о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии с, назначении пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии



Дело № ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. ...

Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего Охотиной М.М.,

при секретаре Кочергиной О.В.,

с участием истца Раневской С.Е., представителя ответчика - Государственного учреждения Отдела Пенсионного фонда РФ в г. ... Лукашовой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании г. ... гражданское дело по иску Раневской С.Е. к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда РФ по г. ... о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии с 13 декабря 2007 года, назначении пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Раневская С.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда РФ по г. ... (далее – ГУ-ОПФР по г....) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии с 13 декабря 2007г., назначении трудовой пенсии по старости с указанной даты и взыскании суммы недополученной пенсии в размере 89045 руб. 86 коп., мотивируя тем, что с 08 сентября 1992г. по 29 февраля 2000г. работала медицинской сестрой ... отделения судебно-медицинской экспертизы (далее СМЭ), с 28 июля 2003г. по настоящее время работает в этой же должности ... отделения СМЭ. Данные периоды работы дают ей право для льготного исчисления стажа при оформлении трудовой пенсии, в связи с чем она неоднократно обращалась в ГУ-ОПФР по г. ..., но получала отказ, и пенсия ей была назначена лишь с 10 февраля 2010г. Отказ ответчика в назначении досрочной пенсии был связан с тем, что работодателем были предоставлены неточные индивидуальные сведения о характере работы, а именно, код профессии был указан «28ГД» - работа в городе вместо «28СМ» - работа в сельской местности. Данная ошибка работодателем была исправлена, однако перерасчет ответчиком произведен не был, в связи с чем просит признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии с 13 декабря 2007г., обязать ГУ-ОПФР по г. ... назначить ей пенсию с указанной даты и взыскать с ответчика суммы недополученной пенсии в размере 89045 руб. 86 коп. и судебные расходы в размере 1500 руб.

В судебном заседании истец Раневская С.Е. поддержала исковые требования по тем же основаниям, пояснив, что с 08 сентября 1992г. по 29 февраля 2000г. она работала медицинской сестрой ... отделения ГУЗ «Областного бюро судебно-медицинской экспертизы», с 28 июля 2003г. вновь была принята на эту же должность ... отделения СМЭ, где работает по настоящее время. С марта 2007 она неоднократно обращалась в ГУ-ОПФР по г. ... за консультацией по поводу начисления ей льготной пенсии как имеющей стаж работы, связанной с лечебной деятельностью, более 25 лет. Однако, пенсия ей была назначена лишь с 10 февраля 2010г. На консультациях в ГУ-ОПФР по г. ... ей поясняли, что стаж не выработан и оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не имеется. Лишь в январе 2010 года из выписки из лицевого счета они установили, что работодатель ГУЗ «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы» неправильно указывал код профессии, а именно «28ГД» - работа в городе вместо «28СМ» - работа в сельской местности. Считает, что ГУ-ОПФР по г. ... должны были увидеть данную ошибку ранее, когда она впервые к ним обратилась за консультацией, т.к. из ее трудовой книжки можно было установить, что она работала в сельской местности. Указывает, что имеет право на досрочное назначение пенсии с 13 декабря 2007г., т.к. т.к. именно с этой даты у нее возникло право при наличии полных 25 лет работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности. За период с 13 декабря 2007г. до 10.02.2010г., т.е. по день назначения пенсии, она не дополучила сумму пенсии в размере 89045 руб. 86 коп., которую просит взыскать с ответчика. При этом подтвердила, что впервые с заявлением о назначении пенсии она обратилась в ГУ-ОПФР по г. ... 10 февраля 2010 года. Просит удовлетворить ее требования в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ-ОПФР по г. ... по доверенности Лукашова Г.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что с 04.12.1998 Раневская С.Е. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования, страхователем является ... областное бюро судебно-медицинской экспертизы, которым в ГУ-ОПФР по г. ... были представлены сведения об осуществлении истцом лечебной деятельности в городе, что дает право на зачет указанных периодов осуществления лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях хирургического профиля в стаж работы из расчета год работы как 1 год 6 месяцев, что недостаточно для назначения досрочной пенсии с 2007г. Корректирующие сведения с кодом льготы – осуществление лечебной деятельности в сельской местности были предоставлены страхователем в 2010г. С заявлением о назначении трудовой пенсии Раневская С.Е. до 10.02.2010г. не обращалась, и сведения индивидуального персонифицированного учета до 2010г. не содержали информацию о работе истца в сельской местности. С 01 марта 2007г. Раневская С.Е. обращалась в ГУ-ОПФР по г. ... лишь за устной консультацией по вопросам назначения пенсии, ей давались разъяснения об отсутствии такова права, т.к. на тот период работодателем не были даны соответствующие сведения о работе истца в сельской местности. Обязанность по предоставлению сведений о специальном стаже работы лежит на работодателе, что не было своевременно сделано. Считают, что оснований для взыскания недополученной пенсии не имеется, т.к. истец до 10.02.2010 года не обращалась с заявлением о назначении досрочной пенсии. Просит отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица – ГУЗ «... областное бюро судебно-медицинской экспертизы» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия (л.д. 65). С учетом мнений участников процесса суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица – ГУЗ «... областное бюро судебно-медицинской экспертизы».

