о взыскании специальной надбавки к заработной плате



Дело № ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мирный **.**.**** года

Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего Охотиной М.М.,

при секретаре Кочергиной О.В.,

с участием представителя ответчика войсковой части *** Гончаренко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. ... гражданское дело по иску по иску Присяжнюк Т.П. к войсковой части *** и войсковой части *** о взыскании специальной надбавки к заработной плате,

У С Т А Н О В И Л:

Присяжнюк Т.П. обратилась в суд с иском к войсковой части *** г. ... о взыскании специальной надбавки к заработной плате, мотивируя тем, что работает поваром в солдатской столовой в войсковой части ***, заработок составляет 15753 руб. 96 коп. С 01 июня 2010 года после ревизии финансовой службы ей перестали выплачивать специальную надбавку в размере 20 %. При обращении к командованию в/ч *** и главному бухгалтеру ей было разъяснено, что в связи с выходом войсковой части *** из состава 1 ГИК МО войсковой части *** данная надбавка не положена как гражданскому персоналу, так и военнослужащим войсковой части ***. С данной позицией не согласна, поскольку надбавка была установлена в соответствии с Приказом министра обороны в 1955 году. Как следует из разъяснений департамента труда и заработной платы МО РФ, она устанавливалась за особые условия работы на объекте ... военнослужащим и гражданскому персоналу войсковых частей, входящих в состав войсковой части *** и дислоцированных на ее территории. Войсковая часть *** в настоящее время продолжает выполнять задачи по обеспечению деятельности 1 ГИК МО, формально в его состав как боевая единица не входит, но является филиалом войсковой части *** в соответствии с приказом МО РФ № 857 от 08 июля 2010 года. Просит взыскать с войсковой части *** специальную надбавку к заработной плате в размере 4832 руб. 37 коп.

Истец Присяжнюк Т.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствии.

Представитель ответчика войсковой части *** г. ... в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствии.

Представитель ответчика войсковой части *** г. ... по доверенности Гончаренко В.В. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями Присяжнюк Т.П. не согласны, поскольку данная надбавка не предусмотрена ни трудовым договором, ни коллективным договором в/ч ***, ни нормативными документами. Выплата спецнадбавки устанавливалась решениями Минобороны и распространялась на объект «...», т.е. на в/ч ***. В настоящее время в/ч *** не входит в состав войсковых частей космодрома «...», она переподчинена 1 командованию ВВС и ПВО и исключена из состава в/ч ***. Данная в/ч зачислена в в/ч *** на финансовое обеспечение. В/ч *** является распорядителем финансовых средств для в/ч ***. Считают, что в/ч *** необоснованно выплачивала данную спецнадбавку гражданскому персоналу. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд с учетом мнения участвующих в деле лиц считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика войсковой части *** г. ....

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством работы.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений были введены постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583.

В развитии указанного постановления Приказом Министра Обороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ Постановления Правительства РФ от 05 августа 2008 года № 583» утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо - оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему Приказу).

Пунктом 10 раздела 2 данного Приказа № 555 установлено, что в бюджетном учреждении устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822: работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.

В судебном заседании установлено, что Присяжнюк Т.П. с 07 апреля 2010 года работает в войсковой части *** г. .... За время работы в войсковой части *** г. ... до 01 июня 2010 года ей выплачивалась надбавка к должностному окладу за особые условия труда в размере 20 % к заработной плате.

Из ведомостей по начислению заработной платы в отношении истца за 2010 год следует, что ей выплачивалась специальная надбавка за особые условия труда в размере 20 % от должностного оклада по 01 июня 2010 года (л.д. 15).

В коллективном договоре командования и трудового коллектива войсковой части *** на 2009-2010 годы разделом 5 установлены положения об оплате труда, о доплатах и надбавках, сроках и месте выплаты заработной платы (л.д. 36-38).

Истец в своих требованиях ссылается на приказы Министра обороны СССР 1955 года и 1957 года, а также на разъяснения начальника Центра финансирования специальных программ МО РФ от 30 июня 2009 года № 221/12/0078, имеющими гриф «совершенно секретно».

