об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ



Дело № ******

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

г. Мирный **.**.**** года

Судья Мирнинского городского суда Архангельской области Охотина М.М., рас­смотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица – М., юридический адрес: ... область, г. ..., улица ..., дом ******, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, директор ...,

У С Т А Н О В И Л:

В соответствии с Уставом М. является юридическим лицом (л.д. 21-26), что также подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 26 февраля 2009 года, основной государственный регистрационный номер ******.

В период с **.**.**** по **.**.**** года на основании распоряжения от **.**.**** года ГПН проведены плановые мероприятия по контролю за состоянием пожарной безопасности на объекте М., расположенном в д.****** по ул. ... в г. ... ... области. (л.д. 39). В ходе проверки были установлены следующие нарушения: помещения производственной части здания - ... блока, расположенного по адресу: г. ... ул. ..., д. ******, не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 3 ППБ 01-03, п.п. 1.3 ГОСТ 12.1.009-91, п.4 НПБ 110-03); не оборудованы системой оповещения людей о пожаре 1-го типа (п.п. 3,16 ППБ 01-03, п.п. 1.3, 3.6 ГОСТ 12.1.009-91, НПБ 104-03); не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для пожароопасного участка (п.6 ППБ 01-03); допущено устройство антресолей, конторок и других встроенных помещений из горючих материалов (п. 40 ППБ 01-03); монтаж и эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электрических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике (п. 2.1.21, п.2.1.32, п.2.1.33, п. 7.1.28, п. 7.1.37 ПУЭ, п.57 ППБ 01-03); при эксплуатации действующих электроустановок допускается пользование поврежденными розетками; эксплуатирование светильников со снятыми колпаками (рассеивателями); использование приемников электрической энергии (заточной станок в плотницкой мастерской) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей; складирование у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючих веществ и материалов (п. 60 ППБ 01-03); допускается хранение баллонов с горючими газами вне специально оборудованных мест (п. 533, 534 ППБ 01-03); в пожароопасном помещении (участок деревообработки) размещено постоянное место проведения огневых работ (п. 639 ППБ 01-03); для отделки стен путей эвакуации применены горючие материалы (п. 6.25 СНиП 21-01-97 п. 3, п. 53 ППБ 01-03); руководитель и лица, ответственные за пожарную безопасность, не прошли обучение в объеме программы пожарно-технического минимума (п. 3 ППБ 01-03, НПБ).

Выявленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности подтверждаются протоколом об административном правонарушении № ****** от **.**.**** года, составленного государственным инспектором ГПН. Следствием указанных нарушений является создание угрозы возникновения пожара, угрозы жизни и здоровью людей.

В ходе рассмотрения дела представитель по доверенности от законного представителя М. Р. пояснил, что с протоколом об административном правонарушении согласны, в настоящее время устранили частично имеющиеся нарушения, а именно, прекращено эксплуатирование светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), убраны газовые баллоны с горючими газами в специально оборудованное место; отсутствует сварочный аппарат на участке деревообработки. В дальнейшем намерены заключить договор на проведение монтажных работ по установке электрических сетей, электроустановок и электрических изделий в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Свидетель А., являющийся старшим дознавателем отдела ГПН, в судебном заседании показал, что монтаж и эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электрических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется в ... блоке М. с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике, что является одной из основной причиной возникновения пожара. Имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности могут создать угрозу жизни и здоровью людей.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения законного представителя М., допросив свидетеля, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Нормами пожарной безопасности НПБ 110-03, утвержденными приказом МЧС РФ от 18 июня 2003года № 315, устанавливаются основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

В ходе рассмотрения дела установлено, что помещение производственной части здания – ... блок, расположенный по адресу: г. ... ул. ..., д. ******, не защищено автоматической установкой пожарной сигнализации, что является нарушением требований пожарной безопасности, создает угрозу жизни и здоровью людей, поскольку непосредственно влияет на несвоевременное обнаружение пожара, а также предотвращение его распространения.

В нарушении норм пожарной безопасности НПБ 104-03, которыми устанавливаются требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях, а также в нарушении п. 16 ППБ 01-03 помещение производственной части здания (... блок) не оборудовано системой оповещения людей о пожаре, что также создает угрозу жизни и здоровью людей, поскольку непосредственно влияет на несвоевременное оповещение людей о пожаре, в также быструю безопасную эвакуацию людей при пожаре.

В нарушении п. 6 ППБ 01-03 на объекте ... блока М. инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка не разработаны, не знание и неумение правильно и адекватно реагировать в случае возникновения пожара может создать угрозу жизни и здоровью людей.

В соответствии с п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устраивать в производственных и складских помещениях зданий антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих и трудногорючих материалов и листового металла. П. 53 ППБ 01-03 предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации.

Материалами дела установлено, что в ... блоке имеется встроенное помещение из горючих материалов, для отделки стен лестничной клетки и ступеней лестничного марша в помещении технического архива, производственного мастера применены горючие материалы. Данные нарушения влияют на распространение пожара в другие помещения, на быструю безопасную эвакуацию людей при пожаре, защиту их на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара, что может привести к созданию угрозы жизни и здоровью людей.

