о взыскании суммы задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги



Дело № 2-280/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 марта 2011 года г.Мирный РС(Я)

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., с участием сторон, при секретаре Даниловой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства Акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО) к Руденко Т.Д., Руденко М.Г., Руденко А.В., Руденко А.В. о взыскании суммы задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги,

у с т а н о в и л:

УЖКХ АК «АЛРОСА» (ЗАО) обратилось в суд с иском, указав, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> выборе способа управления, выборе обслуживающей организации в форме заочного голосования от <Дата> в доме по вышеуказанному адресу выбран способ управления, как непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; кроме того, УЖКХ АК «АЛРОСА» (ЗАО) выбрано как обслуживающая организация. Потребители (ответчики) жилищно-коммунальных услуг, проживающие по адресу: РС(Я), <адрес>, согласно лицевому счету имеют задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с <Дата> по <Дата> в размере <данные изъяты>. Просит взыскать с ответчиков указанную сумму задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, пени за просроченные платежи в размере <данные изъяты>., уплаченную госпошлину в размере <данные изъяты>

В судебном заседании представитель истца Божко С.Н. поддержал исковые требования в полном объеме, настаивает на их удовлетворение.

Ответчик Руденко А.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, суду пояснил, что оплата жилищно-коммунальных услуг ими не производилась в связи с финансовыми затруднениями в семье.

Ответчики Руденко Т.Д., Руденко М.Г., Руденко А.В. на судебное заседание, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились. В связи с чем, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав доводы представителя истца, ответчика Руденко А.В., изучив и исследовав представленные доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 678 Гражданского кодекса РФ, наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Определяя обязанность граждан и организаций по осуществлению платежей в строго установленные сроки и в полном объеме, законодатель, таким образом, формулирует основы платежной дисциплины в жилищной сфере.

Наниматели жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, несут расходы по оплате за пользование жилым помещением (плата за наем); оплате за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; оплате за коммунальные услуги (п.1 ст.154 ЖК РФ).

Размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. В случае, если в соответствии с законом установлен максимальный размер платы за жилое помещение, плата, установленная в договоре, не должна превышать этот размер. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если договором сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном ЖК РФ (ст.682 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

В соответствии с Правилами потребитель – это гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п.3).

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которым «норматив потребления коммунальных услуг» - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Разделом 4 Правил установлены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг, в соответствии с которыми нормативы холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения определяются из расчета на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, в зависимости от вида потребления (для приготовления пищи, для горячего водоснабжения, отопления жилых помещений) и содержания общего имущества многоквартирного дома (п.п.27-31).

Пунктом 2 Правил от 23 мая 2006г. установлено, что действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях как государственного и муниципального, так и частного жилищного фонда.

Таким образом, обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги предполагает, прежде всего, соблюдение плательщиками установленных законодательством сроков внесения платы; обязанность по внесению своевременной и полной платы за коммунальные услуги несет не только собственник или наниматель жилого помещения, но и граждане, проживающие совместно с нанимателем жилого помещения, которые наряду с нанимателем являются потребителями коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела, а именно из финансового лицевого счета от <Дата> УЖКХ АК «АЛРОСА» (ЗАО) в муниципальной отдельной квартире № , расположенной по адресу: РС(Я), <адрес>, зарегистрированными постоянно значатся наниматели: Руденко А.В., <Дата> г.р., Руденко А.В., <Дата>г.р., Руденко М.Г., <Дата> г.р., Руденко Т.Д., <Дата> г.р., Руденко А.В., <Дата> г.р., <Р>, <Дата> г.р., <М>, <Дата> г.р., что также подтверждается выпиской из домовой книги от <Дата>

Согласно справке УЖКХ АК «АЛРОСА» (ЗАО) Руденко А.В., являющийся ответственным квартиросъемщиком жилой площади, расположенной по адресу: <адрес>, имеет задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг на <Дата> в сумме <данные изъяты>.

Частью 1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ введено понятие "орган управления многоквартирным домом". Таким органом признано общее собрание собственников помещений многоквартирного дома. Данное положение сформулировано в императивной норме и не предполагает исключений. Иными словами, указанный орган управления должен действовать во всех многоквартирных домах, помещения в которых находятся в государственной, муниципальной, частной собственности.

Правила о юридической силе решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме установлены в ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса РФ. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Из материалов дела следует, что в <Дата> <А> выступила инициатором проведения общего собрания собственников в многоквартирных домах в порядке, определенном ст.45 ЖК РФ, с целью выбора способа управления соответствующими многоквартирным домом, поскольку такой выбор в силу п.4 ч.2 ст.44 ЖК РФ относится только к компетенции общего собрания.

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № , расположенном по адресу: <адрес>, о выборе способа управления, выборе обслуживающей организации в форме заочного голосования от <Дата>, в доме по указанному адресу выбран способ управления: как непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (в соответствии с ч.2 ст.161 ЖК РФ); УЖКХ АК «АЛРОСА» (ЗАО) выбрано как обслуживающая организация.

Таким образом, дом № , расположенный по адресу: <адрес>, обслуживается УЖКХ АК «АЛРОСА» (ЗАО).

В соответствии с пунктом 11 статьей 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение (пункт 54).

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться: копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы; справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении; проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии; счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии; справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания; справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал; иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

В соответствии с пунктом 41 вышеуказанного Постановления, условия отсрочки или рассрочки оплаты коммунальных услуг (в том числе погашение задолженности по оплате коммунальных услуг) согласовываются с исполнителем.

Согласно п. 14 ст.155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

В связи с чем, исковые требования в части взыскания пени за просроченные платежи по коммунальным услугам обоснованны и подлежат удовлетворению.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 330 Гражданского кодекса РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно представленному расчету задолженности по оплате за жилье и коммунальным услугам по <Дата> сумма пени за несвоевременное внесение платы за указанное жилое помещение и коммунальные услуги составляет <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, а так же признание исковых требований ответчиком Руденко А.В., суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, а потому подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчиков и расходы по оплате истцом государственной пошлины в размере <данные изъяты>

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199, 207 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать солидарно с Руденко Т.Д., Руденко М.Г., Руденко А.В., Руденко А.В. в пользу Управления жилищно-коммунального хозяйства Акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО) сумму задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в размере <данные изъяты>., пени за просроченные платежи в размере <данные изъяты>., государственную пошлину в размере <данные изъяты>., всего взыскать <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд РС(Я) в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 05 марта 2011 года.

Председательствующий: С.Ж.Иванова