Дело *** Именем Российской Федерации ... **.**.**** Мирнинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Липкина Ю.Г. с участием истца Чугунова А.А., представителя К. Кротовой М.А., при секретаре Наваленовой Е.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в ... гражданское дело по иску Чугунова А.А. к Д. и К. о включении в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства и направлении соответствующих документов, у с т а н о в и л Чугунов А.А. обратился в суд с иском к К. о включении в автоматизированную базу «Учет» для обеспечения жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства ... с **.**.****. В качестве соответчика определением суда для участия в деле привлечен Д.. В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил и просит обязать Д. включить его в автоматизированную базу «Учет» и Единый реестр военнослужащих для обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства ... с **.**.****, признать незаконными действия К., выразившиеся в не постановке его на учет для обеспечения жилым помещением и понуждении К. направить в Д. соответствующие документы о постановке на учет. Истец обосновал требования тем, что **.**.**** был уволен с военной службы из войсковой части *** по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, выслуга составляет более 25 лет. Перед увольнением с военной службы обращался с рапортом о включении в число кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, а в июне 2000 года обратился с рапортом на получение жилья по избранному месту жительства в .... Рапорт был удовлетворен и документы направлены в К.. Однако на учет поставлен не был, жилым помещением до настоящего времени по линии Министерства Обороны не обеспечен. В ходе рассмотрения дела истец от требований к К. о признании незаконными действий, выразившихся в не постановке на учет, отказался, и производство по делу в этой части прекращено. В судебном заседании истец Чугунов А.А. на иске настаивал по основаниям, изложенным в иске, и пояснил, что при увольнении с военной службы подал соответствующий рапорт об обеспечении его после увольнения жилым помещением в избранном месте жительства .... Решением гарнизонной жилищной комиссии был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, однако, дол настоящее время право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства им не реализовано. Просит обязать Д. в Единый реестр военнослужащих для обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства: ... с **.**.**** и обязать К. направить в Департамент соответствующие документы. Представитель ответчика К. по доверенности Кротова М.А. в судебном заседании возражала против иска, по тем основаниям, что на К. ведение учета военнослужащих для обеспечения жильем по избранному месту жительства не возложено, в настоящее время в связи с вступлением в силу Приказа министра Обороны РФ №1280 от 30.09.10, уполномоченным органом по учету военнослужащих нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, является Д.. Представитель соответчика- Д. в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, отзыв по существу исковых требований не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело в соответствие с ч.4 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие соответчика - Д.. Представитель третьего лица войсковой части *** Зотов В.А. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, иск поддерживает. Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему. Согласно выписки из приказа командира войсковой части *** от **.**.****, Чугунов А.А., уволен с военной службы **.**.**** в запас по достижению предельного возраста на военной службе ( подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» Исключен из списков части с **.**.****. Общая продолжительность военной службы составляет 27 лет 5 мес. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. В соответствии с п.13 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, либо в течение года при увольнении по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений. Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 года №5-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификата» на 2004-2010 годы, входящей в состав Федеральной программы «Жилище» на 2002-2010 году», в связи с жалобами ряда граждан, пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. Таким образом, граждане, уволенные с военной службы и вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеют равные права с гражданами, уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после 1 января 2005 года на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства либо получение субсидий на приобретение жилья посредством Государственным жилищным сертификатом по их выбору. При этом, граждане, уволенные с военной службы и вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеют право на обеспечение жильем по избранному месту жительства как в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и в федеральном органе исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. **.**.**** Чугунов А.А. обратился с рапортом о включении его в состав кандидатов на участие в президентской программе « Государственные жилищные сертификаты» для получения государственного жилищного сертификата в целях обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства: .... **.**.**** Чугунов А.А. обратился к командиру войсковой части *** с рапортом для постановки его на учет в целях обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в Московскую область, города Рязань, ..., ... или .... Постановлением квартирной комиссии войсковой части *** от **.**.**** Чугунов А.А. был поставлен в очередь на получение жилья за пределами гарнизона составом семьи из четырех человек. Как установлено в судебном заседании истец жилым помещением по линии МО РФ, так и за счет средств, выделяемых субъектам РФ, а также Государственным жилищным сертификатом до настоящего времени не обеспечен. Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054. Согласно пункту 7 указанных Правил учета одним из оснований признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий является избрание им постоянного места жительства после увольнения с военной службы, а основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку. Таким образом, в случае признания военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) по избранному постоянному месту жительства, а также при наличии установленных Законом выслуги лет и основания увольнения военнослужащие вправе рассчитывать на получение ГЖС для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства. Истец, избрав перед увольнением с военной службы постоянным местом жительства ..., а впоследствии ..., имея необходимую выслугу лет, в силу закона является нуждающимся в обеспечении в жилым помещением. Кроме того, решением гарнизонной жилищной комиссии в/ч *** от **.**.**** истец признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением за пределами гарнизона. Таким образом, в судебном заседании, установлено наличие у истца нереализованного права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнению с военной службы месту жительства. Законодательством для лиц, уволенных с военной службы, установлены гарантии обеспечения их жильем по избранному месту жительства. Гарантии должны выполняться. Обязанность обеспечения истца жильем по линии Министерства Обороны не выполнена, поэтому, у истца сохраняется право на получение жилья по избранному после увольнению месту жительства за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета Министерству Обороны РФ. В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации, утв. Приказом Министра Обороны РФ от 15.02.2000 года №80, действовавшим на момент увольнения истца, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). (п. 26) Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.( п.29) Приказом Министра Обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1279, действие Приказа №30 от 15.02.2000 года отменено. Приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года, утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим- гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилым помещений по договору социального найма, в соответствии с п. 10 которой, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоятьна учете до получения ими жилых помещенийподоговорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией. Учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет. В соответствии Инструкцией, уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Как установлено в судебном заседании в настоящее время К. не ведет учет военнослужащих, уволенных с военной службы, которые подлежат обеспечению жильем по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству Обороны РФ. Автоматизированная база «Учет» в настоящее время не ведется. При этом, учет военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, в том числе лиц, уволенных с военной службы и подлежащих обеспечению жильем по избранному месту жительства осуществляется Д., являющимся уполномоченным на то в соответствии с Инструкцией органом. В департаменте ведется Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Таким образом, право истца на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства подлежит реализации путем включения его в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, который ведется в Д. с даты постановки жилищной комиссией в/ч *** на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением за пределами гарнизона, т.е. с **.**.****. Следовательно, исковые требования к Д. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Вместе с тем, требования истца к К. о понуждении направления в Департамент соответствующих документов о постановке на учет, удовлетворению не подлежат, поскольку К. в настоящее время не ведет какой-либо учет и документацию в отношении военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. В соответствии со ст. 98 ч.1 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска в суд в размере 200 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Чугунова Анатолия Александровича удовлетворить частично. Обязать Д. включить Чугунова Анатолия Александровича в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения его жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства: ... с даты постановки на учет с **.**.****. В иске Чугунову Анатолию Александровичу к К. о понуждении направления в Д. соответствующих документов о постановке на учет- отказать. Взыскать с Д. в пользу Чугунова Анатолия Александровича в возврат государственной пошлины 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Мирнинский городской суд. Председательствующий Липкин Ю.Г. Мотивированное решение изготовлено **.**.**** *** *** Судья Ю.Г.Липкин ***а