07 октября 2010 года город Мирный РС(Я) Судья Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) Иванова С.Ж.., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу и его представителя, рассмотрев жалобу Купоросова Алексея Юрьевича на постановление по делу об административном правонарушении о признании виновным Купоросова Алексея Юрьевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.25 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа, у с т а н о в и л : 04 августа 2010 года начальником ОГИБДД УВД по Мирнинскому району РС(Я) Хобот С.В. вынесено постановление 14 БР 003198 о признании виновным Купоросова Алексея Юрьевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 500 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, Купоросов А.Ю. обратился в суд с жалобой, указав, что данное постановление вынесено незаконно, заявитель не совершал инкриминируемого ему административного правонарушения. События 31 июля 2010 года обстояли иным образом: в тот момент, когда заявитель на мотоцикле передвигался по шоссе Чернышевского, внезапно на дорогу выехал автомобиль ДПС под управлением инспектора Горбунова, и перегородил ему дорогу. Заявитель, врезавшись в автомобиль ДПС, упал, мотоцикл остановился после удара о тот же автомобиль. Таким образом, инспектор ДПС вывел свой автомобиль на дорожное полотно внезапно, без проблесковых маячков, а так же сигналов об остановке, таким образом, требования об остановке не имело место быть, оснований для остановки мотоцикла у сотрудника ДПС так же не имелось. Просит отменить постановление по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, производство по делу прекратить. В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали жалобу в полном объеме. Суду пояснили, что 31 июля 2010 года около часа ночи, проезжая по Чернышевскому шоссе г.Мирный, Купоросов увидел перед собой патрульную машину, которая стояла поперек дороги, и в тот момент, когда мотоцикл был от нее совсем близко, следовательно, скорости для торможения не хватило. Кроме того, было слишком темно, а на патрульной машине опознавательные маячки не горели; инспектор ДПС, который стоял возле патрульной машины, был без форменной одежды, согласно пункту 2.4 Правил дорожного движения РФ право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, которые должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Допрошенная в ходе судебного заседания свидетель Тишкова М.С. суду показала, что 31 июля 2010 года она работала в ночную смену на предприятии АК «АЛРОСА» НИГП, расположенном на Чернышевской трассе, сторожевая будка стоит прямо вдоль Чернышевской трассы, поэтому она ясно видела все, что происходит. В ту ночь (примерно за 10 минут до ДТП) патрульная машина ДПС подъехала и встала перед воротами их предприятия, которые расположены чуть вовнутрь его территории. Около 01 часа ночи Тишкова М.С., выйдя на обход территории предприятия, услышала звук мотора мотоциклов и обратила внимание на то, как патрульная машина без никаких сигнальных огней (на улице было совсем темно) или сирены выехала прямо на проезжую часть трассы и встала поперек неё. Первый мотоцикл успел проехать мимо указанной автомашины, а второй мотоцикл врезался прямо в неё, потому что заметить её в темноте было невозможно, из-за слишком близкого расстояния мотоциклист не успел бы просто затормозить, кроме того, на дороге самих сотрудников ДПС не было, подъехав, они сидели в машине; после столкновения вышли двое в гражданской одежде, на них не было форменной одежды, никаких светоотражающих деталей на одежде сотрудников так же не имелось. После сотрудники ДПС попросили у неё разрешения поставить мотоцикл на территории предприятия до приезда эвакуаторной машины. Допрошенный в ходе судебного заседания свидетель Островский И.И. суду показал, что 31 июля 2010 года примерно после 12 часов ночи, на повороте АТПМ, когда он стоял и разговаривал со знакомыми, мимо него проезжали 2 мотоциклиста; в это же время, где-то в метрах 50 от него он заметил какое-то движение на трассе, вглядевшись, увидел, что поперек дороги встала машина; первый мотоциклист успел объехать стоявшую машину, а второй начал тормозить, но не успел, т.к. расстояние было слишком короткое, затем услышал глухой звук, при этом машина стояла без сигнала сирены (звукового сигнала), маячок включился буквально за 3-4 секунды до столкновения. Кроме того, сотрудников ДПС на дороге не было видно (заметил бы по светоотражающей форме), сотрудники ДПС были без форменной одежды, и вышли из машины только после столкновения. Всё движение происходило в темноте, видны были только фары от мотоциклов. Из материалов дела следует, что 31 июля 2010 года 00:45 час. на Чернышевском шоссе г. Мирный РС(Я) Купоросов А.Ю. не выполнил законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства в нарушение пункта 1.3 Правил дорожного движения РФ, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 12.25 КоАП РФ, о чем 31 июля 2010 года инспектором ДПС ГИБДД Васильевым А.В. был составлен протокол об административном правонарушении 14 БР 033199 в отношении Купоросова А.Ю. Постановлением начальника ОГИБДД УВД по Мирнинскому району Хобот С.В. 14 БР 003198 от 04 августа 2010 года Купоросов Алексей Юрьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства), в связи с чем, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей. Выслушав доводы заявителя и его представителя, заслушав показания свидетелей, исследовав и изучив материалы дела, нахожу постановление начальника ОГИБДД УВД по Мирнинскому району от 04 августа 2010 года подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Административная ответственность за невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства установлена частью 2 статьи 12.