Дело № 2-573/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ивановой С.А., при секретаре Пержинской Е.С., с участием старшего помощника прокурора гор. Мирного РС(Я) Посельского Ф.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Мирный Республики Саха (Якутия) 20 апреля 2012 года гражданское дело по иску прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц, в том числе Петриченко Н.Д. о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Поселок Алмазный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) по не принятию мер по проведению инвентаризации, государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, УСТАНОВИЛ: Прокурор гор. Мирного РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц, в том числе Петриченко Н.Д. обратился в суд с требованием о признании бездействий Администрации муниципального образования «Поселок Алмазный» Мирнинского района РС(Я) (далее МО «Поселок Алмазный») незаконными, в части непроведения инвентаризации жилых помещений и непринятии мер по государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> В обоснование требований указал, что проведенной проверкой соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности, на основании Постановления Правительства РС(Я) от 29.10.2009 № 463 утвержден перечень объектов муниципальной собственности подлежащих безвозмездной передаче в муниципальную собственность МО «Поселок Алмазный», между тем, согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РС(Я) в Мирнинском районе на спорное жилое помещении сведения о государственной регистрации отсутствуют. Указанные бездействия муниципального органа исключаю возможность сдачи незарегистрированного объекта муниципальной собственности в аренду и распоряжения им иными установленными законом способами с учетом интересов муниципального образования, возможность приватизации заинтересованным лицом жилого помещения, поступления в доход местного бюджета средств от использования муниципального имущества. Прокурор просит признать незаконным бездействие МО «Поселок Алмазный» по инвентаризации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества и обязать МО «Поселок Алмазный» произвести инвентаризацию жилого помещения и осуществить государственную регистрацию указанного объекта недвижимости. В судебном заседании прокурор отказался от заявленных требований в части обязания МО «Поселок Алмазный» провести инвентаризацию жилого помещения в связи с тем, что муниципальным образованием проведена инвентаризация. Требования в части признании незаконным бездействия МО «Поселок Алмазный» по непринятию мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости и осуществить государственную регистрацию права объекта недвижимости поддержал в полном объеме. Заинтересованное лицо Петриченко Н.Д. в интересах которого обратился прокурор, в судебное заседание не явился, уведомлен по адресу проживания. Представитель МО «Поселок Алмазный» Короваева С.А. в судебное заседание не явилась, представив письменный отзыв в котором указала, что <дата> проведена инвентаризации жилого фонда, находящегося объектом учета реестра муниципальной собственности, с <дата> ведется работа с Государственным унитарным предприятием «Республиканский центр технической инвентаризации» по проведению по изготовлению технической документации, для дальнейшего проведения регистрации объектов муниципальной собственности в соответствии с передаточным актом № 7-МС-09 от 27.11.2009. Полагает, что права нанимателя муниципального жилого помещения не нарушены, так как договора социального найма заключаются. С требованиями прокурора согласна частично, в удовлетворении требований прокурора в части признания бездействий МО «Поселок Алмазный» по непринятию мер по проведению инвентаризации незаконными просит отказать. Суд, выслушав доводы прокурора, изучив и исследовав материалы дела, как в отдельности, так и в совокупности, приходит к следующему выводу. Из п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Пунктом 3 указанного Постановления, предусмотрено, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Согласно передаточному акту № 7-МС-09 от 27.11.2009, объекты муниципальной собственности муниципального образования «Мирнинский район» РС(Я) безвозмездно переданы в муниципальную собственность муниципальному образованию «Поселок Алмазный» Мирнинского района РС(Я), в количестве 185 единиц, балансовой стоимостью <данные изъяты> остаточной стоимостью <данные изъяты> Согласно приложению № 1 к передаточному акту жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> включен в перечень передаваемых объектов недвижимости. На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.-7.1997 №122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Передача муниципальной собственности муниципального образования «Мирнинский район» РС(Я) в собственность муниципального образования «поселок Алмазный» осуществлена на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.10.2009 № 463, в соответствии с Законом РС(Я) от 22.07.2008 590-З № 71-1У «О перечне имущества, находящегося в муниципальной собственности, подлежащего безвозмездной передаче между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, городскими округами в Республике Саха (Якутия). Согласно пункту 11 Постановления Правительства РС(Я), право собственности на имущество, вошедшее в приложения №1-9 возникает у муниципальных образований Мирнинского района РС(Я) с даты подписания передаточного акта. При этом в соответствии с ч.1 ст.17 ФЗ «О государственной регистрации право на недвижимое имущество и сделок с ним» акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, регистрация права собственности может быть осуществлена на основании указанных документов. Муниципальные образования в целом наделяются по отношению к муниципальной собственности правомочиями владения, пользования и распоряжения (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), как и другие собственники в соответствии с гражданским законодательством. В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Частью 6 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом. Государственная регистрация – признание и подтверждение государством права, возникшего в силу основания, предусмотренного ст.8 ГК РФ. