистрировано право муниципальной собственности за муниципальным образованием «Мирнинский район» РС(Я) на общежитие назначение-проживание, общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> Постановлением главы района от <дата> принято решение погасить право собственности МО « Мирнинский район» на общежития как единые целостные объекты (л.д.13).

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют, несмотря на то, что жилой дом <адрес> не был включён в реестр муниципальной собственности, он (жилой дом) в силу прямого указания Закона (Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)», Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 января 2003 года № 29 «Об утверждении Положения о порядке составления и утверждения объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия), передаваемых в муниципальную собственность», Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность») является объектом муниципальной собственности. Следовательно, к спорной квартире применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Таким образом, в судебное заседание ответчиком не было предоставлено никаких относимых, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих что основанием для признания здания, именуемого общежитием, в котором расположены жилые помещения (изолированные комнаты), предоставленные истцам в пользование является распоряжение (постановление) собственника здания, в котором расположены жилые помещения о признании его общежитием и подтверждающим статус данного здания как общежития. Ответчик не предоставил суду Постановления собственника о присвоении строению, в котором расположены спорные жилые помещения статуса общежития, которым бы оно признавалось на момент вселения семьи истца. Не предоставлено суду также постановления собственника о присвоении данному строению статуса общежития и в период передачи данного здания с баланса упраздненного местного исполнительного органа государственной власти Мирнинского (улуса) района.

То обстоятельство, что в свидетельстве о государственной регистрации права собственности указано на его принадлежность к общежитиям, не является доказательством приобретения им статуса общежития, поскольку обозначение спорного здания в качестве общежития в свидетельстве о регистрации права и в передаточном акте недостаточно для присвоения ему статуса общежития, а установленная законом процедура присвоения статуса не соблюдена.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03.11.1998 года №25-П допускается отказ в приватизации лишь того жилого помещения, целевое назначение которого, его место нахождение и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правого режима жилья, исключают возможность его передачи в частную собственность.

Частью 1 ст.94 ЖК РФ установлено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их учебы, работы или службы. Соответственно договор найма заключается на период учебы, работы или прохождения службы. Прекращение трудовых отношений, учебы и увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма жилого помещения.

Судом установлено, что семья Кузнецовых длительное время <данные изъяты> пользуется предоставленным им жилым помещением на основании договора найма, зарегистрированы в данном жилом помещении по постоянному, а не временному месту жительства. Истцы не являются ни работниками, ни служащими МО «Мирнинский район», они не вселялись в данные жилые помещения временно на период работы или обучения, не обеспечивались каким-либо хозяйственным инвентарем, поскольку занимаемые им жилое помещение по характеру своего использования не соответствует тому целевому назначению, которое устанавливается для общежитий, в связи, с чем суд считает, что исходя из характера возникших между сторонами правоотношений, содержания этих отношений и отсутствия у строения статуса общежития, установленного в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, что свидетельствует о фактической утрате зданием целевого назначения как общежития, поэтому необходимо более широкое трактование договора, заключенного с жильцами, поскольку проживание таких жильцов регулируется нормами о договоре социального найма жилого помещения и фактически с истцами был заключен договор социального найма. Судом установлено, что в спорном помещении живут работники бюджетной сферы, лишенные возможности получения жилых помещений в виде отдельных квартир. Получив ордер, тем самым они заключили договор как признак социальной необходимости на защиту своих прав, предусмотренный Конституцией РФ. Кроме того установлено, что в установленном законом порядке истцы не признаны утратившими право пользования занимаемыми ими жилыми помещениями, не выселены из жилых помещений, договора с ними не прекращены и не расторгнуты и с такими исками МО «Мирнинский район» в суд не обращалось. Семья Кузнецовых занимает жилое помещение в муниципальном жилищном фонде.

Из содержания ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома и передачи его в соответствии с приложением №3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 года, отнесшим все государственные общежития в муниципальную собственность, не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления названных документов.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ»О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных предприятий в иную форму собственности, их ликвидация, банкротство не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Эта правовая позиция подтверждена также Верховным Судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2006 г., утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г. где указано на то, что вышеприведенные нормы действуют непосредственно и жильцам должны автоматически выдавать договора социального найма с правом приватизации занимаемых ими жилых помещений (в случае, если это изолированные помещения) безо всяких условий, т.е. независимо от чиновничья бездействия. Отсутствие оформленных в установленном порядке документов, а именно договора и решения об исключении дома из специализированного жилфонда, не может быть препятствием для реализации прав людей (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 03.04.2007 г. № 57-В07-2, Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 02.09.2008 г. № 5-В08-69, Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 23.06.2009 г. № 2-В09-1).

Так как вышеназванное здание было принято в собственность и в установленном законом порядке ему не присваивался на основании Постановления собственника статус общежития, то после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» статус общежития у данного строения отсутствует, поэтому согласно закону истцы по иску, вправе бесплатно приобрести занимаемые ими жилые помещения в собственность в соответствии со ст.2 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ».

В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ст.2 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных вышеуказанным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в т.ч. несовершеннолетних. При этом, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, поскольку только собственник имеет право принимать решения о приватизации жилых помещений (ст.6 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г.).

В силу ст. 11 вышеуказанного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Как указывалось выше комната, в которой проживает семья Кузнецовых, относится к муниципальной собственности, ненадлежащее оформление государственными органами права собственности не может служить препятствием для реализации гражданами своих прав, предусмотренных законом.

Комната отвечает требованиям ч. 2 ст. 62 Жилищного Кодекса Российской Федерации, то есть является изолированной, что подтверждается копией кадастрового паспорта помещения, копией плана объекта, на спорные правоотношения распространяются действия Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». "Р" правом приватизации жилого помещения ранее не воспользовалась, соответственно суд находит обоснованными доводы истца, о том, что спорное жилое помещение может быть самостоятельным предметом договора бесплатной приватизации. Согласно выписке из Единого государственного реестра от <дата> отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанную комнату.

Кроме того, при рассмотрении настоящего иска учитывается, что проживающие в квартире "В" и Кузнецова А.В. не заявили собственных претензий на данное жилое помещение и не возражают против признания права на приватизацию за иным проживающим лицом – несовершеннолетней "Р"

В силу Конституции РФ, Российская Федерация, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, в том числе права каждого гражданина на жилище.

Учитывая указанные конституционные нормы, нормы Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», а также то, что "Р" не пользовалась правом приватизации квартиры, суд находит заявленные требования Кузнецовой А.В. в интересах несовершеннолетней "Р" обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем суд учитывает то обстоятельство, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 24.08.1993).

В силу ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Сторонами иных требований, кроме вышеуказанных, суду предъявлено не было.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кузнецовой А.В. в интересах несовершеннолетней "Р" – удовлетворить.

Признать за "Р" право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>

Обязать Администрацию муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) заключить с "Р" договор приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>

Решение может обжаловано в течение десяти дней в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 24.10.2011.

Председательствующий: С.А. Иванова