Из оглашенного в судебном заседании протокола судебного заседания Архангельского областного суда от 06.04.2010 года по аналогичному делу, в части исследования приказа Министра обороны СССР 1955 года и 1957 года, разъяснения начальника Центра финансирования специальных программ МО РФ от 30 июня 2009 года № 221/12/0078, имеющими гриф «совершенно секретно», следует, что установленная 20% надбавка к должностному окладу распространена на рабочих ИТР, служащих и младший обслуживающий персонал, занятых на работе объекта № 155/1 «...» и входящих в ее состав войсковых частей. Данная выплата производится на основании приказа командира части.

Как установлено в судебном заседании, объектом «...» является в/ч ***.

Из сообщения Центра финансирования специальных программ Минобороны России № 221/12/462 от 06 июля 2010 года по вопросу выплаты процентных надбавок военнослужащим и гражданскому персоналу войсковой части 13991 следует, что действие приказа Министра обороны 1955 года № 00112 распространяется только на военнослужащих и гражданский персонал войсковой части *** и входящих в ее состав частей, учреждений и подразделений, дислоцированных на территории объекта «...» (л.д. 5, 30, 42).

По сообщению командира войсковой части *** информация о том, что надбавка гражданскому персоналу за особые условия труда должна выплачиваться в размере 20 % к заработной плате поступила в войсковую часть *** из разъяснений начальника Центра финансирования специальных программ МО РФ от 30 июня 2009 года № 221/12/0078 (л.д. 28).

Следовательно, из смысла норм указанных приказов Министра обороны СССР 1955 года и 1957 года и соответствующих разъяснений следует, что спецнадбавка в размере 20% к должностному окладу должна выплачиваться гражданскому персоналу войсковой части *** и входящих в ее состав войсковых частей на основании приказа командира соответствующей части.

По сообщению штаба Космических войск от 05.11.2009 года во исполнении требований директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 20.10.2009 года № 314/4/4107 были проведены организационные мероприятия в Космических войсках на 2009 год, в том числе переподчинена 17 отдельная смешенная авиационная эскадрилья в состав 1 командования ВВС и ПВО и исключена из состава 1 Государственного испытательного космодрома МО РФ.

В соответствии с приказом командира в/ч *** № 43 от 28.01.2010 года 17 отдельная смешанная авиационная эскадрилья с 28 января 2010 года исключена из состава 1 Государственного испытательного космодрома МО РФ и поставлена на финансовое обеспечение в федеральное бюджетное учреждение в/ч ***.

Как установлено в судебном заседании, по результатам проверки Межрегиональной финансовой инспекцией по Северному флоту в в/ч *** и в/ч *** была выявлена переплата заработной платы гражданскому персоналу воинских частей и учреждений, не входящих в состав в/ч *** в связи с неправильным применением приказа Министра обороны 1955 года № 00112.

Согласно сообщения войсковой части *** г. ... войсковая часть *** не входит ни в состав космодрома «...», ни в состав Космических войск. Во исполнение требований директив Генерального штаба ВС РФ от 20 октября 2009 года № 314/4/4107, штаба Космических войск от 05 ноября 2009 года № 349/2/2/4056 17 отдельная смешанная авиационная эскадрилья (войсковая часть ***) переподчинена 1 командованию ВВС и ПВО. С 28 января 2010 года указанная воинская часть исключена из состава 1 Государственного испытательного космодрома, т.е. войсковой части ***.

По сообщению штаба Космических войск от 05.11.2009 года во исполнении требований директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 20.10.2009 года № 314/4/4107 были проведены организационные мероприятия в Космических войсках на 2009 год, в том числе переподчинена 17 отдельная смешенная авиационная эскадрилья в состав 1 командования ВВС и ПВО и исключена из состава 1 Государственного испытательного космодрома МО РФ.

В соответствии с приказом командира в/ч *** № 43 от 28.01.2010 года 17 отдельная смешанная авиационная эскадрилья с 28 января 2010 года исключена из состава 1 Государственного испытательного космодрома МО РФ и поставлена на финансовое обеспечение в федеральное бюджетное учреждение в/ч ***.

Приказом командующего Космическими войсками № 304 от 29.12.2009 года в связи с созданием федеральных бюджетных учреждений в Космических войсках были определены правопреемники воинских частей, в том числе правопреемником в/ч *** является федеральное бюджетное учреждение в/ч ***.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 857 от 08.07.2010 года в/ч *** как федеральное государственное учреждение была реорганизована путем присоединения к федеральному бюджетному учреждению в/ч ***.