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот рублей. Приказом МВД РФ от 02 марта 2009 года № 185 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, который определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции. Согласно пункту 31 Административного регламента исполнение государственной функции может включать в себя следующие административные процедуры: контроль за дорожным движением; контроль за дорожным движением с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме; регулирование дорожного движения; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства; составление постановления-квитанции о наложении административного штрафа; опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; осмотр транспортного средства и груза; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; арест вещей; доставление; административное задержание; вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; выезд на место дорожно-транспортного происшествия; составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения. При исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании (сотрудники Госавтоинспекции - с нагрудным знаком), иметь служебное удостоверение (п. 33 Регламента). Исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного (п. 35). При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения (п. 43). Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются (п. 43). В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение (п. 43). При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства (п. 44). Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство (п. 64). При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения (п. 66). Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами (п. 74.3). Таким образом, действия сотрудников ОГИБДД при исполнении государственных функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения четко регламентированы. В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Как вытекает из ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ, ответственность по данной статье наступает за невыполнение законного требования сотрудника милиции; законным считается требование об остановке транспортного средства, которое подается регулировщиком в силу предоставленного ему права остановки транспортного средства; субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла; субъектом правонарушения является водитель транспортного средства, не выполнивший требование о предоставлении или остановке транспортного средства. Выслушав объяснение заявителя, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, прихожу к выводу об обоснованности доводов жалобы, поскольку вина Купоросова А.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ (невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства) судом не установлена; имеющиеся в деле рапорт, схема, протокол об административном правонарушении в отношении Купоросова А.Ю. не подтверждают противоправные действия последнего; наоборот его объяснения и доводы подтверждаются свидетельскими показаниями, которые принимаются судом во внимание; судом не установлено, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что сотрудники ИДПС были в форменном обмундировании, имели светящийся жезл и световозвращающее снаряжение (диск с красным сигналом (световозвращатель)), что применяли специальные световые и (или) звуковые сигналы, громкоговорящее устройство, что патрульный автомобиль был размещен на проезжей части с включенными специальными световыми сигналами. Кроме того, сотрудники ИДПС несли службу не на освещенных участках дорог, учитывая темное время суток (сезона), в условиях ограниченной видимости. Таким образом, действия сотрудников ИДПС не соответствуют Административному регламенту исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, который определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции. Кроме того, следует заметить, что согласно рапорту ИДПС ОГИБДД УВД по Мирнинскому району Васильева А.В., находившегося на смене с 09.00 часов 30.07.2010г. до 09.00 часов 31.07.2010г. примерно в 00:20 час., он получил телефонное сообщение о проведении несанкционированных гонок на Чернышевском шоссе в районе МСМТ; прибыв на место проведения гонок, увидел, что два мотоцикла вдруг резко начинают движение в сторону города; не успев их остановить, передал по радиостанции другим нарядам, что в их сторону на большой скорости едут два мотоцикла. Из рапорта ИДПС ОГИБДД Ласточкина Н.Н. следует, что последний, находясь на смене с 21.00 часов 30.07.2010г. до 09.00 часов 31.07.2010г. на Чернышевском шоссе, получил сообщение по радиостанции от инспектора ДПС ОГИБДД Васильева А.В. о том, что в их сторону, несмотря на требования сотрудника ДПС об остановке, двигаются два мотоцикла параллельно друг другу. Выйдя на проезжую часть, увидел, что инспектор ДПС Совин И.С. вышел из автопатруля «65» на проезжую часть дороги и, когда мотоциклы приблизились, подал сигнал об остановке жезлом. Указанные рапорты сотрудников ДПС судом не могут быть приняты как доказательства по данному делу в связи с имеющимися противоречиями в них, т.к. ИДПС Ласточкин Н.Н. в своем рапорте указал, что, «несмотря на требования ИДПС Васильева А.В. об остановке», мотоциклисты продолжили движение дальше, однако в рапорте ИДПС Васильев А.В. указал, что «не успел их остановить» (в 00час. 20мин.), между тем протокол об администоративном правонарушении в отношении Купоросова А.Ю. составлен Васильевым А.В. на Чернышевском шоссе г.Мирный РС(Я) в 00час. 45 мин. При установленных обстоятельствах, прихожу к выводу, что в действиях Купоросова А.Ю. отсутствует состав административного правонарушения; доказательств, в силу которого заявитель мог быть привлечен к административной ответственности, судом не установлено, материалами дела не подтверждаются, у суда нет оснований подвергать сомнению доводы заявителя и свидетелей, которые в силу законодательства предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. С учетом изложенного, постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении Купоросова А.Ю., подлежит отмене. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица привлекаемого к административной ответственности должны толковаться в пользу этого лица. Согласно ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения (отсутствие вины) является обстоятельством, исключающим производство по делу, в этом случае оно не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. В силу ст.29.9 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья р е ш и л : Постановление начальника ОГИБДД УВД по Мирнинскому району РС(Я) от 04 августа 2010 года по делу об административном правонарушении в отношении Купоросова Алексея Юрьевича отменить, производство по делу – прекратить. Решение может быть обжаловано в ВС РС(Я) в 10-тидневный срок со дня его вынесения. Судья: п/п Копия верна Судья Мирнинского районного суда РС(Я) С.Ж.Иванова