Дело №2-676/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации «04» мая 2012 года город Мирный РС(Я) Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Воронова С.А., при секретаре Коротовой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Мирного РС (Я) в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному Образованию «Поселок Алмазный» о признании незаконным бездействия администрации Муниципального Образования «Поселок Алмазный» по инвентаризации жилых помещений, непринятии мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, обязании администрации Муниципального Образования «Поселок Алмазный» произвести инвентаризацию жилых помещений и осуществить государственную регистрацию объекта недвижимости, находящегося по адресу: <адрес>, у с т а н о в и л : <дата> прокурор города Мирного РС (Я) обратился в Мирнинский районный суд РС (Я) с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Муниципального Образования «Поселок Алмазный» по инвентаризации жилых помещений, непринятии мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости. В заявлении указывает, что прокуратурой города была проведена проверка соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что до настоящего времени на имущество в виде жилой квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, переданной в муниципальную собственность МО «Поселок Алмазный», находящиеся в муниципальной собственности правоустанавливающие документы не оформлены, право собственности в Едином государственном реестре Федеральной регистрационной службы по РС (Я) не зарегистрировано. Прокурор считает, что непринятие мер по государственной регистрации права собственности, на указанный объект недвижимости, исключает возможность в полной степени распоряжаться муниципальной собственностью, и нарушает интересы Российской Федерации, так как неисполнение требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов государственной власти. Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по существу стороны, в том числе и лица, проживающие в жилом помещении, не явились. Прокурор в заявлении, адресованном на имя суда, в связи с проведенной инвентаризацией жилых помещений, настаивает на удовлетворении требований только в части признании незаконным бездействия администрации Муниципального Образования «Поселок Алмазный» по непринятию мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, обязания администрации МО «Посёлок Алмазный» осуществить государственную регистрацию объекта недвижимости, при этом отказывается от остальных заявленных требований. О последствиях отказа от требований заявителю известно. Судебное заседание просит провести в его отсутствие. Представитель администрации Муниципального Образования «Поселок Алмазный» в заявлении, адресованном суду, просит провести судебное заседание в его отсутствие. Требования прокурора в части обязания осуществить государственную регистрацию объекта недвижимости считает обоснованными и их признает. Изучив материалы дела, прихожу к нижеследующему выводу. Постановлением Правительства РС (Я) от 29.10.2009 № 463 утвержден перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), безвозмездно передаваемых в муниципальную собственность муниципальным образованиям Мирнинского района Республики Саха (Якутия)». В силу приложения № 6, вышеуказанного Постановления Правительства РС(Я), утвержден перечень объектов муниципальной собственности МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), подлежащих безвозмездной передаче в муниципальную собственность МО «Поселок Алмазный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия). В указанный перечень входит и спорное недвижимое имущество. Как следует из материалов дела, и не отрицается представителем муниципального образования, прокуратурой города Мирного РС (Я) проведена проверка соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что право собственности на имущество в виде жилой квартиры по адресу: <адрес>, переданную в муниципальную собственность МО «Поселок Алмазный», не оформлено. В силу статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Статьёй 14, указанного выше Закона, к вопросам местного значения поселения относятся, помимо прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В соответствии со статьёй 14 Жилищного Кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится также учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Статьёй 60 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Статьей 49 ЖК РФ определено, что предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. В соответствии со статьёй 4 Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Частью второй указанной статьи установлено, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона. Согласно ст. ст. 130-132, 164 ГК РФ, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество и соответственно единственным основанием для распоряжения им. При этом ст. 219 ГК РФ установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Таким образом, отсутствие государственной регистрации права собственности у муниципального образования на имущество в виде жилого помещения, переданное от другого муниципального образования, исходя из смысла статьи 60 ЖК РФ, исключает возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам, зарегистрированным в муниципальном образовании, что не соответствует статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", из нормы которой следует, что местное самоуправление в Российской Федерации принимает решения местного значения, исходя из интересов населения. Кроме того, отсутствие регистрации права собственности муниципального образования на указанное жилое помещение ограничивает право муниципального образования, осуществлять иные свои полномочия, в области жилищных отношений, указанных в статье 14 Жилищного Кодекса РФ. В силу статьи 217 ГК РФ приватизации подлежит только имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности у муниципального образования создает препятствие гражданам - жителям муниципального образования, в реализации права на приватизацию жилого помещения, то есть осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем. В соответствии с частью 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. На основании указанных выше правовых оснований и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора, и с учетом обстоятельств того, что администрацией муниципального образования проведена инвентаризация, переданного жилого фонда, считает подлежащими удовлетворению требования только в части признания незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Поселок Алмазный» по неприятию мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости и обязании Администрации Муниципального образования «Поселок Алмазный» осуществить государственную регистрацию права собственности объекта недвижимости. Руководствуясь ст. ст. 194–199, 254, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Поселок Алмазный» по непринятию мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, находящийся по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию Муниципального Образования «Поселок Алмазный» осуществить государственную регистрацию объекта недвижимости, находящегося по адресу: <адрес>. Производство гражданского дела по заявлению прокурора города Мирного РС (Я) в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному Образованию «Поселок Алмазный» о признании незаконным бездействия администрации Муниципального Образования «Поселок Алмазный» по инвентаризации жилых помещений, на объект недвижимости, обязании администрации Муниципального Образования «Поселок Алмазный» произвести инвентаризацию жилых помещений - прекратить. Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Обязать Главу Администрации муниципального образования «Поселок Алмазный» или лицо, исполняющего его обязанности, устранить допущенные нарушения и произвести действия по государственной регистрации указанного объекта недвижимости в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, о чем сообщить суду в течение 10 дней о совершенном действии. Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда РС (Я) через Мирнинский районный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено «05» мая 2012 года Председательствующий С.А. Воронов