Дело № 12-151/2011 Р Е Ш Е Н И Е 01 декабря 2011 года г.Мирный РС(Я) Судья Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) Иванова С.Ж., рассмотрев жалобу представителя МОУ «СОШ № 4» МО «Мирнинский район» РС(Я) Жуковой Н. Н. на постановление государственного инспектора Мирнинской районной инспекции охраны природы Минприроды РС(Я) от 07 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении юридического лица – Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» Муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), у с т а н о в и л : Постановлением государственного инспектора Мирнинской районной инспекции охраны природы Минприроды РС(Я) от 07.11.2011г. юридическое лицо - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» МО «Мирнинский район» РС(Я) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица Жукова Н.Н. обратилась в суд с жалобой на вынесенное 07.11.2011г. постановление № 49/11, которым просит отменить его и вынести предупреждение, указав, что образовательное учреждение к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ ранее не привлекалось, замечаний и предупреждений не имеет, МОУ СОШ № 4, в свою очередь, обязуется составить план мероприятий по охране окружающей среды и завести журнал учета образования и движения отходов до 15 ноября 2011г. В судебном заседании заявитель - представитель юридического лица Жукова Н.Н. жалобу на постановление Мирнинской районной инспекции охраны природы Минприроды РС(Я) от 07.11.2011г. поддержала, просит постановление отменить или заменить назначенное наказание – штраф на предупреждение, при этом подтвердив, что план мероприятий по охране окружающей среды и журнал учета образования и движения отходов, образовавшихся в результате деятельности учреждения, действительно на момент плановой проверки в МОУ «СОШ № 4» отсутствовали. Представители Мирнинской районной инспекции охраны природы Минприроды РС(Я) в суде с жалобой не согласились, просят постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, т.к. правонарушение, предусмотренное ст.8.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц, то есть вынесение Предупреждения данной статьей не предусмотрено; учитывая смягчающие обстоятельства (учреждение ранее к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ не привлекалось, замечаний и предупреждений не имеет) штраф как административное наказание был минимального размера (20000 руб.). Суд, выслушав участников процесса, проанализировав собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к следующему. В соответствии со статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, основаниями к отмене постановления об административном правонарушении являются случаи существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях; недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания; в связи с направлением дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей. Как следует из материалов административного дела, в результате выездной плановой проверки, проведенной в период с 13 октября по 03 ноября 2011г. в МОУ «СОШ № 4» на основании распоряжения начальника МРИОП МОП РС(Я) за № 71 от 07.10.2011г., были выявлены и установлены следующие нарушения природоохранного законодательства, а именно: в учреждении отсутствует план мероприятий по охране окружающей среды на 2009-2011гг., что является нарушением ч.1 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, в соответствии с которой «Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды», ответственность за данное нарушение несет юридическое лицо; отсутствует журнал учета образования и движения отходов, образовавшихся в результате деятельности предприятия, что является нарушением ч.1 ст. 19 ФЗ РФ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой «Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов», ответственность за данное нарушение несет юридическое лицо, о чем 02.11.2011г. был составлен Акт проверки № 49/11 (л.д. 17-20), протокол об административном правонарушении № 49/11 (л.д. 21). Из объяснения Жуковой Н.Н. – директора СОШ № 4 от 20.10.2011г. следует, что «в настоящее время в МОУ СОШ № 4 отсутствуют документы на право пользования земельными участками, нет паспортов опасных отходов. Работы по оформлению указанных документов будут начаты в ближайшее время. В п.2.3 договора подряда на вывоз бытового мусора указано, что подрядчик не производит плату за негативное воздействие на окружающую среду. Администрация школы не обратила внимания на указанный пункт. Данный вид оплаты в настоящее время не производится. Мусор из школьной столовой (пищеблок) вывозится на основании договора с ООО «МП ЖХ». Пищевые отходы ежедневно передаются частным лицам. Журнал учета движения отходов не ведется» (л.д. 22). Постановлением государственного инспектора Мирнинской районной инспекции охраны природы Минприроды РС(Я) от 07.11.2011г. юридическое лицо - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» МО «Мирнинский район» РС(Я) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей; кроме того, дано следующее предписание № 49/11 по устранению экологического правонарушения: в срок до 26 марта 2012г. ежеквартально с начала 2011г. производить оплату за негативное воздействие (НВОС) за размещение отходов; завести журналы учета и движения отходов; разработать паспорта на опасные отходы, образующиеся в результате деятельности магазинов «Империал» и «Максим»; разработать план природоохранных мероприятий на 2011г. и на 2012г.; предоставить свидетельство (Сертификат) на право работы с опасными отходами I-IV класса опасности (с указанием, что за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный экологический контроль за соблюдением законодательства РФ, виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ) (л.