В материалах дела имеется сообщение командира войсковой части *** от 23 сентября 2010 года на имя командира войсковой части *** с просьбой о зачислении на финансовое обеспечение ФБУ войсковой части *** войсковой части *** в соответствии с указаниями заместителя Министра обороны РФ от 15 сентября 2010 года № 184/1/1/264.

Согласно приказа Министра обороны РФ № 250 дсп от 07.05.2008 года «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах РФ» воинские части могут быть зачислены на финансовое обеспечение только в один финансовый орган Министерства обороны (п. 79), данное зачисление производится по представлению начальника финансового органа распорядителя средств соответствующим приказом. (п.80). Основанием для принятия решения о зачислении воинской части на финансовое обеспечение является в том числе и передача воинской части из одного подчинения в другое.

Из выписки ЕГРЮЛ по в/ч *** следует, что Федеральное бюджетное учреждение – в/ч *** создана путем реорганизации в/ч ***, *** и ***, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ от 30.11.2010 года, и имеет свои филиалы. Войсковая часть *** не является филиалом в/ч ***, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Под бюджетным учреждением в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Распорядителем бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

По сообщению отделения Федерального казначейства по г. ..., в/ч *** имеет свой лицевой счет и осуществляет учет средств федерального бюджета и учет средств от приносящей доход деятельности.

Таким образом, в/ч ***, являясь федеральным бюджетным учреждением, как распорядитель средств федерального бюджета осуществляет в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение в/ч ***.

То обстоятельство, что в/ч *** состоит на финансовом обеспечении в в/ч ***, не свидетельствует о том, что войсковая часть входит в состав в/ч ***, поскольку под финансовым обеспечением в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 250 дсп от 07.05.2008 года и нормами Бюджетного кодекса РФ понимается получение бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от распределителя средств федерального бюджета.

Следовательно, поскольку войсковая часть *** г. ... не входит ни в состав воинских частей космодрома «...», ни в состав Космических войск, с 28 января 2010 года была переподчинена 1 командованию ВВС и ПВО, поэтому разъяснение начальника Центра финансирования специальных программ МО РФ от 30 июня 2009 года № 221/12/0078, предусматривающее в настоящее время выплату гражданскому персоналу надбавки за особые условия труда в размере 20 % к заработной плате, на данную войсковую часть *** не распространяется.

Не влияет на обоснованность выплаты спорной спецнадбавки и то обстоятельство, что в/ч *** выполняет задачи для целей в/ч ***.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцу за весь период работы в войсковой части *** г. ... до 01.06.2010 года выплачивалась надбавка за особые условия работы в размере 20 %. Выплата специальной надбавки за особые условия труда с 01 июня 2010 года в размере 20 % не предусмотрена ни трудовым договором, заключенным между работодателем и истцом, ни коллективными договорами войсковой части *** г. ..., ни Приказом Министра Обороны РФ № 555 от 10 ноября 2008 года, непосредственно предусматривающим условия оплаты труда гражданского персонала воинских частей. Доказательств распространения приказа Министра обороны СССР 1955 года и 1957 года на истца как на работника войсковой части *** не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Ссылки истца на применение норм Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" являются необоснованными, поскольку в судебном заседании установлено, что выплата спецнадбавки согласно требований приказа Министра обороны СССР 1955 года № 00112 не связана с проживанием или работой граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования.

С доводами истца о дискриминации по оплате труда суд не соглашается, поскольку данная выплата спецнадбавки имеет целевой характер и выплачивается лишь гражданскому персоналу войсковых частей, входящих в состав в/ч ***. Кроме того, в судебном заседании установлено, что выплата данной спецнадбавки по результатам финансовой проверки была прекращена и в других учреждениях и войсковых частях, не входящих в состав в в/ч ***.

С учетом изложенного, требование истца о взыскании с ответчика специальной надбавки к заработной плате в размере 20 % за период с 01 июня 2010 года по 01 декабря 2010 года является необоснованным.

Следовательно, в удовлетворении исковых требований Присяжнюк Т.П. следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Присяжнюк Т.П. к войсковой части *** и войсковой части *** г. ... о взыскании специальной надбавки к заработной плате - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в кассационном порядке путем подачи жалобы через Мирнинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий М.М. Охотина