о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и компенсации морального вреда



Дело № ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Мирный **.**.**** г.

Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего Агеева Д.А.,

при секретаре Наваленовой Е.Н.,

с участием помощника прокурора ... Бондарь Е.А.,

истца Игнатьевой М.В. и ее представителя Яковлевой Е.П., представителя ОАО «...» Позвонковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьевой М.В. к ОАО «...» о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

установил:

Игнатьева М.В. обратилась в суд с иском к ОАО «...» о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что 18 января 2010 года с ней был заключен трудовой договор на время выполнения обязанностей отсутствующего работника А.А.А. 12 июля 2011 года она сообщила работодателю, что беременна. В конце августа 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о продлении срочного трудового договора на основании ст.261 Трудового кодекса. В удовлетворении ее заявления ответчиком было отказано и 09 сентября 2011 года она была уволена в связи с выходом отсутствующего работника. В период с июля по 09 сентября 2011 года ответчик принимал на работу сотрудников на вакантные должности, ей же вакансии не предлагались. Кроме этого, она была принята на должность операциониста, а 01 октября 2010 года переведена на должность экономиста, следовательно, она не занимала должность операциониста А.А.А. и не могла быть уволена в связи с выходом этого работника.

В судебном заседании истец и ее представитель Яковлева Е.П. настаивали на удовлетворении иска по тем же основаниям.

Представитель ОАО «...» Позвонкова М.В. иск не признала, считая увольнение истца законным и обоснованным. На момент выхода отсутствующего работника А.А.А. вакансии в филиале не имелось.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, показания свидетелей, заключение прокурора Бондарь Е.А., полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы.

В соответствии со ст.79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.

В силу ст.261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно п.2 ст.77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

В ходе судебного заседания установлено, что 18 января 2010 года Игнатьева М.В. принята на должность операциониста в операционный отдел Дополнительного офиса Архангельского филиала ОАО «...» Отделение ... на время исполнения обязанностей отсутствующего работника А.А.А. (л.д.6-8).

На заседании Совета директоров ОАО «...» от 02 июля 2010 года принято решение об открытии филиала банка в г.... (л.д.45).

30 сентября 2010 года Игнатьева М.В. обратилась к работодателю с заявлением о переводе ее на должность экономиста в отдел по обслуживанию физических лиц Филиала «...» (л.д.28).

В тот же день с аналогичным заявлением обратилась к работодателю и А.А.А. (л.д.61).

Дополнительным соглашением от 30 сентября 2010 года в трудовой договор, заключенный с истцом, внесены изменения, в частности: Работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности экономиста в Отделе по обслуживанию физических лиц Филиала «...» ОАО «...»; местом работы Работника является Филиал «...» ОАО «...» (л.д.9).

28 июня 2010 года А.А.А. обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет, то есть до 10 сентября 2011 года (л.д.101).

Приказом от 28 июня 2010 года А.А.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 30 июня 2010 года по 10 сентября 2011 года (л.д.30).

22 августа 2011 года А.А.А. известила работодателя о том, что она планирует приступить к исполнению своих должностных обязанностей с 12 сентября 2011 года в связи с окончанием отпуска по уходу за ребенком (л.д.29).

12 июля 2011 года Игнатьева М.В. сообщила работодателю, что беременна. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

01 сентября 2011 года Игнатьева М.В. обратилась к ответчику с заявлением с просьбой продлить с ней трудовой договор на основании ст.261 Трудового кодекса до окончания беременности (л.д.12).

В удовлетворении этого заявления ответчиком истцу отказано, так как вакансий у него не имелось (л.д.16).

Штатным расписанием, табелем учета рабочего времени подтверждается, что вакансий у ответчика на момент выхода отсутствующего работника А.А.А. не имелось (л.д.47-50, 102-113).

Приказом от 09 сентября 2011 года действие трудового договора с истцом прекращено в связи с истечением срока трудового договора на основании п.2 ст.77 ТК РФ (л.д.17).

Свидетель Б.Б.Б., заместитель директора Филиала «...» ОАО «...», показала, что в июле 2011 года Игнатьева М.В. дважды грубо нарушила свои должностные инструкции, в связи с чем ей было предложено уволиться по собственному желанию, но она отказалась. По результатам служебного расследования Игнатьевой М.В. был объявлен выговор. 13 июля 2011 года Игнатьева М.В. принесла справку о том, что находится в состоянии беременности, при этом никакого заявления о переводе ее до окончания беременности на другую имеющуюся работу она не представила. В связи с имевшимися проступками доверие Игнатьева М.В. утратила, но так как она находилась в состоянии беременности, ее не уволили, а перевели в другой отдел, где она занималась бумажной работой.

Не доверять показаниям свидетеля Б.Б.Б. оснований не имеется. Истцом, в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представлено доказательств того, что она обращалась к Б.Б.Б. 12 и 13 июля 2011 года с заявлением о продлении с ней срочного трудового договора до окончания беременности.

Материалами дела подтверждается, что истец была привлечена к дисциплинарной ответственности (л.д.87). Приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора истец не обжаловала и была согласна с ним.

Таким образом, судом установлено, что с истцом был заключен срочный трудовой договор на период нахождения А.А.А. в отпуске по уходу за ребенком и, в соответствии с ч.3 ст.79 ТК РФ, такой трудовой договор расторгается с выходом этого работника на работу, а гарантии, предусмотренные ст.261 ТК РФ, на истца не распространяются.

Исходя из изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения иска о восстановлении на работе.

Поскольку требования истца о взыскании среднего заработка и компенсации морального вреда производны от требований о восстановлении на работе, они также не подлежат удовлетворению.

Суд отвергает как несостоятельные доводы истца о том, что она не могла быть уволена с должности экономиста, как принятая на работу на должность операциониста, так как в связи с реорганизацией филиала банка, как истец, так и А.А.А., чьи обязанности исполняла истец, были переведены на должности экономистов.

Довод Игнатьевой М.В. о незаконности ее увольнения в связи с тем, что ей не была предложена вакантная должность, которую заняла Иванова С.П., суд также находит несостоятельным, так как Иванова С.П. была принята на работу 11 августа 2011 года, (л.д.96, 97), а в этот период еще действовал срочный трудовой договор, заключенный с истцом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Игнатьевой М.В. к ОАО «...» о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Мирнинский городской суд Архангельской области в течение десяти дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий Агеев Д.А.

Решение в окончательной форме

изготовлено **.**.**** г.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от **.**.**** года решение Мирнинского городского суда от **.**.**** года оставлено без изменения. Решение суда вступило в законную силу **.**.**** года.

Копия верна.

Судья Мирнинского городского суда: Д.А. Агеев

...