о признании незаконным бездействия АМО `Поселок Светлый`



Дело № 2-1086/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ивановой С.А., при секретаре Глыга А.И., с участием исполняющего обязанности заместителя прокурора гор. Мирного РС(Я) Посельского Ф.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Мирный Республики Саха (Якутия)

30 августа 2012 года

гражданское дело по иску прокурора города Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц, в том числе "П" о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) по не принятию мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор гор. Мирного РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц, в том числе "П" обратился в суд с требованием о признании бездействий Администрации муниципального образования «Поселок Светлый» Мирнинского района РС(Я) (далее МО «Поселок Светлый») незаконными, в части непринятия мер по государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование требований указал, что проведенной проверкой соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности, на основании Постановления Правительства РС(Я) от 29.10.2009 № 463 утвержден перечень объектов муниципальной собственности подлежащих безвозмездной передаче в муниципальную собственность МО «Поселок Светлый», между тем, согласно уведомлению Мирнинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РС(Я) в Мирнинском районе сведения на спорное жилое помещении сведения о государственной регистрации отсутствуют. Указанные бездействия муниципального органа исключают возможность сдачи незарегистрированного объекта муниципальной собственности в аренду и распоряжения им иными установленными законом способами с учетом интересов муниципального образования, возможность приватизации заинтересованным лицом жилого помещения, поступления в доход местного бюджета средств от использования муниципального имущества. Прокурор просит признать незаконным бездействие МО «Поселок Светлый» в части неисполнения требований закона об обязательной государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, находящийся по адресу: <адрес> и обязать МО «Поселок Светлый» принять меры по государственной регистрации в установленном законом порядке права собственности на указанный объект недвижимости.

В судебном заседании прокурор поддержал требования о признании незаконным бездействия МО «Поселок Светлый» по непринятию мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости и обязании осуществить государственную регистрацию права объекта недвижимости поддержал в полном объеме.

Заинтересованное лицо "П", в интересах которого обратился прокурор, в судебное заседание не явился, уведомлен по адресу проживания.

Представитель МО «Поселок Светлый» Беликов В.Д. в судебное заседание не явился, письменным ходатайством просит рассмотреть дело без участия представителя заинтересованного лица, с требованиями прокурора согласился, указав, что работа по регистрации права собственности на жилые дома поселка Светлый, находящихся в муниципальной собственности начата.

Суд, выслушав доводы прокурора, изучив и исследовав материалы дела, как в отдельности, так и в совокупности, приходит к следующему выводу.

Из п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 3 указанного Постановления, предусмотрено, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В перечень квартир поселка Светлый, находящихся в муниципальной собственности МО «Поселок Светлый» без государственной регистрации права собственности, включено жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>.

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.-7.1997 №122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

Передача муниципальной собственности муниципального образования «Мирнинский район» РС(Я) в собственность муниципального образования «поселок Светлый» осуществлена на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.10.2009 № 463, в соответствии с Законом РС(Я) от 22.07.2008 590-З № 71-1У «О перечне имущества, находящегося в муниципальной собственности, подлежащего безвозмездной передаче между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, городскими округами в Республике Саха (Якутия). Согласно пункту 11 Постановления Правительства РС(Я), право собственности на имущество, вошедшее в приложения №1-9 возникает у муниципальных образований Мирнинского района РС(Я) с даты подписания передаточного акта.

При этом в соответствии с ч.1 ст.17 ФЗ «О государственной регистрации право на недвижимое имущество и сделок с ним» акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, регистрация права собственности может быть осуществлена на основании указанных документов.

Муниципальные образования в целом наделяются по отношению к муниципальной собственности правомочиями владения, пользования и распоряжения (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), как и другие собственники в соответствии с гражданским законодательством. В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Частью 6 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Государственная регистрация – признание и подтверждение государством права, возникшего в силу основания, предусмотренного ст.8 ГК РФ. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития ( Постановление от 26 мая 2011 года N 10-П, определения от 5 июля 2001 года N 132-О, N 154-О, от 20 ноября 2008 года N 1052-О-О и от 22 марта 2011 года N 412-О-О).

По состоянию на момент рассмотрения судом заявления прокурора, права на данные объекты в установленном Законом порядке в Едином государственном Реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрированы. В этой связи суд полагает, что непринятие мер по государственной регистрации права собственности объектов муниципальной собственности влечет неисполнение установленных законом обязанностей, а именно в полной мере осуществлять свои полномочия по управлению имуществом. Указанное бездействие создает препятствия жителям поселка в реализации жилищных прав, а также нарушает интересы Российской Федерации, поскольку игнорирование требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов государственной власти.

Как следует из материалов дела Администрация муниципального образования «Поселок Светлый», как орган местного самоуправления, на территории которого находятся объекты недвижимого имущества, в установленном законом порядке, с заявлением о государственной регистрации права, не обращалась, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

В связи с этим, суд считает, что заявленные исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований закона об обязательной государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, подлежат удовлетворению. Орган местного самоуправления не оспаривает требование прокурора, признает необходимость их устранения.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд признает заявление прокурора о признании незаконным бездействия по не принятию мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, обоснованным и принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить допущенное нарушение - обязать Администрацию МО «поселок Светлый» осуществить государственную регистрацию объекта недвижимости в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 204, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Требования прокурора гор. Мирного Республики Саха (Якутия) в интересах - неопределенного круга лиц, в том числе "П" о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) в части неисполнения требований закона об обязательной государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, и обязании принятии мер по государственной регистрации в установленном законом порядке права собственности на указанный объект недвижимости - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Поселок Светлый» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) по не принятию мер по государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, находящегося по адресу: <адрес> <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования «поселок Светлый» Республики Саха (Якутия) осуществить государственную регистрацию объекта недвижимости, находящегося по адресу: <адрес> <адрес>.

Срок исполнения решения суда установить 6 (шесть) месяцев.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию - судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд РС(Я) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 03 сентября 2012 года.

Председательствующий С.А. Иванова