д. 26). В соответствии со ст. 8.1. КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. Следует прежде отметить, что данная статья содержит формальный общий состав нарушения экологических требований в процессе разнообразной производственной деятельности на различных ее этапах путем формулирования большого числа альтернативных признаков объективной стороны; цель статьи - обеспечение соблюдения экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территорий, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и иной деятельности, указанной в диспозиции указанной статьи; объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (или бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности; при этом наступления последствий не требуется; деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности; субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности; субъекты правонарушения указаны в санкции и являются специальными, т.е. это лица, которые по закону, договору, приказу являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований. Согласно ч.1 ст. 67. Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производства и производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно ч.1 ст. 19. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004)). Из представленных материалов судом установлено, не оспаривается участниками процесса, что МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», является юридическим лицом с момента государственной регистрации в инспекции федеральной налоговой службы и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства РФ; МОУ поставлено на учет в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по РС(Я) 15.11.2000г.; МОУ «СОШ № 4» было учреждено Распоряжением Главы Администрации Мирнинского улуса РС(Я) 21.09.2000г. № 1034; учредителем Школы и собственником имущества является Администрация МО «Мирнинский район» РС(Я); МОУ «СОШ № 4» МО «Мирнинский район» РС(Я), являясь юридическим лицо, имеет самостоятельную смету, обладает обособленным имуществом, и отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами; как бюджетное учреждение имеет лицевой счет по бюджетным средствам и лицевой счет по внебюджетным средствам в ФКУ МФ РС(Я) по Мирнинскому району и может от своего имени заключить договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; Школа имеет печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием; основная деятельность Школы направлена на: формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ; достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками Школы; адаптацию обучающихся к жизни в обществе; воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье; формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни (л.д. 57-77 Устав МОУ «СОШ № 4»); школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников Школы во время образовательного процесса, иные действия, предусмотренные законодательством РФ (л.д. 68); обучающиеся Школы имеют право, в том числе на условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья (л.д. 73); в МОУ «СОШ № 4» отсутствуют план мероприятий по охране окружающей среды на 2009-2011гг. и журнал учета образования и движения отходов, образовавшихся в результате деятельности предприятия. Доводы представителей МРИОП МОП РС(Я) о том, что правонарушение, предусмотренное ст.8.1 КоАП РФ, на граждан, должностных и юридических лиц влечет лишь наложение административного штрафа, вынесение наказание в виде предупреждения данной статьей не предусмотрено, не состоятельны, т.к. согласно тексту статьи указанное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. Вместе с тем, необходимо заметить, что согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица; предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (указанные критерии были определены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 239-ФЗ). Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание. Учитывая, что привлеченное к административной ответственности юридическое лицо осуществляет свою деятельность, связанную с обучением и воспитанием детей (от шести лет), несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, а также работников во время образовательного процесса, мера административного наказания в виде предупреждения установлена быть не может, поскольку предупреждение устанавливается при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей; доказательства, подтверждающие отсутствие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, заявителем не представлены. Изложенные в жалобе доводы представителя юридического лица о том, что МОУ «СОШ № 4» ранее к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 8.1 КоАП РФ, не привлекалось, замечаний и предупреждений от Мирнинской районной инспекции охраны природы по указанному поводу не было, в связи с чем, возможно заменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанные обстоятельства явились для уполномоченного органа основанием для назначения минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, то есть как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. При изложенных и установленных обстоятельствах, прихожу к выводу об оставлении постановления государственного инспектора МРИОП МОП РС(Я) № 49/11 от 07.11.2011г. в отношении МОУ «СОШ № 4» МО «МР» РС(Я) без изменения, т.к. правовых оснований для отмены постановления, вынесенного в отношении указанного юридического лица, суд не находит, рассмотрение дела об административном правонарушении было проведено в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим административную ответственность за совершенное правонарушение, а также с учётом смягчающих административную ответственность обстоятельств, процессуальных нарушений, допущенных при производстве дела об административном правонарушении, судом не установлено. Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л: Постановление государственного инспектора Мирнинской районной инспекции охраны природы Минприроды Республики Саха (Якутия) № 49/11 о признании юридического лица - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Муниципального образования «Мирнинский район» РС(Я) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей - оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в 10-тидневный срок в Верховный суд РС(Я) через Мирнинский районный суд РС(Я) со дня его вручения. Судья п/п С.Ж. Иванова Копия верна Судья Мирнинского районного суда РС (Я) С.Ж. Иванова