об оборудовании объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов



Дело № ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мирный **.**.**** года

Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего Охотиной М.М.,

с участием ст. помощника прокурора ... Немкина А.В.,

при секретаре Кочергиной О.В.,

с участием представителей ответчика Администрации ... Абдрахманова Л.И., МКУ «...» Демьянова А.В., представителя третьего лица ГУ «...» Гриневой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Мирный Архангельской области гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ... об оборудовании объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов,

у с т а н о в и л:

Прокурор ... в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ... об оборудовании объектов социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов. В обоснование иска указал, что прокуратурой ... была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой было установлено, что на территории ... проживает 908 инвалидов, из них 15 инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы, 10 из которых пользуются креслами–колясками, доступность для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры относится к категории социальной поддержки. В ходе проверки установлено, что в здании администрации ... (центральный вход со стороны ул. ...) не соблюдены требования строительных норм и правил, не созданы условия инвалидам, использующим кресла-коляски, для беспрепятственного доступа внутрь здания, а именно, при входном узле центрального входа имеется лестница, состоящая из 4-х ступеней, пандус отсутствует, в дверных проемах первого этажа имеются пороги и перепад высот пола, на лестничных пролетах отсутствуют рельсы и поручни. Указанное препятствует доступу инвалидов, использующих кресла-коляски, в здание администрации Мирного, отграничивает их право на равноправный доступ к власти. Просит обязать Администрацию ... оборудовать центральный вход со стороны ул. ... в г. ... в администрацию ..., а также лестничные пролеты центрального входа в здание специальными приспособлениями (настилы, рельсы, поручни, пандусы), устранить пороги в дверных проемах первого этажа для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски.

Определением Мирнинского городского суда от **.**.**** года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение «...» (л.д. 48-49).

При рассмотрении дела прокурором были уточнены исковые требования, просят обязать администрацию ... в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать центральный вход в здание со стороны ул. ... г. ... специальными приспособлениями (настилы, пандус), а также устранить порог при входе в центральный вход здания администрации для беспрепятственного доступа в него инвалидов, использующих кресла-коляски.

В судебном заседании ст. помощник прокурора ... Немкин А.В. настаивал на удовлетворении исковых требованиях по тем же основаниям, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации ... по доверенности Абдрахманов Л.И. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями прокурора ... согласны, просят предоставить срок для исполнения решения суда до июля 2012 года.

Представитель ответчика МКП «...» Демьянов А.В. в судебном заседании согласился с иском к Администрации ....

Представитель третьего лица ГУ «...» по доверенности Гринева Л.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, указав, что доступ для инвалидов в здание администрации ... должен быть беспрепятственным.

Изучив материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствие с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Таким образом, прокурором обоснованно на основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ заявлены требования в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, являющихся инвалидами, круг которых не ограничен определенной численностью и является неопределенным.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствие с п. 3.17 СНиП РФ 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

Пунктом 3.14 СНиП РФ, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Входная площадка при входах, доступных маломобильным группам населения, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2 %.

В соответствие с п. 3.23 СНиП РФ, ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м. Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.

В судебном заседании установлено, что Администрация ... является объектом социальной инфраструктуры. Центральный вход в здание администрации ..., расположенный по ул. ... д. *** в г. ..., не соответствует требованиям СНиП, а именно при входе имеется лестница из 4-х ступеней, препятствующая доступу инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в помещения Администрации ..., отсутствует пандус, в дверных проемах первого этажа имеются пороги и перепад высот пола.

Таким образом, вход в здание администрации ... не соответствует требованиям ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поэтому требование прокурора об оборудовании входа в здание администрации, расположенного по адресу: г. ... ул. ..., д. ***, специальными приспособлениями - пандусами с ограждениями и поручнями для беспрепятственного доступа в него инвалидов, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Закон возлагает обязанность создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов на объекты социальной инфраструктуры на собственников этих объектов, следовательно оснований для возложения данной обязанности на МКУ «...» не имеется.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В данном случае признание ответчиком Администрацией ... иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, поэтому суд принимает признание иска ответчиком.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Администрация ... как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, выступая по делу в качестве ответчика, в силу п.п. 19 пп.1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора ... удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «...» оборудовать центральный вход в здание администрации ..., расположенного по адресу: г. ..., ул. ..., д. ***, специальными приспособлениями - пандусами и настилами, устранить пороги в дверных проемах при входе в центральных вход здания для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «...» – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Архангельский областной суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы или представления через Мирнинский городской суд.

Председательствующий М.М. Охотина