Дело № *****
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Мирный **.**.****
Мирнинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего Липкина Ю.Г.
с участием представителя истца Герасимовой В.Г., представителя ЭУ Кротовой М.А.,
при секретаре Петровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Мирном гражданское дело по иску Савинкова С.В. к ЭУ отдел о признании незаконным требования о предоставлении удостоверения на право пользование льготами и выдаче государственного жилищного сертификата,
у с т а н о в и л
Савинков С.В. обратился с иском к ЭУ о признании незаконным требования о предоставлении льготного удостоверения для выдачи государственного жилищного сертификата и выдаче государственного жилищного сертификата, обосновывая требования тем, что проходил службу в в/ч *****, **.**.**** года решением жилищной комиссии был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и **.**.**** года включен в список участников ГЖС. **.**.**** года уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с истечением срока контракта. Выслуга в календарном исчислении составляет более 20 лет. **.**.**** года на его имя пришел ГЖС, однако его обращение, в выдаче сертификата ответчик отказал в связи с отсутствием удостоверения, подтверждающее право на льготы. Считает отказ незаконным, поскольку он, являясь офицером запаса с выслугой более 20 лет в соответствие с ФЗ «О статусе военнослужащих» подлежит обеспечению жильем по избранному месту жительства при помощи Государственного жилищного сертификата. Удостоверение на право пользования льготами не входит в перечень документов, установленный п.44 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, поэтому требование такого удостоверения для получения ГЖС является неправомерным.
В судебном заседании истец не участвовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Герасимова В.Г. на иске настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении, указав, что Савинков С.В. представил для получения ГЖС в ЭУ все необходимые документы, предусмотренные п.44 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, регламентирующего порядок выпуска и реализации ГЖС. Удостоверение на право пользования льготами данным перечнем не предусмотрено. Истец в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», имея выслугу более 20 лет, подлежит обеспечению жилым помещением при помощи Государственного жилищного сертификата. Поэтому требования ЭУ о предоставлении удостоверения о праве пользования льготами, являются неправомерными. Просит иск удовлетворить.
Представитель ЭУ по доверенности Кротова М.А. возражала против иска, указав, что для обеспечения истца Государственным жилищным сертификатом необходимо предоставить удостоверение о праве пользования льготами, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 6.09.1998 г. №1054. Кроме того, истцом не были представлены все необходимые документы. В настоящее время Государственный жилищный сертификат возвращен в орган, осуществляющий его выдачу в связи с истечением срока его предъявления, новый сертификат на имя Савинкова С.В. в ЭУ еще не поступил.
Представитель третьего лица- войсковой части № *****-к в судебное заседание не прибыл.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из приказа № ***** командира войсковой части № ***** истец уволен с военной службы с **.**.**** года на основании подпункта «б» пункта 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с истечением срока контракта, исключен из списков личного состава части с **.**.**** (л.д. 8). Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с п.13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подп. «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, право на участие в подпрограмме имеют:
- граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;
- военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.
Согласно п.18 Правил, выдачу сертификатов осуществляют гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а»-»в» пункта 5 настоящих Правил,- федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а гражданам, указанным в подпункте «г» пункта 5 – органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно выписки из решения жилищной комиссии в/ч *****, истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит в списке очередников на получение жилья (л.д. 10).
Право истца на обеспечение жилым помещением посредством Государственного жилищного сертификата, представителем ответчика не оспаривается.
В деле имеется уведомление ЭУ от **.**.**** года о поступлении государственных жилищных сертификатов для военнослужащим в/ч *****, в том числе и Савинкова С.В. (л.д. 11).
Истец **.**.**** и **.**.**** года обращался в ЭУ с заявлением о выдаче ему поступившего Государственного жилищного сертификата. С заявлением были поданы: копия паспорта, выписка из домой книги ( справка в/ч *****), выписка из лицевого счета, обязательство о сдаче жилого помещения.(л.д. 6, 14-25).
В выдаче сертификата истцу было отказано. Основанием для отказа в выдаче сертификата послужило не предоставление истцом удостоверения на пользование льготами, предусмотренного Приложением № 1 к постановлению Правительства РФ от 6 сентября 1998 года №1054, а также в связи с тем, что не была представлена выписка из домовой книги, копия паспорта не заверена. (л.д. 26, 28).
Пунктом 44 постановления Правительства РФ № 153 предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления участником подпрограммы ГЖС, для получения сертификата: заявление, документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи, выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета, документы, подтверждающие родственные отношения участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи, документы, подтверждающие признание членами семьи участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи, копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации), обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания, справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, а так же технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма.
Таким образом, постановлением Правительства РФ не предусмотрена обязанность участника подпрограммы прилагать к заявлению удостоверение на право пользования льготами в целях получения сертификата.
Пунктом 8 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» утв. Постановлением Правительства РФ 6 сентября 1998 года №1054, право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.
Данные Правила устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета. ( п.1)
Вместе с тем, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ №153 регулируют порядок выдачи государственных жилищных сертификатом т.е. являются специальной нормой, подлежащей применению к спорным правоотношениям.
Истец уволен с военной службы по истечении срока контракта, имея выслугу более 20 лет, признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, тем самым имеет право в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» на обеспечение жилым помещением посредством выдачи Государственного жилищного сертификата. Данное право является непосредственно действующим и не требует какого-либо подтверждения выдачей удостоверения.
Таким образом, требования ЭУ о предоставлении истцом для получения Государственного жилищного сертификата удостоверения на право пользование льготами, предусмотренное Приложением 1 к постановлению Правительства РФ №1054 является незаконным. Поэтому, иск в этой части является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, судом не могут быть удовлетворены требования о возложении обязанности на ответчика о выдаче поступившего на имя истца жилищного сертификата.
Пунктом 4 постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года, срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы, - 2 месяца, в отношении банка для представления владельцем сертификата документов, предусмотренных пунктом 55 настоящих Правил, - 9 месяцев, а в случае замены сертификата (кроме замены в связи со смертью владельца сертификата или члена его семьи) - 6 месяцев. Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов.
В деле имеется копия ГЖС на имя истца, из которой следует, что срок для предъявления в кредитную организацию истек **.**.****
В судебном заседании установлено, что Государственный жилищный сертификат, поступивший на имя Савинкова С.В., в настоящее погашен, срок для предъявления его в банк истек **.**.****, сертификат возвращен в орган государственной власти, уполномоченный на выдачу сертификатов. Новый сертификат на имя истца в ЭУ до настоящего времени не поступил, поэтому, в настоящее время, оснований для возложения на ЭУ обязанности выдать государственный жилищный сертификат, не имеется. И в этой части иск удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, при поступлении нового государственного жилищного сертификата ЭУ не вправе требовать у Савинкова С.В. для его выдачи удостоверения на право пользования льготами.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Савинкова С.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным требование ЭУ о предоставлении Савинковым С.В. удостоверения на право пользования льготами, предусмотренного Приложением № 1 к постановлению Правительства РФ от **.**.**** №*****, при получении им государственного жилищного сертификата.
В удовлетворении иска Савинкова С.В. о возложении на ЭУ обязанности выдать ему государственный жилищный сертификат, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с даты вынесения решения путем подачи кассационной жалобы через Мирнинский городской суд.
Председательствующий Липкин Ю.Г.