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития ( Постановление от 26 мая 2011 года N 10-П, определения от 5 июля 2001 года N 132-О, N 154-О, от 20 ноября 2008 года N 1052-О-О и от 22 марта 2011 года N 412-О-О). Из материалов дела усматривается, что распоряжением от 23.12.2010 № 109 Администрации муниципального образования «Поселок Алмазный» Мирнинского района РС(Я). «Об инвентаризации жилого фонда МО «Поселок Алмазный» установлено провести инвентаризацию жилого фонда МО «Поселок Алмазный» переданного передаточным актом № 7-МС-09 от 27.11.2009 на объекты муниципальной собственности муниципального образования «Мирнинский район» РС(Я) безвозмездно передаваемые в муниципальную собственность муниципальному образованию «Поселок Алмазный» Мирнинского района РС(Я) с 13.01.2011 по 01.03.2011. На основании указанного распоряжения с Государственным унитарным предприятием «Республиканский центр технической инвентаризации» заключен договор № МР 231-10/15 от 02.04.2011 на оказание услуг по производству инвентаризационно-технических работ по жилому фонду МО «Поселок Алмазный» срок исполнения договора установлен - один месяц. Оплата произведенных услуг по договору подтверждается платежным поручением на сумму <данные изъяты> Из ответа И.о. начальника производственного отдела ГУ «РЦТИ» следует, что продолжается проведение инвентаризационно-технических работ по жилищному фонду МО «Поселок Алмазный» на основании договора № МР 231-10/15 от 02.04.2011. На основании представленных письменных доказательств судом установлено, что муниципальным образованием «Поселок Алмазный» приняты меры по проведению инвентаризации жилого фонда. Вместе с тем, установлено, что по состоянию на момент рассмотрения судом заявления прокурора, права на данные объекты в установленном Законом порядке в Едином государственном Реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрированы. В этой связи суд полагает, что непринятие мер по государственной регистрации права собственности объектов муниципальной собственности влечет неисполнение установленных законом обязанностей, а именно в полной мере осуществлять свои полномочия по управлению имуществом. Указанное бездействие создает препятствия жителям поселка в реализации жилищных прав, а также нарушает интересы Российской Федерации, поскольку игнорирование требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов государственной власти. Как следует из материалов дела Администрация муниципального образования «Мирнинский район», как орган местного самоуправления, на территории которого находятся объекты недвижимого имущества, в установленном законом порядке, с заявлением о государственной регистрации права, не обращалась, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей. В связи с этим, суд считает, что заявленные исковые требования прокурора в части признание незаконным бездействия по непринятию мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, подлежат удовлетворению. Ответчики не оспаривают требование прокурора, признают необходимость их устранения. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ заявитель вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, а также от поданного заявления. В соответствии с п. 26 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 10.02.20099 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий( бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», предусматривается, что по смыслу норм, закрепленных в главах 23 и 25 ГПК РФ возможность принятия судом отказа от принятого к производству заявления по данной категории дел не исключается. При решении вопроса о допустимости принятия отказа от заявления с учетом положений ч.2 ст.39, ст.173 ГПК РФ суду следует выяснять мотивы, по которым заявитель отказывается от своих требований является ли такой отказ добровольным волеизъявлением, не противоречит закону и не нарушает права и свободы заявителя, понятны ли заявителю последствия принятия судом отказа от заявления. В связи с отказом прокурора от требований в части признания незаконным бездействия по не принятию мер по проведению инвентаризации и обязании принять соответствующие меры, ввиду исполнения ответчиком требований, производство по делу в этой части подлежит прекращению на основании ст. ст.220-221 ГПК РФ. В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд признает заявление прокурора в части признания незаконным бездействия по не принятию мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, обоснованным и принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить допущенное нарушение - обязать Администрацию МО «поселок Алмазный» осуществить государственную регистрацию объекта недвижимости в соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 204, 220-221, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ : Требования прокурора гор. Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах - неопределенного круга лиц, в том числе Петриченко Н.Д. о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Поселок Алмазный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) по не принятию мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости и обязании осуществить государственную регистрацию объекта недвижимости - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Поселок Алмазный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) по не принятию мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, находящегося по адресу: <адрес> Обязать Администрацию муниципального образования «поселок Алмазный» Республики Саха (Якутия) осуществить государственную регистрацию объекта недвижимости, находящегося по адресу: <адрес> Срок исполнения решения суда установить 6 (шесть) месяцев. Производство по гражданскому делу по иску прокурора г.Мирного в интересах круга лиц, в том числе Петриченко Н.Д. о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Поселок Алмазный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия по не принятию мер по проведению инвентаризации и обязании произвести инвентаризацию жилых помещений, прекратить. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию - судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд РС(Я) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение принято 26 апреля 2012 года. Председательствующий С.А. Иванова