В соответствии с п. 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. П. 7.1.37 Правил устройства электроустановок раздела 7 «Электрооборудование специальных установок» установлено, что электропроводку в помещениях следует выполнять сменяемой: скрыто — в каналах строительных конструкций, замоноличенных трубах; открыто - в электротехнических плинтусах, коробах и т.п. В технических этажах, подпольях, неотапливаемых подвалах, чердаках, вентиляционных камерах, сырых и особо сырых помещениях электропроводку рекомендуется выполнять открыто. Согласно п.п. 2.1.21 и 2.1.32 указанных Правил соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т. п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке. При выборе вида электропроводки и способа прокладки проводов и кабелей должны учитываться требования электробезопасности и пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что в ... блоке М. при монтаже и эксплуатации электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике. Данные нарушения, а именно некачественное выполнение монтажных работ, применение вместо пайки, сварки или опрессовки проводов с предварительной подготовкой контактирующих поверхностей простой механической скрутки, приводит к возникновению большого переходного сопротивления, что может явиться причиной возникновения пожара.

При рассмотрении дела установлено, что нарушения, касающиеся эксплуатации электроустановок в пожароопасном помещении (участок деревообработки), нахождение баллонов с горючими газами вне специально оборудованных мест, устранены.

В нарушении п. 31 НПБ руководитель и лица, ответственные за пожарную безопасность, не прошли обучение в объеме программы пожарно-технического минимума. Данное нарушение влияет на качество проведения инструктажей по пожарной безопасности с работниками предприятия.

Таким образом, в ... блоке М. были нарушены нормы действующего законодательства о пожарной безопасности, поскольку в соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Виновность юридического лица М. в нарушении требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела об админи­стративном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении, где изложены событие, время и место совершения правонарушении, процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении не выявлено; актом проверки юридического лица № ****** от **.**.**** года о выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д. 6-9); предписанием № ****** по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 10-20), фототаблицей (л.д. 42-47), показаниями свидетеля А.

Допущенные М. нарушения подлежат квали­фикации по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности.

За совершение административного правонарушения юридическое лицо подлежит административному наказанию.

Санкцией ст. 20.4 ч. 1 за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотрено наказание в отношении юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На момент рассмотрения дела, выявленные в результате проверки нарушения правил пожарной безопасности, устранены не полностью, М. принимаются меры к их предотвращению.

При назначение административного наказания суд учитывает характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Устранение М. ряда нарушений Правил пожарной безопасности и принятие мер к предотвращению общественно опасных последствий относится к смягчающим административную ответственность обстоятельствам.

Обстоятельства, отягчающих административную ответственность, не имеется.

Статьей 3.12 КоАП РФ определено, что административное приостановление деятельности назначается судьей только в случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Оставшиеся нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, которые до настоящего времени не устранены, находятся в стадии их устранения. Между тем, данные нарушения создают угрозу возгорания и пожара, что как следствие создают угрозу жизни и здоровью людей, и могут быть устранены лишь путем административного приостановления деятельности.

При назначении размера и вида наказания суд учитывает, что допущенные юридическим лицом нарушения требований пожарной безопасности носят множественный характер, влияют на несвоевременное обнаружение пожара, а также предотвращение его распространения, создают угрозу возникновения пожара, влияют на распространение пожара в другие помещения, а в случае возникновения пожара в помещении производственной части здания - ... блоке, расположенном по адресу: г. ... ул. ..., д. ******, препятствует безопасной эвакуации людей, защиту их на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся в данном помещении лицам.

В связи с изложенным, учитывая, что нарушение требований Правил пожарной безопасности, создающие угрозу возгорания и пожара и угрозу жизни и здоровью людей, не могут быть устранены без административного приостановления деятельности ... блока М., при этом менее строгий вид наказания не обеспечит предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан, считаю необходимым применить административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 60 суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Для обеспечения исполнения указанного административного наказания в виде административного приостановления деятельности и на период его действия надлежит запретить М. эксплуатацию помещения производственной части здания - ... блока, расположенного по адресу: г. ... ул. ..., д. ******. Однако, запрещение эксплуатации данного объекта согласно его функциональному назначению не влечет за собой запрещение производить работы по демонтажу, ремонту, переустройству и переоборудованию с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 29.9 и ч. 1 ст. 29.10, ст. 32.12 КоАП РФ, судья,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать М. виновным в совершении административного правона­рушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности помещения производственной части здания - ... блока, расположенного по адресу: г. ... ... области, ул. ..., д. ******, на срок 60 суток.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

В целях исполнения постановления прекратить деятельность помещения производственной части здания - ... блока, расположенного по адресу: г. ... ул. ..., д. ******, за исключением деятельности, необходимой для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Разъяснить М., что в соответствии с ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Мирнинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.М. Охотина