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом.

Положениями подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») установлено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, трудовая пенсия назначается независимо от возраста.

Как следует из копии трудовой книжки Раневской С.Е. в период с 08 сентября 1992г. по 29 февраля 2000г., работала в должности медсестры ... отделения СМЭ, где также работает с 28 июля 2003 г. по настоящее время (л.д. 23-28).

При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.

Указанным Постановлением Правительства РФ утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с которым работа в должности медицинской сестры подлежит включению в стаж работы, дающей право на досочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

До вступления в силу указанного постановления № 781 от 29.10.2002, при определении права на пенсию применяются Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 о профессиях и должностях работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, касающиеся лиц, связанных с лечебной или иной работой по охране здоровья населения.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» от 22 сентября 1999 г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Таким образом, в период работы Раневской С.Е. в должности медицинской сестры с 08 сентября 1992 г. по 31 октября 1999 г. действовал Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, согласно которого средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности относился к профессиям и должностям работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. А в период работы Раневской С.Е. в должности медицинской сестры с 1 ноября 1999 г. по 29 февраля 2000 г. действовал Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, согласно которому работа в должности медицинской сестры также засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, работа в которых дает право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, указано, что подлежит включению в указанный стаж работа в отделениях судебно-медицинских экспертиз.

Главой 6 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрен порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.

Согласно п. 9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 г. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Реализуя данные нормативные предписания, Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях от 24.05.2001 № 8-П «По проверке конституционности положений части 1 статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобами граждан А.С.Стах и Г.И.Хваловой», от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (ИЛ ТУМЭН) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» указал на то, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений, в том числе порядку назначения и исчисления трудовых пенсий, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Исходя из этого, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002 г. вправе применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли полностью специальный трудовой стаж.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Из представленных истцом документов о работе в спорный период в должности медицинской сестры в отделении судебно-медицинских экспертиз следует, что на указанную истцом дату 13 декабря 2007г. стаж истца за работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа составляет полных 25 лет.

Как установлено в судебном заседании Раневская С.Е. с 4 декабря 1998г. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования, страхователем является ... областное бюро судебно-медицинской экспертизы.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в ред. от 28.12.2010) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Из представленных выписок из лицевого счета на застрахованного лица Раневскую С.Е. следует, что по индивидуальным сведениям, предоставленным страхователем, код льготы указан как осуществление лечебной деятельности в городе, что дает право на зачет этих периодов осуществления лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях хирургического профиля в стаж работы из расчета как 1 год и 6 месяцев.

По смыслу ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи обязаны предоставлять в органы Пенсионного фонда РФ достоверные сведения о застрахованных лицах и за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, несут ответственность.

Вместе с тем, согласно справке администрации ... района в пос. ..., на территории которого работает Раневская С.Е., ... является рабочим поселком. (л.д. 34).

В связи с этим, суд считает, что страхователь истца - ... областное бюро судебно-медицинской экспертизы предоставлял страховщику недостоверную информацию по спорным периодам работы истца. То обстоятельство, что работодателю не было известно о том, что п. ... отнесен к сельской местности, не снимает ответственность работодателя как страхователя, который обязан предоставлять достоверные сведения в отношении застрахованных лиц.

Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.

Данные полномочия корреспондируют с обязанностями работодателей предоставлять достоверные сведения, необходимые для установления и выплаты пенсии, и сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также их ответственностью за невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязательств в порядке ст. 25 настоящего закона.

В соответствии с п. 12 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 N 17/19пб, оценка сведений, содержащихся в документах, представленных для установления пенсии, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, проверка в необходимых случаях обоснованности их выдачи и соответствия сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, производится территориальным органом ПФР при рассмотрении заявления об установлении пенсии.

Как установлено в судебном заседании, с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья Раневская С.Е. обратилась в ГУ-ОПФР по г. ... 10 февраля 2010г., поэтому право на назначение пенсии у нее возникло именно с даты обращения за назначением пенсии.

Доводы истца о том, что с 2007г. она неоднократно обращалась к ответчику по поводу начисления ей льготной пенсии и поэтому ей должны назначить пенсию с 13 декабря 2007г. несостоятельны, поскольку в соответствии со ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" контроль за полнотой и достоверностью данных индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем, в том числе по их учетным данным, ведется территориальным органом ПФР постоянно, на этапе формирования территориальными органами ПФР информационной базы данных персонифицированного учета независимо от того, когда состоится обращение за пенсией конкретного застрахованного лица. При необходимости проверки данных индивидуального (персонифицированного) учета могут проводиться при рассмотрении заявления об установлении пенсии.

Из изложенного следует, что ГУ-ОПФР по г. ... вправе был до обращения гражданина за назначением пенсии проверить страхователя (ГУЗ «... областное бюро судебно-медицинской экспертизы») на достоверность представленных им сведений в отношении истца. То обстоятельство, что ГУ-ОПФР по г. ... не направил соответствующего запроса в ГУЗ «... областное бюро судебно-медицинской экспертизы» не свидетельствует о нарушении ими пенсионного законодательства, поскольку лишь страхователь в лице работодателя может откорректировать соответствующие сведения о специальном стаже застрахованного лица.

В судебном заседании установлено, что корректирующие сведения индивидуального персонифицированного учета, дающие право на досрочное назначение пенсии с кодом льготы в виде осуществления лечебной деятельности в сельской местности, страхователем ГУЗ «... областное бюро судебно-медицинской экспертизы» были предоставлены 01 апреля 2010 года (л.д. 84-88), т.е. лишь после обращения истца за назначением пенсии. Учитывая, что на 13.12.2007 года у пенсионного фонда отсутствовали сведения индивидуального персонифицированного учета, дающие право на досрочное назначение пенсии с кодом льготы в виде осуществления лечебной деятельности в сельской местности, следовательно, право у истца на назначение досрочной трудовой пенсии по указанным основаниям отсутствовало.

Кроме того, у ГУ-ОПФР по г. ... не было оснований для назначения истцу досрочной пенсии с 13.12.2007 года, поскольку для реализации права на трудовую пенсию гражданину необходимо подать заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Судом установлено, что с марта 2007 года по 10.02.2010 года на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением Раневская С.Е. о назначении пенсии не обращалась. Поскольку возникновение права на досрочное назначение пенсии дает право лицу, обратившемуся с заявлением о назначении пенсии, на получение данной пенсии, следовательно, само право на пенсию возникает лишь путем обращения за назначением пенсии.

Поскольку Раневская С.Е. обратилась в ГУ-ОПФР по г. ... 10 февраля 2010г., поэтому требования истца о назначении трудовой пенсии с 13 декабря 2007 года не подлежат удовлетворению и оснований для взыскания с ответчика пенсии за период с 13 декабря 2007г. по 09 февраля 2010г. не имеется.

Таким образом, исковые требования Раневской С.Е. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Раневской С.Е. к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда РФ по г. ... о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии с 13 декабря 2007 года, назначении пенсии и взыскании суммы неполученной пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в кассационном порядке путем подачи жалобы через Мирнинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья М.М. Охотина

Мотивированное решение

изготовлено **.**.**** года.